Урок в 5-м классе по теме "Действия с натуральными числами"

Разделы: Математика


Цель урока: слайд №2

  1. Повторить, обобщить и закрепить правила действий с натуральными числами, формулы вычисления площадей прямоугольника и треугольника, повторить решение задач на движение.
  2. Развивать познавательный интерес учащихся, учить видеть связь между математикой и окружающей жизнью.
  3. Воспитывать любовь и интерес к живой природе, учить трудолюбию, аккуратности, внимательности ко всему окружающему.

Ход урока

Урок у нас необычный. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. И как к любому путешествию мы должны подготовиться.

I. Устный счёт. слайд №3

  1. Найти значения выражений:
  2. Упростить выражения: 23а + 37а, 84в – 80в, 4у + 26у, 32х – х.
  3. Как найти площадь прямоугольника? Как можно найти площадь прямоугольника АВСД? Как найти площадь треугольника АВД?
  4. Назовите формулу пути. Что обозначает каждая буква в этой формуле?

II. Решение упражнений. слайд №4

Теперь можно отправляться в путешествие. Слышали ли вы о кругосветном путешествии пешком? Каждый из нас, какой бы он не был домосед, успел в своей жизни, сам того не подозревая, пройти пешком путь даже более длинный, чем окружность Земного шара. Произведём маленький математический подсчёт.

В течение каждого дня вы, конечно, не менее 5 часов проводите на ногах: ходите по комнатам, по двору, по улице, словом, так или иначе, шагаете.

  1. Кто знает, с какой скоростью ходит человек? (4 - 5 )
  2. Подсчитайте, сколько км проходит человек в день. (20 – 25 км)
  3. Сколько км пройдёте вы за год? (365 · 20 = 7300 км или 365 ·25 = 9125 км)

Итак, даже малоподвижный человек, никогда не покидавший свой город, проходит ежегодно около 8000 км. слайд №5

  1. Посчитайте какой путь, вы прошли в свои 11 лет, если учесть, ходить вы начали с двух лет. (72000 км)
  2. Кто знает, чему равна длина экватора? Длина экватора является длиной окружности Земного шара. (40000 км)
  3. Сколько лет вам понадобится для «кругосветного путешествия»? (5 лет)
  4. Во сколько лет вы совершите своё второе «кругосветное путешествие»? (12 лет)
  5. Пять таких путешествий? (27 лет)
  6. Десять путешествий? (52 года)

Итак, отправляемся в путешествие, а куда сейчас узнаем. Но в одиночку в дальний путь отправляться нельзя. С собой необходимо взять верных друзей. Они помогут вам в трудную минуту, не бросят в беде. Совместно с соседом по парте выполните следующее задание.

Выполняют задание, слайд №6 результаты вносят в таблицу.

Карточки:

№ 1

  1.  
  2. 14х + 27х = 779

№ 2

  1.  
  2. 81х - 38х = 215

№ 3

  1.  
  2. (х – 9) · 7 = 973

№ 4.

  1.  
  2. х : 11 = 11

№ 5

  1. 2 
  2. (х – 9) · 7 = 973

№ 6

  1.  
  2. 14х + 27х = 779

№ 7

  1.  
  2. 81х - 38х = 215

№ 8

  1.  
  2. х : 11 = 11

№ 9

  1. 101376 : 33792 =

№ 10

  1. 81х – 38х = 215
  2. 101376 : 33792 =

№ 11

  1. 135(а + 8) = 2700
  2. 952 : 68 =

№ 12

  1. 1428 : 28 =
  2.  

№ 13

  1. 768 : 16 =
  2. 8х – 7х = 2

слайд №7 Код ответов:

173 75 141 220 26 76 36 21 33 8 50 46
А В Д Е И К М О П Р У Ф

Таблица для заполнения:

№1 №2 №3 №4 №5 №6        №7        №8 №9 №10 №11 №12 №13
                             

слайд №8 Но до Африки пешком добраться невозможно, т.к. на нашем пути встречаются два моря – Черное и Средиземное. И чтобы попасть в Африку, мы воспользуемся клиперами «М.В.Ломоносов» и «Леонард Эйлер».

1) Михаил Васильевич Ломоносов – академик, который в своих научных трудах впервые выдвинул идею Мирового океана. Изучал его происхождение, рельеф, приливы и отливы, течения. Изобрёл измерительные приборы для морских путешествий.

2) Леонард Эйлер – один из великих математиков XVIII века. Он подготовил к печати огромный труд по теории кораблестроения и кораблевождения. Но самым любимым его делом было занятие математикой.

слайд №9 Клиперы – это небольшие парусники, на которых в 18 веке по Черному и Средиземному морям плавали купцы и путешественники, работорговцы и пираты. На таких кораблях были два вида парусов: «Марсель» - парус прямоугольной формы и «Кливер» - небольшой треугольный парус, показывающий направление ветра. Определим площади этих парусов.

слайд №10 -- Пока мы плыли, капитан корабля рассказал мне такую историю: «Корабль отошел от берега, 2 часа прошел со скоростью 30 и утонул. Капитан со своей командой и пассажиры поплыли домой. Капитан и его команда достигли берега через 10 часов после кораблекрушения, а пассажиры добирались до суши на 5 часов дольше. С какой скоростью плыл домой капитан со своей командой, и с какой плыли пассажиры?»

слайд №11 Вот и Африка!

Площадь этого материка 29 млн. км. Здесь живёт свыше 624 миллионов человек, которые говорят примерно на тысяче различных языков.

А что вы знаете об Африке? Какие животные здесь живут? Работают в группах. слайд №12

Приложение 2

Мы сегодня с вами очень хорошо поработали: много ходили, плавали, исследовали и наблюдали животных, но ещё больше мы решали и вычисляли. Я думаю, вам понравилось наше путешествие, но домой возвращаться нужно. Возвращаться домой мы будем на самолетах. Для этого на столах полётные задания – это карточки «Д. з.», и отправляйтесь в полёт. Счастливого пути. До встречи на земле. До свидания. слайд №14

Д.з. «Полётное задание».

Вертолет пролетает за час 300 км, а самолёт «ТУ – 154» - в 3 раза больше. На сколько больше пролетит самолёт, чем вертолёт, за 8 ч?

Презентация.