Цели урока:
- Определяются классу ёмкой фразой Маяковского, к которой учитель обращается в начале и в конце урока.
- Цели урока заключаются в следующем (классу эти цели не называются)
Формирование предметных компетентностей (образовательные):
- получение новых знаний о многообразии культурной революции;
- о видах и особенностях искусства плаката;
- усвоение новых терминов, имён, понятий.
Перевод предметных компетентностей в универсальные (развивающие):
- применение исторических знаний на практике;
- объяснять главную специфику плаката;
- сформулировать основные задачи, которые несёт плакатное искусство;
- объяснять почему именно в период культурной революции плакат играл особо важную роль.
Наряду с учебными компетентностями получить коммуникативные компетентности: умение работать индивидуально, в группах, взаимодействовать с учителем.
Развитие деятельной компетентности: научить себя работать по образцу, алгоритму, а также творчески в поиске.
Задачи урока:
- Познакомиться с одним из направлений культурной революции - искусством плаката.
- Научиться комментировать их содержание.
- Определить своё отношение к такому виду живописи, как плакат.
- На основе полученных на уроке знаний, выполнить творческое задание: составить синквейн, нарисовать плакат.
Оборудование:
- оформление доски: тема, эпиграф, пять плакатов, (их могут ученики нарисовать заранее) прикреплённых магнитами и пронумерованных; либо все оформление сделать на интерактивной доске.
- компьютер (ноутбук, где используется презентация урока, подготовленная учителем заранее).
- рабочие материалы на столах для класса: 3 комплекта на стол по пять распечатанных и пронумерованных листов (подробнее см. приложение); листы формата А3, маркеры для творческой работы. (для одной из групп готовые аппликации).
- материал для рабочей группы (подробнее см. приложение);
- учебники Н.В.Загладина “История Отечества ХХ-ХХI в., 11 класс” (можно использовать и учебники, по которым работает класс, главное, чтобы там были репродукции плакатов).
- у каждого ученика должна быть тетради для записей, учебник.
I ЭТАП: (подготовительный): заранее можно назначить группу для подготовки урока, ученики будут искать информацию в энциклопедиях, других источниках, помогать делать компьютерную презентацию. (Здесь можно привлечь и детей с ограниченными возможностями, если есть таковые).
-Класс делится на три-четыре группы, каждая из которых будет выполнять определённые ей задачи.(максимум 6 человек в группе);
- также создаётся рабочая группа (два наиболее подготовленных ученика), которая будет оценивать работу групп и класса в целом.
- если нет интерактивной доски, то можно посадить за компьютер ученика для помощи
Учитель: Сегодня на нашем занятии мы будем говорить о многообразии культурной революции, одним из элементов которой является такая форма как плакат (слайд №1 тема, эпиграф):
о котором Владимир Маяковский говорил: “Искусство, идущее в ногу со временем”. Наш урок – урок изучения нового материала, урок – комментарий.( далее дети записывают тему в тетрадь, знакомятся с задачами урока- опора лист №1 из рабочих материалов).
II ЭТАП:
Введение в тему с опорой на предыдущие знания учеников.
Учитель: -Представьте себе, что мы в музее изобразительных искусств, перед нами полотна Репина, Васнецова… Переходим в другой зал и перед нашим взором предстают работы, выполненные в другой манере- это плакат! (учитель указывает на плакаты, размещенные на доске). Итак, в чем тогда отличия плаката?
- дети отвечают, используя свои знания, также им помогает сориентироваться лист №2 из рабочих материалов.
- резюмируя ответы учеников, учитель обращает внимание, на то, в чём состоит главная специфика плаката:
- обобщение изображения
- упрощенная цветовая гамма, классическим примером является 3 цвета, так как плакат – это разновидность графики
- силуэты и линии изображены на контрастах
- есть текст.
III ЭТАП:
Изучение нового с помощью рабочего и справочного материала:
Учитель: - А теперь, обратитесь к рабочим материалам(лист №2(а;б)и найдите определение понятия “плакат”.Что, по-вашему, здесь самое главное?
Какие плакаты вам известны? У любого произведения есть автор, кто же работал в жанре плаката? Запишите этих художников в тетради. Кого из них вы знаете?
(на экране слайд №2):
- учитель даёт о них краткую информацию. (материал из Большой сов. энциклопедии)
Далее учитель обращает внимание учеников к “мини-галерее” на доске:
Учитель: “Рабочий лист №3. Ознакомьтесь с цитатами и выдержками из документов. Итак, содержание какого плаката на ваш взгляд соответствует
- высказыванию В.И.Ленина?
- выдержке из Декрета Совнаркома?
- воспоминанию конструктора А.М.Исаева?
Позицию свою аргументируйте!
(дети отвечают, учитель словесно поощряет, при необходимости помогает, корректирует).
Учитель:- Назовите события 20-40-х годов, которые отражены на плакатах нашей галереи.
(ученики должны назвать события: Октябрьская революция 1917г, гражданская война, культурная революция, индустриализация, Великая Отечественная война).
Учитель:- Вспомните, какие термины соответствуют такому явлению нашей истории как культурная революция. (дети называют, дают определения, затем учитель обращает внимание на появившийся слайд №3 и ученики видят все ли термины были названы).Далее идет работа со справочным аппаратом
IV ЭТАП: Учимся давать комментарий плаката по алгоритму.
