К вопросу о дифференциации исследовательской и учебной деятельности школьников

Разделы: Общепедагогические технологии


Позитивные изменения в современном обществе, в сфере образования позволяют выделить интегральный признак времени – наличие нового социального заказа к образованию, выражаемого в новых целях и ценностях образования, обновленном содержании образования, в инновационных технологиях и методиках преподавания.

Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как личности творчески саморазвивающейся, способной реализовать свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества.

Отсюда, одним из условий решения современных задач образования является развитие исследовательской деятельности учащихся, которая реализуется в практике отечественного образования на базе научных обществ учащихся (НОУ) – добровольных творческих объединений школьников, которые стремятся совершенствовать свои знания и приобретать исследовательские умения под руководством педагогов, ученых и др. специалистов. В рамках данного решения проблемы возрастает роль педагога, от которого зависит инновационность и эффективность процесса обучения и воспитания. Именно от компетентного педагогического сопровождения научно-исследовательской деятельности учащегося зависит и процесс становления личности, с развитыми творческими компетенциями, готовой к переобучению.[2, стр.2].

При обсуждении вопроса о научно-исследовательской деятельности школьников возникает проблема смешения понятий «исследовательская деятельность» и «учебная деятельность самостоятельного типа организации», то есть самостоятельным получением ребенком каких-то знаний, выходящих за рамки учебного предмета, и изложением его в виде реферата. С.Л. Белых дает четкое определение исследовательской деятельности: «Исследовательская деятельность всегда связана с открытием нового знания – в этом ее принципиальное отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной, информативно-осведомительной: исследование всегда предполагает наличие некой проблемы, некоего противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении».

«Никто не будет требовать от ученических исследований революционных открытий», – утверждает Белов С.Л., и предлагает школьникам наиболее распространенный вид исследования – проверки, которые предпринимаются с целью выявить особенности частного проявления принятой теории или подвергнуть действующую теорию максимальному испытанию. Так же многие работы учащихся можно квалифицировать как интерпретационные или описательные, когда какой-то новый элемент, или новое, неописанное до сих пор явление, или новый феномен описываются и объясняются с помощью известной теории. Именно этот уровень исследовательской деятельности наиболее предпочтителен для общеобразовательной школы, хотя даже он достаточно сложен и требует от ученика особого склада мышления. Задача педагога – помочь выйти на исследовательскую задачу, организовать поиск и процесс решения, и лишь затем – изложить найденное. Наибольшие затруднения у педагогов вызывает первый этап – поиск и формулировка исследовательской задачи [1.стр. 27].

В этом аспекте и хотелось бы поделиться опытом: как рождается, формулируется исследовательская задача и находятся пути ее решения.

В общеобразовательных школах в большинстве своем исследовательские работы учащиеся представляют в виде реферата, здесь и кроется опасность перейти от исследовательской деятельности к учебной, т.к. работы реферативного плана предполагают максимальную степень репродуктивности.

Цель такой работы – систематизация имеющегося материала по теме. Реферат не предполагает собственно исследовательской задачи, он больше относится к учебным, чем к исследовательским работам. Для того чтобы реферативная работа вышла на уровень научно-исследовательской деятельности, требуется тщательный подбор темы. Необходимо, чтобы тема отражала какое-то новое видение проблемы, затрагивала самые современные исследования, требовала бы самостоятельных выводов и обобщений, то есть выполненная систематизация должна иметь достаточную степень новизны: иную, чем у других авторов, логику (хотя бы в некоторых моментах), наличие новых пунктов, разграничение (вычленение) новых аспектов. Все это может привести к новым (в известной мере) выводам. Если эти выводы сделаны самостоятельно, работу можно причислить к исследовательским.[ 1. стр.28].

Предлагаю некоторые моменты подобной реферативной работы ученика 9 «А» класса МОУ Ясногорская СОШ Забайкальского края, выполненную при моем сопровождении. Ученик детально разрабатывает тему «Лирическая поэзия Европы XII – XIII веков», которая по программе Кутузова А.Г. в 9 классе дается обзорно, и на нее отводиться не более 2 учебных часов, систематизирует материал. Это учебная деятельность самостоятельного типа организации обучения, но школьник серьезно увлекается русской поэзией и проводит аналогии стихотворений средневековых поэтов о Прекрасной даме и стихотворениями А.Блока из цикла «Стихи о Прекрасной даме», находит общие мотивы, образы, на этом этапе и формулируется исследовательская задача или проблема. Это возводит работу в ранг исследовательских.

