Урок для 8-го класса по теме "Природнохозяйственная зона "тайга"

Разделы: География


ЦЕЛЬ: Рассмотреть природную зону как зональный природный комплекс.

ЗАДАЧИ:

  1. Рассмотреть особенности природы и взаимосвязь природных компонентов в природной зоне северной части России;
  2. Начать формирование представлений о возможностях хозяйственного использования природной зоны Тайга и связанных с ними экологических проблем;
  3. Формирование умений находить причинно-следственных связей, работы группой;
  4. Прививать любовь к окружающей природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: атласы; карта природных зон России; презентация «Природно–хозяйственная зона Тайга» (фотографии с изображением растительности и животного мира тайги). (см. Приложение).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Актуализация нового материала (сообщение учащимся цели и задач урока).

3. Изучение нового материала.

Учащиеся делятся на 5 групп. Сразу определяется выступающий от каждой группы. Группа получает лист с вопросами. (5 мин.) Отвечая на вопросы , группа составляет короткий рассказ по заданной теме. При ответе на вопросы учащиеся используют текст параграфа 34 и карты в атласе. (10 – 15 мин.)

Вопросы для групп:

Группа 1.

Используя карту в атласе «Природные зоны России» и текст параграфа 34 (с.188 ) в учебнике, подготовьте небольшое сообщение о географическом положении природно-хозяйственной зоны Тайга. При подготовке сообщения используйте ответы на вопросы:

  1. Покажите природно-хозяйственную зону Тайга на карте «Природные зоны России».
  2. Назовите территории, которые занимает Тайга.
  3. Какова ширина Тайги в разных частях России?
  4. Как давно начала формироваться Тайга?

Группа 2.

Используя текст параграфа 34 ( с.188-189 ) и параграфа 13 ( с.88-89 ) в учебнике, подготовьте небольшое сообщение о климатических условиях природно-хозяйственной зоны Тайга. При подготовке сообщения используйте ответы на вопросы:

  1. Как климатические условия Тайги отличаются от климатических условий Тундры?
  2. Полноводны ли реки в Тайге? Почему?
  3. Как залегают грунтовые воды в Тайге?
  4. Где распространена многолетняя мерзлота в Тайге?

Группа 3.

Используя текст параграфа 34 ( с.188-189 ) в учебнике, подготовьте небольшое сообщение о растительности природно-хозяйственной зоны Тайга. При подготовке сообщения используйте ответы на вопросы:

  1. Перечислите породы вечнозелёных хвойных деревьев.
  2. Какие приспособления имеют деревья для произрастания в суровых климатических условиях Тайги?
  3. Какие леса произрастают в западной части Тайги? какие в Западной и Восточной Сибири? какие за Енисеем?

Группа 4.

Используя текст параграфа 34 (с.190 ) в учебнике, подготовьте небольшое сообщение о животном мире природно-хозяйственной зоны Тайга. При подготовке сообщения используйте ответы на вопросы:

  1. Опишите условия жизни животных в Тайге.
  2. Перечислите виды животных, обитающих в Тайге.
  3. Как животные приспособились к жизни в суровых условиях?

Группа 5.

Используя текст параграфа 34 ( с.190-193 ) в учебнике, подготовьте небольшое сообщение о хозяйственной деятельности человека в природно-хозяйственной зоне Тайга. При подготовке сообщения используйте ответы на вопросы:

  1. Опишите традиционное жилище людей в Тайге.
  2. Перечислите виды хозяйственной деятельности людей в Тайге.
  3. Назовите отрицательные последствия хозяйственной деятельности людей в Тайге.
  4. Какими природными ресурсами богата Тайга?
  5. Почему необходимо бережно относиться к ресурсам Тайги?

По очереди представители от каждой группы выступают в течение 3 - 4 мин.

Во время выступления представителя каждой группы на экране компьютера демонстрируется презентация «Природно–хозяйственная зона Тайга». (см. Приложение). Учащиеся записывают в тетради краткие сведения из выступления представителя каждой группы.

  1. Обобщение. Подведение итогов: выставление оценок всем учащимся за работу на уроке.
  2. Сообщение домашнего задания : читать параграф 34 (учебник Алексеева).

Если в конце урока осталось достаточно времени, можно провести тест на проверку усвоения полученных знаний.

Тест по теме «Природно-хозяйственная зона Тайга».