Цели урока:
- рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;
- воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;
- развивать навыки работы с документами, с картой, умения определять и объяснять понятия, сравнивать.
Оборудование урока: Карта «Отечественная война 1812 г.», картина «Совет в Филях»
План урока:
- Вторжение Наполеона в Россию.
- Бородинское сражение.
- Совет в Филях и оставление Москвы.
- Отступление и гибель «Великой армии».
Словарная работа:
- партизаны
- народное ополчение
- флеши
- редут
- батарея
- фураж
Ход урока:
- Рассказ учителя о создании французской армии, армии «Двунадесять языков».
- Работа с учебником (стр. 24-25). Задание: Определить цели и причины начала войны 1812 г.
- Работа по таблице. Задание: Сравните данные таблицы «Военно-экономический потенциал России и Франции». Сделайте вывод. (Презентация. Слайд № 1.)
- Работа с картой. Показать расположение русских войск и объяснить их расположение.
- Беседа с учащимися по вопросам:
- Глядя на расположение русской армии, предположите, какую тактику мог предпринять Наполеон?
- Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона?
- Назовите и покажите место соединения 1 и 2 русской армии.
- Работа по схеме. Задание: Раскрыть замысел Наполеона. (Презентация. Слайд №2).
- Рассказ о Смоленском сражении. Работа по карте. О назначении Кутузова главнокомандующим русской армии.
- Работа с документами по группам (3 группы. См. приложение). Документ № 1, 2, 3.
- Схема Бородинское сражение. Сравнительная характеристика вооруженных сил в битве. Диаграмма. (Презентация. Слайд № 3).
- Работа по картине «Совет в Филях». Работа с документом «Совет в Филях». Беседа с учащимися по вопросам:
- Какова была главная цель военного совета в Филях?
- Какое решение было принято на нем?
- Каковы были причины принятия этого решения?
- Какой предстала Москва перед французскими войсками?
- В чем причины недовольства Наполеона?
- На что надеялся Наполеон, подойдя к Москве?
- Подведение итога. Отступление Наполеона из Москвы. Чтение стихотворения А.С. Пушкина:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Не терпеливому герою.
- Словарная работа: Объяснение слов партизаны, ополчение.
- Знакомство учащихся с биографией партизан. (Д.В. Давыдов, А.С.Фигнер, А.Н. Сеславин, В. Кожина). (Презентация. Слайд № 4).
- Работа с картой: показать Тарутино, Малоярославец, путь отступления французской армии.
- Работа с документами. (Отступление французской армии) по группам. Документ № 4, 5, 6.
- Беседа с учащимися по вопросам.
- Что осложняло отступление французов?
- Почему французы испытывали большие трудности с продовольствием?
- Как Наполеону удалось переправиться через реку Березину?
- Как вы понимаете слова русского воина «война прекратилась за неимением сражающихся?
- Подведение итогов. (Презентация. Слайд № 5).
Кутузову после оставления Москвы удалось добиться главного:
- Дождаться подкрепления;
- Заставить французскую армию отступать по уже разоренной ею смоленской дороге.
6 декабря император Наполеон был в Париже.
6 января 1813 г. – Александр I подписал манифест об окончании Отечественной войны.
- Домашнее задание: § 4, записать в тетрадях «Значение Отечественной войны 1812 года».
Литература:
- Преподавание истории в школе №10, 2004 г.
- Преподавание истории в школе №2, 2006 г.
- Б. Асварши, Г. Вилинбахов Отечественная война 1812 г. в картинах Петера Хесса «искусство» Ленинградское отделение 1984
- Рабочая тетрадь «Россия в I пол. XIX в.» А.Самсонов, НПО «Школа», Москва
- М. Брагин «В грозную пору 1812 г.» Издательство «Малыш» 1984
- Е.В. Колганова, И.В. Сумакова Поурочные разработки по истории XIX в., Москва «Вако» 2004