Исследовательская задача: провести литературные аналогии произведений средневековья с поэтическим творчеством А. Блока, в частности с текстами из цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Сравнить идеалы женщин средневековья и 20 века и показать значимость женщины для рода человеческого.

Поклонение Даме являлось одним из основных мотивов поэзии трубадуров. В поэзии трубадуров Прекрасная дама заняла точно такое же место, как в средневековой религиозной поэзии – Мадонна. Только Мадонна царила на недосягаемых небесах, в то время как Прекрасная дама являлась лучшим украшением земли и царила в сердце влюбленного поэта.

Трубадуры дружно воспевали ее красоту и благородство. Как ювелир, любующийся редким собранием драгоценных камней, возьмет то один самоцвет, то другой, так и поэт в стихотворении перебирает драгоценные черты своей повелительницы. У нее сверкающие золотом волосы, лучистые глаза, лоб – «белизной превосходящий лилеи», румяные щеки, красиво очерченный нос, маленький рот, пурпурные губы, руки с тонкими и длинными пальцами, изящные брови, «зубы жемчуга ясней».

Мое же сердце мне о вас
Напомнить поспешит тотчас
И примется изображать
Мне светло-золотую прядь,
И стан во всей красе своей,

Сравните:

«Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне».
И переливный блеск очей,

Сравните:

«И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу».
Лилейно-чистое чело,
Где ни морщинки не легло,
И ваш прямой, изящный нос,
И щеки, что свежее роз,
И рот, что ослепить готов
В улыбке блеском жемчугов,
Упругой груди белоснежность
И обнаженной шеи нежность,
И кожу гладкую руки,
И длинных пальцев ноготки,

Сравните:

«и в кольцах узкая рука»
Очарование речей,
Веселых, чистых, как ручей…

Поэту, лицезреющему такое совершенство, даже кажется, что он пребывает в раю:

Люб весной земным созданьям
Их зазеленевший край.
Люб и мне – напоминаньем,
Что любовь для сердца – рай.
Арнаут де Марейль. «Вас, Донна, встретил я – и в миг».

Рай особого свойства, он смущает суровых ревнителей церкви. Бог создал Прекрасную даму. И создал из собственной своей красоты, ей нет равной на Земле «О Донна, вам под стать на свете не сыскать…» Гильем де Кабестань. «Я сердцем таю».

С Донною кудрей сияньем
И Елену не равняй…
Вижу – бог в сем мире старом
Не хотел соперниц ей.
Арнаут де Марейль.

Прославленному трубадуру Пейре Видалю («Жадно издали впивая») даже кажется, что, глядя на даму, он видит Бога «В ней одной искал всегда я правды верное мерило…» А Арнаут де Марейль («Вас, Донна, встретил я – и в миг».) Даме верен больше, чем Богу «Коль так я б верен был Царю небесных сил, меня б он в рай пустил…». Улыбка четырехсот ангелов не может сравниться с улыбкой любимой (Рамбаут де Ауенга). А один из поэтов, имя которого до нас не дошло, так пленен несравненной женской красотой, что не находит в сердце своем места Богу. Зато крылатый бог любви, прославленный еще во времена классической древности, легко проникает в сердце поэта. Именно он побуждает каноника Дауде де Прайс (кансона «Сама любовь приказ дает..») и другим стихотворцев петь о любви и ее великой власти.

Отсюда, из куртуазной поэзии, я считаю, берет начало и цикл стихотворений Александра Блока о Прекрасной даме. Можно отметить не только общие черты во внешнем облике Дамы (см. стр. 4) , но и в мироощущениях поэтов. Чувство Блока, переживающего трудности и восторги первой любви, наделило возлюбленную наземными чертами и сделало свою Даму Центром мироздания:

Она молчит, – и внемлет крикам,
И зрит далекие миры,
Но в одиночестве двуликом
Готовит чудные дары…
«Душа молчит. В холодном небе…» 03.02.1901.

Целиком текст работы представле в приложении.