- Учитель обращает внимание на рабочий лист №4 и сам с помощью слайда №4 показывает как надо давать комментарий.
в данном случае используется плакат 1914 года С.Виноградова “ На помощь жертвамъ войны”). Учитель передает содержание плаката, опираясь на выданный ученикам алгоритм, они слушают и запоминают.
Учитель:- - А теперь, каждая группа должна проявить себя в комментарии следующих плакатов, работаем четко по алгоритму! Какая группа здесь себя проявит? Рабочая группа не забывает оценивать выступления своих одноклассников. (тематика: гражданская война, советско-польская война, культурная революция, Великая Отечественная война).
После работы с плакатами на интерактивной доске (или экране) класс обращается к плакатам размещенным на страницах (цветных вклейках) учебника и комментирует любой на выбор, при этом происходит некое соревнование между группами.
Учитель:- Так в чем же заключается искусство плаката? (закрепление полученных знаний, учитель не забывает словесно поощрять ответы учащихся).
Учитель:- А теперь посмотрите видеоряд нашей галереи, подумайте, в чем же еще особенность плаката, какие авторы их создавали и сделайте необходимые пометки в тетради.
(слайд-шоу на экране с использованием звукового сопровождения, один за другим сменяется в общей сложности 20 плакатов периода 20-40-х годов, можно воспользоваться отсканированными иллюстрациями из энциклопедии для детей Аванта+ “История России ХХ век”, том 5, или использовать другие источники, напрмер,CD “От Москвы до Рейхстага”):
V ЭТАП: От работы по алгоритму дети переходят к творчеству, создают свой продукт.
Учитель:- - А сейчас пришла пора превратить класс в творческую мастерскую.
1-я группа получает задание по составлению синквейна на тему “плакат”.
2-я группа – создайте плакат по одному из важнейших, ярких событий из истории страны 20-х – 30-х гг.
3-я группа – вы работаете над плакатом на тему: “Глобальные проблемы современности”.
4-я – вам предлагаю, с помощью имеющихся материалов (аппликаций), создать плакат на свободную тему и придумать к нему надпись (1-2 варианта). На работу – 5 -7 минут. ( в последнюю группу можно включить учащихся менее подготовленных, но это творческое задание позволит им почувствовать свою значимость, затем, каждая группа представляет выполненное задание, творческие работы крепятся на доску).
VI ЭТАП:
Завершающий этап урока.
Учитель:- Итак, как вы теперь сформулировали бы основные задачи, которые несет искусство плаката? (дети отвечают)
Учитель:- Почему именно в период культурной революции плакат играл особо важную роль? Что полезного и нового вы узнали на уроке? Как вы себя оцениваете? (выступает представитель от каждой группы).
-А теперь посмотрим, насколько совпадает ваша оценка с оценкой рабочей группы?
( выступают два ученика из рабочей группы, дают оценку классу и отдельным, наиболее отличившимся ученикам).
-Что имел в виду Маяковский, характеризуя плакат как “искусство идущее в ногу со временем”? (дети отвечают).
-За это короткое время урока мы смогли с вами стать единомышленниками, и я благодарю вас за участие, добросовестность и сотрудничество. Вы были активными, творческими, а главное неравнодушными, а в память о сегодняшнем уроке, я дарю вам свой плакат (можно подготовить его заранее).
Практическое закрепление материала:
Выполнить тесты
(можно использовать интерактивную доску):
1.Найти соответствия:
А) Плакат Б) Комментарий В) Культурная революция Г) Соцреализм |
1.коренной переворот в духовном развитии страны, включает создание соц. системы народного образования и просвещения, преодоление влияния старой идеологической системы; 2…необходимость наполнения реалистических традиций новым, социалистическим содержанием. 3.разновидность оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно- политического события, документа и т. п. 4.специфическая художественно-образная форма воспроизведения действительности, средство воспитания индивида, эмоциональное влияние, конкретное общественно-историческое устремление к идеалам |
2. Выбрать из списка художников, работавших в жанре плаката:
а) Д. Моор;
б) Сарьян,
в)В.Дени;
г) К.Коровин,
д) Петров-Водкин;
е) М.Куприянов;
ж) Н.Соколов;
з) И.Тоидзе.
3. Стрелками соотнести авторов плаката и название.
- “Помни о голодающих”= а)В.Дени.
- “Родина - Мать зовет!” =б)Д.Моор.
- “Трубка Сталина” =в) В Маяковкий
- “Очередь за Врангелем”= г) И.Тоидзе
- “На Польский фронт!” =д)Н.Кочергин
Если время позволяет, то можно всем вместе придумать синквейн к слову “история”, например:
История
Необходимая, интересная
Учит, наполняет, помогает
Наука сложная, но полезная
Жизнь.
Используемые источники:
- Большая советская энциклопедия.
- ЗагладинН.В., Минаков “История Отечества ХХ-ХХI в., 11 класс.-М.,2006.
- Энциклопедия для детей. М:Аванта +., т.5.-2003.
- CD “История России”., ч1-.2. Клио-Софт. 2002.
- CD “От Москвы до Рейхстага”.
- WWW.HISTORY.RU