Цель урока: слайд №2
- Повторить, обобщить и закрепить правила действий с натуральными числами, формулы вычисления площадей прямоугольника и треугольника, повторить решение задач на движение.
- Развивать познавательный интерес учащихся, учить видеть связь между математикой и окружающей жизнью.
- Воспитывать любовь и интерес к живой природе, учить трудолюбию, аккуратности, внимательности ко всему окружающему.
Ход урока
Урок у нас необычный. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. И как к любому путешествию мы должны подготовиться.
I. Устный счёт. слайд №3
- Найти значения выражений:
- Упростить выражения: 23а + 37а, 84в – 80в, 4у + 26у, 32х – х.
- Как найти площадь прямоугольника? Как можно найти площадь прямоугольника АВСД? Как найти площадь треугольника АВД?
- Назовите формулу пути. Что обозначает каждая буква в этой формуле?
II. Решение упражнений. слайд №4
Теперь можно отправляться в путешествие. Слышали ли вы о кругосветном путешествии пешком? Каждый из нас, какой бы он не был домосед, успел в своей жизни, сам того не подозревая, пройти пешком путь даже более длинный, чем окружность Земного шара. Произведём маленький математический подсчёт.
В течение каждого дня вы, конечно, не менее 5 часов проводите на ногах: ходите по комнатам, по двору, по улице, словом, так или иначе, шагаете.
- Кто знает, с какой скоростью ходит человек? (4 - 5 )
- Подсчитайте, сколько км проходит человек в день. (20 – 25 км)
- Сколько км пройдёте вы за год? (365 · 20 = 7300 км или 365 ·25 = 9125 км)
Итак, даже малоподвижный человек, никогда не покидавший свой город, проходит ежегодно около 8000 км. слайд №5
- Посчитайте какой путь, вы прошли в свои 11 лет, если учесть, ходить вы начали с двух лет. (72000 км)
- Кто знает, чему равна длина экватора? Длина экватора является длиной окружности Земного шара. (40000 км)
- Сколько лет вам понадобится для «кругосветного путешествия»? (5 лет)
- Во сколько лет вы совершите своё второе «кругосветное путешествие»? (12 лет)
- Пять таких путешествий? (27 лет)
- Десять путешествий? (52 года)
Итак, отправляемся в путешествие, а куда сейчас узнаем. Но в одиночку в дальний путь отправляться нельзя. С собой необходимо взять верных друзей. Они помогут вам в трудную минуту, не бросят в беде. Совместно с соседом по парте выполните следующее задание.
Выполняют задание, слайд №6 результаты вносят в таблицу.
Карточки:
№ 1
- 14х + 27х = 779
№ 2
- 81х - 38х = 215
№ 3
- (х – 9) · 7 = 973
№ 4.
- х : 11 = 11
№ 5
- 2
- (х – 9) · 7 = 973
№ 6
- 14х + 27х = 779
№ 7
- 81х - 38х = 215
№ 8
- х : 11 = 11
№ 9
- 101376 : 33792 =
№ 10
- 81х – 38х = 215
- 101376 : 33792 =
№ 11
- 135(а + 8) = 2700
- 952 : 68 =
№ 12
- 1428 : 28 =
№ 13
- 768 : 16 =
- 8х – 7х = 2
слайд №7 Код ответов:
173 | 75 | 141 | 220 | 26 | 76 | 36 | 21 | 33 | 8 | 50 | 46 |
А | В | Д | Е | И | К | М | О | П | Р | У | Ф |
Таблица для заполнения:
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 | №11 | №12 | №13 | ||
слайд №8 Но до Африки пешком добраться невозможно, т.к. на нашем пути встречаются два моря – Черное и Средиземное. И чтобы попасть в Африку, мы воспользуемся клиперами «М.В.Ломоносов» и «Леонард Эйлер».
1) Михаил Васильевич Ломоносов – академик, который в своих научных трудах впервые выдвинул идею Мирового океана. Изучал его происхождение, рельеф, приливы и отливы, течения. Изобрёл измерительные приборы для морских путешествий.
2) Леонард Эйлер – один из великих математиков XVIII века. Он подготовил к печати огромный труд по теории кораблестроения и кораблевождения. Но самым любимым его делом было занятие математикой.
слайд №9 Клиперы – это небольшие парусники, на которых в 18 веке по Черному и Средиземному морям плавали купцы и путешественники, работорговцы и пираты. На таких кораблях были два вида парусов: «Марсель» - парус прямоугольной формы и «Кливер» - небольшой треугольный парус, показывающий направление ветра. Определим площади этих парусов.
слайд №10 -- Пока мы плыли, капитан корабля рассказал мне такую историю: «Корабль отошел от берега, 2 часа прошел со скоростью 30 и утонул. Капитан со своей командой и пассажиры поплыли домой. Капитан и его команда достигли берега через 10 часов после кораблекрушения, а пассажиры добирались до суши на 5 часов дольше. С какой скоростью плыл домой капитан со своей командой, и с какой плыли пассажиры?»
слайд №11 Вот и Африка!
Площадь этого материка 29 млн. км. Здесь живёт свыше 624 миллионов человек, которые говорят примерно на тысяче различных языков.
А что вы знаете об Африке? Какие животные здесь живут? Работают в группах. слайд №12
Мы сегодня с вами очень хорошо поработали: много ходили, плавали, исследовали и наблюдали животных, но ещё больше мы решали и вычисляли. Я думаю, вам понравилось наше путешествие, но домой возвращаться нужно. Возвращаться домой мы будем на самолетах. Для этого на столах полётные задания – это карточки «Д. з.», и отправляйтесь в полёт. Счастливого пути. До встречи на земле. До свидания. слайд №14
Д.з. «Полётное задание».
Вертолет пролетает за час 300 км, а самолёт «ТУ – 154» - в 3 раза больше. На сколько больше пролетит самолёт, чем вертолёт, за 8 ч?