ЦЕЛЬ: Рассмотреть природную зону как зональный природный комплекс.
ЗАДАЧИ:
- Рассмотреть особенности природы и взаимосвязь природных компонентов в природной зоне северной части России;
- Начать формирование представлений о возможностях хозяйственного использования природной зоны Тайга и связанных с ними экологических проблем;
- Формирование умений находить причинно-следственных связей, работы группой;
- Прививать любовь к окружающей природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: атласы; карта природных зон России; презентация «Природно–хозяйственная зона Тайга» (фотографии с изображением растительности и животного мира тайги). (см. Приложение).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Актуализация нового материала (сообщение учащимся цели и задач урока).
3. Изучение нового материала.
Учащиеся делятся на 5 групп. Сразу определяется выступающий от каждой группы. Группа получает лист с вопросами. (5 мин.) Отвечая на вопросы , группа составляет короткий рассказ по заданной теме. При ответе на вопросы учащиеся используют текст параграфа 34 и карты в атласе. (10 – 15 мин.)
Вопросы для групп:
Группа 1.
Используя карту в атласе «Природные зоны России» и текст параграфа 34 (с.188 ) в учебнике, подготовьте небольшое сообщение о географическом положении природно-хозяйственной зоны Тайга. При подготовке сообщения используйте ответы на вопросы:
- Покажите природно-хозяйственную зону Тайга на карте «Природные зоны России».
- Назовите территории, которые занимает Тайга.
- Какова ширина Тайги в разных частях России?
- Как давно начала формироваться Тайга?
Группа 2.
Используя текст параграфа 34 ( с.188-189 ) и параграфа 13 ( с.88-89 ) в учебнике, подготовьте небольшое сообщение о климатических условиях природно-хозяйственной зоны Тайга. При подготовке сообщения используйте ответы на вопросы:
- Как климатические условия Тайги отличаются от климатических условий Тундры?
- Полноводны ли реки в Тайге? Почему?
- Как залегают грунтовые воды в Тайге?
- Где распространена многолетняя мерзлота в Тайге?
Группа 3.
Используя текст параграфа 34 ( с.188-189 ) в учебнике, подготовьте небольшое сообщение о растительности природно-хозяйственной зоны Тайга. При подготовке сообщения используйте ответы на вопросы:
- Перечислите породы вечнозелёных хвойных деревьев.
- Какие приспособления имеют деревья для произрастания в суровых климатических условиях Тайги?
- Какие леса произрастают в западной части Тайги? какие в Западной и Восточной Сибири? какие за Енисеем?
Группа 4.
Используя текст параграфа 34 (с.190 ) в учебнике, подготовьте небольшое сообщение о животном мире природно-хозяйственной зоны Тайга. При подготовке сообщения используйте ответы на вопросы:
- Опишите условия жизни животных в Тайге.
- Перечислите виды животных, обитающих в Тайге.
- Как животные приспособились к жизни в суровых условиях?
Группа 5.
Используя текст параграфа 34 ( с.190-193 ) в учебнике, подготовьте небольшое сообщение о хозяйственной деятельности человека в природно-хозяйственной зоне Тайга. При подготовке сообщения используйте ответы на вопросы:
- Опишите традиционное жилище людей в Тайге.
- Перечислите виды хозяйственной деятельности людей в Тайге.
- Назовите отрицательные последствия хозяйственной деятельности людей в Тайге.
- Какими природными ресурсами богата Тайга?
- Почему необходимо бережно относиться к ресурсам Тайги?
По очереди представители от каждой группы выступают в течение 3 - 4 мин.
Во время выступления представителя каждой группы на экране компьютера демонстрируется презентация «Природно–хозяйственная зона Тайга». (см. Приложение). Учащиеся записывают в тетради краткие сведения из выступления представителя каждой группы.
- Обобщение. Подведение итогов: выставление оценок всем учащимся за работу на уроке.
- Сообщение домашнего задания : читать параграф 34 (учебник Алексеева).
Если в конце урока осталось достаточно времени, можно провести тест на проверку усвоения полученных знаний.