Сдаем ЕГЭ по информатике!

Разделы: Информатика


Единый государственный экзамен по информатике проводился с 2004 года в качестве эксперимента. В 2006 году был включен в перечень выпускных экзаменов общеобразовательных школ в Челябинской области.

Единый государственный экзамен по-прежнему воспринимается родителями, учащимися и учителями неоднозначно. Хоть экзамен по информатике и является экзаменом по выбору, а сдавать его приходится тем, кто решил продолжить свое образование в вузах по специальностям, связанным с техническими или физико-математическими науками. А это значит, что готовиться к сдаче экзамена надо!

В учебных планах общеобразовательных школ на изучение предмета “Информатика и ИКТ” отводится 3 часа в 8-9 класса и 2 часа в 10-11. Конечно же, для углубленного изучения информатики данных часов мало.

В нашу школу в 10-11 классы приходят учащиеся со всех школ города, с разным уровнем подготовки по предмету “Информатика”. Увы, но в большинстве школ по – прежнему делается упор на изучение информационных технологий, а вот теоретические основы информатики рассматриваются недостаточно.

Мои ученики сдают ЕГЭ по информатике каждый год. Это связано с тем, что хоть у нас и нет математического профиля (у нас есть гуманитарный и экономический) каждый год кто-либо (3-5 учащихся) выбирает специальности, связанные с компьютерным профилем. Будущие абитуриенты понимают серьезность такого выбора и серьезно подходят к вопросу подготовки к экзамену. Моя задача помочь им организовать свою работу наиболее рациональным способом.

Во-первых, на всех уроках информатики я использую материалы демонстрационных версий ЕГЭ разных уровней сложности. Это позволяет просто познакомить будущих абитуриентов с вариантами формулировок задач, не меняя как-то кардинально систему преподавания (чаще всего на уроке нет возможности и времени разбирать более сложные задания со всем классом, да и зачем будущему историку уметь выполнять математические операции в двоичной системе счисления!).

Во-вторых, во второй четверти 11 класса (а в это время учащиеся должны определиться с выбором экзаменов) я начинаю с будущими абитуриентами индивидуальную подготовку (не пугайтесь, это занимает не так много времени – 20-30 минут в неделю!). На этом этапе я выдаю учащимся подборки заданий по одной теме (нарезка из демоверсий ЕГЭ [1] или специализированных изданий [2], [3]), которые они решают в свободном режиме, используя необходимую литературу. С выполненными (или невыполненными) заданиями учащиеся собираются вместе, и мы обсуждаем наиболее трудные задания. Здесь от учителя требуется умение быстро ориентироваться в ситуации, когда учащиеся работают с разными заданиями (а иногда и темами!) и у них возникают различные вопросы.

В-третьих, к концу третьей четверти все мои будущие абитуриенты заканчивают решать задачи первой и второй части ЕГЭ и мы переходим к части С. Эта часть для моих учеников является наиболее сложной, ведь в 10-11 классе на изучение темы алгоритмы и программирование в примерной программе вообще нет выделенных часов! Теперь мы встречаемся с учащимися каждую неделю на 40-45 минут. На этом этапе я ставлю перед собой и учениками задачу научиться правильно оформлять свои мысли и решение задачи на бумаге.

И еще. Роль устных вычислений, их скорость и точность в условиях ограниченного времени невозможно переоценить, поэтому я считаю очень важным помочь учащимся в совершенствовании умений и навыков устных вычислений и преобразований. Это поможет им на экзамене больше времени освободить для обдумывания сложных задач и не тратить время на простые.

Данный способ подготовки учеников к ЕГЭ показал, что успешно сдать экзамен по информатике можно - даже изучая информатику на базовом уровне. И мои ученики доказывают это каждый год своими баллами (64 минимум, 88 максимум)!

Список использованной литературы

  1. www.ege.edu.ru Демонстрационный вариант ЕГЭ по информатике за 2005-2010 гг.
  2. Единый государственный экзамен 2006. Информатика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/ Рособрнадзор, ИСОП – М.: Интеллект центр, 2006. - 136с.
  3. Островская Е.М., Самылкина Н.Н., ЕГЭ 2010. Информатика: сдаем без проблем! – М.: Эксмо, 2009. – 160 с.