Данный урок составлен на основе технологии деятельностного метода. Для ее успешной реализации были выделены семь условий, сформулированные в виде дидактических принципов:
- Принцип деятельности заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебной деятельности.
- Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методики.
- Принцип целостного представления о мире предполагает формирование у ребенка обобщенного, целостного представление о мире (природе – обществе – самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.
- Принцип минимакса заключается в следующем: школа обязана предложить ученику содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечить его усвоение на уровне социально безопасного минимуму (государственного стандарта знаний).
- Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
- Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
- Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Соотнесение этих принципов со схемой системы деятельности показывает, что:
- принцип деятельности выделяет деятеля в базовом процессе в системе обучения, в то время как учителю отводится роль управленца и организатора деятельности;
- принцип непрерывности задает нормативные рамки для базового процесса, как в отдельном образовательном учреждении, так и для системы образования в целом;
- принцип целостного представления о мире устанавливает требования к средствам обучения, используемым учеником;
- принцип минимакса регламентирует процедуру контроля достижения образовательных целей;
- принцип психологической комфортности устанавливает рамку взаимодействия между учителем и учеником;
- принцип вариативности обеспечивает возможность выбора учащимися индивидуальной образовательной траектории;
- принцип творчества определяет границы высокого уровня подготовки по предмету.
Таким образом, каждому элементу системы предъявлено требование, обеспечивающее воспроизводимость его функции. Что обосновывает достаточность перечисленных выше условий. С другой стороны, условия являются независимыми друг от друга, что обосновывает их необходимость. Следовательно, перечисленные требования являются необходимыми и достаточными для функционирования системы непрерывного образования как системы деятельности.
Представленная система дидактических принципов не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении современных образовательных целей. Так, описанные выше принципы деятельности, непрерывности и целостного представления о мире обеспечивают передачу детям знаний в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной модели школы – принципами наглядности, преемственности, доступности, научности, системности, активности, сознательности усвоения знаний и др.
ЦЕЛИ:
образовательные: способствовать усвоению знаний о солях как производных кислот, а так же ознакомиться с составом, номенклатурой, представителями, значением солей.
развивающие:
- продолжить развивать умения составлять формулы солей,
- распределять на виды, дать названия солям, определять заряды ионов, наблюдать, анализировать, мыслить, выделять главное, делать выводы;
- навыки работы с раздаточным материалом, с учебником.
воспитательные: развитие мотивов интереса к учебе (познавательной деятельности), чувства коллективизма, культуры речи, поведения, любви к предмет.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Метод проведения: репродуктивный (словесный), наглядно-иллюстративный.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: различные виды солей, таблица, карточки, раздаточный материал.
Технология урока: деятельностный метод.
Структура урока: "открытие" нового знания по технологии деятельностного метода.
1-й этап – самоопределение к деятельности (1-2 мин.)
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
2-й этап – актуализация знаний и мотивация (4-5 мин.)
Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий.
3-й этап – постановка учебной задачи. (4-5 мин.)
Выявление места причины затруднения постановка цели урока.
4-й этап – "открытие" детьми нового знания (7-8 мин.)
Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.
5-й этап – первичное закрепление (4-5 мин.)
Усвоение нового способа действий.
6-й этап самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин.)
Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.
7-й этап – включение в систему знаний и повторение (7-8 мин.)
Включение "открытия" в систему знаний и закрепление далее изученного.
8-й этап – рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 мин.)
Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения границ, применения нового знания.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности
(Проверка пройденного материала с самопроверкой по готовому образцу)
II. Актуализация и мотивация
На доске приведены записи:
- H+Cl-
- H+ NO-3
- H+2S2-
- H+2SO2-4
1. Прочесть формулы данных веществ.
2.Чем эти соединения сходны?
– Тем, что содержат атомы водорода?
3. Чем отличаются друг от друга?
– Первый ряд веществ – бинарные.
– Второй ряд веществ – сложные.
4. В итоге, что мы можем сказать про эти соединения, то есть что конкретно они содержат в своем составе?
– Атомы водорода и кислотные остатки.
5. То есть, это какой класс веществ?
– Кислоты!
6. Атомы водорода в кислотах как заряжены?
– Положительно!
А кислотные остатки?
– Отрицательно!
7. А если мы с вами заместим атомы водорода на ионы металлов, то мы с вами какие вещества получаем?
– Совсем другие, новые!
(продолжение записи)
- H+Cl- —> Na+Cl-
- H+ NO-3 —> K + NO-3
- H+2S2- —> K+2S2-
- H+2SO2-4 —> Na+2SO2-4
8. Значит, путем замещения атомов водорода в кислотах на ионы металлов получаем следующий класс веществ (на примере соли, мела), показ веществ.
Значит сегодняшняя наша тема, какая?
– Соли!
III. Постановка учебной задачи.
1. Ребята, опираясь на тему урока какую цель мы можем перед собой поставить?
– Изучить состав солей!
2. А как мы с вами достигнем эту цель урока?
– Путем решения поставленных задач!
3. Самая первая задача, в чем будет заключаться?
– Изучить состав солей, из чего они состоят!
4. Для того, чтобы изучить состав солей, мы должны уметь давать определение солям.
5. Теперь попробуем давать определение на приведенные формулы!
Соли – сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков.
IV. Открытие нового знания.
1. Какие виды ионов входят в состав солей?
– Ионы металлов и кислотного остатка.
2. Чем они отличаются друг от друга?
– Ионы металлов заряжены положительно, а ионы кислотного остатка - отрицательно.
3.Соответственно общая формула солей, какая будет?
Me+, кислотный остаток -.
А как устанавливают число зарядов ионов металлов?
– По таблице, по номеру группы элемента.
А число зарядов кислотного остатка?
– А вот здесь рассуждают так: число зарядов ионов кислотного остатка определяют по числу атомов водорода той кислоты, из которой она образована, например:
H2S —> K+2S2-
Итак, ребята, мы с вами рассмотрели, изучили состав солей.
Дальше как вы думаете, в чем будет заключаться дальнейшая задача урока?
– Уметь составлять формулы солей, выводить их.
Показ вывода формул солей
V. Первичное закрепление.
Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства.
Задание. Вариант 1
- Определить заряды ионов в следующих солях, дать названия этим солям:
а) KCl;
б) Al2(SO4)3. - Выведите формулы для следующих солей и назовите эти соли:
а) Ca2+Cl-;
б) K+CO2-3.
Задание. Вариант 2
- Определить заряды ионов в следующих солях, дать названия этим солям:
а) H2S;
б) Na2SO4. - Выведите формулы для следующих солей и назовите эти соли:
a) K+S2-;
б) Al3+NO-3.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
На этом этапе происходит самооценка и самоконтроль, переживание ситуации успеха.
А теперь, ребята, сами самостоятельно составьте формулы солей, заполнив клетки таблицы в ваших заданиях.
Формула кислоты | |||
Формула металла | HCl | H2SO4 | H3PO4 |
K+ Ca2+ Al3+ |
KCl CaCl2 AlCl3 |
K2SO4 CaSO4 Al2(SO4)3 |
K3PO4 Ca3(PO4)2 AlPO4 |
Итак, ребята, вот мы с вами изучили состав, строение формул.
Как вы думаете, в чем будет заключаться следующая задача урока?
– Ознакомиться, какие бывают соли, их названия. То есть, мы с вами дальше должны ознакомиться с номенклатурой солей.
Работа с таблицей.
Название и формула кислоты | Формула иона кислотного остатка | Название соли | Формула (пример) |
Азотистая, HNO2 | NO-2 | Нитриты | KNO2 |
Азотная, HNO3 | NO-3 | Нитраты | Al(NO3)3 |
Хлороводородная (соляная), HCl | Cl- | Хлориды | FeCl3 |
Сернистая, H2SO3 | SO2-3 | Сульфиты | K2SO4 |
Серная, H2SO4 | SO2-4 | Сульфаты | Na2SO4 |
Сероводородная, H2S | S2- | Сульфиды | FeS |
Фосфорная, H3PO4 | PO3-4 | Фосфаты | Ca3(PO4)2 |
Угольная, H2CO3 | CO2-3 | Карбонаты | CaCo3 |
Кремниевая, H2SiO3 | SiO2-3 | Силикаты | Na2SiO3 |
Списать таблицу с учебника № 5 на стр. 109.
VII. Включение в систему знаний и повторение.
Применение нового знания + повторение и закрепление.
Ребята, дальше, что мы вами должны изучить на уроке?
– Где применяются соли.
Выполнение лабораторного опыта на тему "Ознакомление с образцами солей" и записать ход работы с места.
Лабораторный опыт по теме: «Ознакомление с образцами солей».
Цель: Ознакомиться с различными видами солей.
Оборудование: образцы солей.
Инструкция к проведению опыта:
- Рассмотрите внешний вид выданных вам солей
- Заполните таблицу.
Название соли | Формула соли | Внешний вид | Применение |
Хлорид натрия | NaCl | ||
Карбонат кальция | CaCo3 | ||
Фосфат кальция | Ca3(PO4)3 |
VIII. Рефлексия деятельности (итоги урока)
Соотнесение цели и результатов + самооценка результатов деятельности.
Выводы:
Какие выводы можно сделать по уроку?
- Соли – сложные вещества, состоящие из положительно заряженных ионов металлов и отрицательно заряженных ионов кислотных остатков.
- Научились строить, составлять, выводить формулы солей, сравнивать их.
- Научились определять заряды ионов металлов и кислотных остатков.
- Узнали значение, применение солей.
Итог. В итоге, ребята, как вы думаете, достигли мы сегодня на уроке поставленной цели?
– Да!
Домашнее задание: § 21, выучить названия солей по таблице №5.