Информационные технологии на уроках химии

Разделы: Химия


Данный урок составлен на основе технологии деятельностного метода. Для ее успешной реализации были выделены семь условий, сформулированные в виде дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебной деятельности.
  2. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методики.
  3. Принцип целостного представления о мире предполагает формирование у ребенка обобщенного, целостного представление о мире (природе – обществе – самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.
  4. Принцип минимакса заключается в следующем: школа обязана предложить ученику содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечить его усвоение на уровне социально безопасного минимуму (государственного стандарта знаний).
  5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
  6. Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
  7. Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Соотнесение этих принципов со схемой системы деятельности показывает, что:

  • принцип деятельности выделяет деятеля в базовом процессе в системе обучения, в то время как учителю отводится роль управленца и организатора деятельности;
  • принцип непрерывности задает нормативные рамки для базового процесса, как в отдельном образовательном учреждении, так и для системы образования в целом;
  • принцип целостного представления о мире устанавливает требования к средствам обучения, используемым учеником;
  • принцип минимакса регламентирует процедуру контроля достижения образовательных целей;
  • принцип психологической комфортности устанавливает рамку взаимодействия между учителем и учеником;
  • принцип вариативности обеспечивает возможность выбора учащимися индивидуальной образовательной траектории;
  • принцип творчества определяет границы высокого уровня подготовки по предмету.

Таким образом, каждому элементу системы предъявлено требование, обеспечивающее воспроизводимость его функции. Что обосновывает достаточность перечисленных выше условий. С другой стороны, условия являются независимыми друг от друга, что обосновывает их необходимость. Следовательно, перечисленные требования являются необходимыми и достаточными для функционирования системы непрерывного образования как системы деятельности.

Представленная система дидактических принципов не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении современных образовательных целей. Так, описанные выше принципы деятельности, непрерывности и целостного представления о мире обеспечивают передачу детям знаний в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной модели школы – принципами наглядности, преемственности, доступности, научности, системности, активности, сознательности усвоения знаний и др.

ЦЕЛИ:

образовательные: способствовать усвоению знаний о солях как производных кислот, а так же ознакомиться с составом, номенклатурой, представителями, значением солей.

развивающие:

  • продолжить развивать умения составлять формулы солей,
  • распределять на виды, дать названия солям, определять заряды ионов, наблюдать, анализировать, мыслить, выделять главное, делать выводы;
  • навыки работы с раздаточным материалом, с учебником.

воспитательные: развитие мотивов интереса к учебе (познавательной деятельности), чувства коллективизма, культуры речи, поведения, любви к предмет.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Метод проведения: репродуктивный (словесный), наглядно-иллюстративный.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: различные виды солей, таблица, карточки, раздаточный материал.

Технология урока: деятельностный метод.

Структура урока: "открытие" нового знания по технологии деятельностного метода.

1-й этап – самоопределение к деятельности (1-2 мин.)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

2-й этап – актуализация знаний и мотивация (4-5 мин.)

Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий.

3-й этап – постановка учебной задачи. (4-5 мин.)

Выявление места причины затруднения постановка цели урока.

4-й этап – "открытие" детьми нового знания (7-8 мин.)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

5-й этап – первичное закрепление (4-5 мин.)

Усвоение нового способа действий.

6-й этап самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин.)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.

7-й этап – включение в систему знаний и повторение (7-8 мин.)

Включение "открытия" в систему знаний и закрепление далее изученного.

8-й этап – рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 мин.)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения границ, применения нового знания.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности

(Проверка пройденного материала с самопроверкой по готовому образцу)

II. Актуализация и мотивация

На доске приведены записи:

  • H+Cl-
  • H+ NO-3
  • H+2S2-
  • H+2SO2-4

1. Прочесть формулы данных веществ.

2.Чем эти соединения сходны?

– Тем, что содержат атомы водорода?

3. Чем отличаются друг от друга?

– Первый ряд веществ – бинарные.

– Второй ряд веществ – сложные.

4. В итоге, что мы можем сказать про эти соединения, то есть что конкретно они содержат в своем составе?

– Атомы водорода и кислотные остатки.

5. То есть, это какой класс веществ?

– Кислоты!

6. Атомы водорода в кислотах как заряжены?

– Положительно!

А кислотные остатки?

– Отрицательно!

7. А если мы с вами заместим атомы водорода на ионы металлов, то мы с вами какие вещества получаем?

– Совсем другие, новые!

(продолжение записи)

  • H+Cl- —> Na+Cl-
  • H+ NO-3 —> K + NO-3
  • H+2S2- —> K+2S2-
  • H+2SO2-4 —> Na+2SO2-4

8. Значит, путем замещения атомов водорода в кислотах на ионы металлов получаем следующий класс веществ (на примере соли, мела), показ веществ.

Значит сегодняшняя наша тема, какая?

– Соли!

III. Постановка учебной задачи.

1. Ребята, опираясь на тему урока какую цель мы можем перед собой поставить?

– Изучить состав солей!

2. А как мы с вами достигнем эту цель урока?

– Путем решения поставленных задач!

3. Самая первая задача, в чем будет заключаться?

– Изучить состав солей, из чего они состоят!

4. Для того, чтобы изучить состав солей, мы должны уметь давать определение солям.

5. Теперь попробуем давать определение на приведенные формулы!

Соли – сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков.

IV. Открытие нового знания.

1. Какие виды ионов входят в состав солей?

– Ионы металлов и кислотного остатка.

2. Чем они отличаются друг от друга?

– Ионы металлов заряжены положительно, а ионы кислотного остатка - отрицательно.

3.Соответственно общая формула солей, какая будет?

Me+, кислотный остаток -.

А как устанавливают число зарядов ионов металлов?

– По таблице, по номеру группы элемента.

А число зарядов кислотного остатка?

– А вот здесь рассуждают так: число зарядов ионов кислотного остатка определяют по числу атомов водорода той кислоты, из которой она образована, например:

H2S —> K+2S2-

Итак, ребята, мы с вами рассмотрели, изучили состав солей.

Дальше как вы думаете, в чем будет заключаться дальнейшая задача урока?

– Уметь составлять формулы солей, выводить их.

Показ вывода формул солей

V. Первичное закрепление.

Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства.

Задание. Вариант 1

  1. Определить заряды ионов в следующих солях, дать названия этим солям:
    а) KCl;
    б) Al2(SO4)3.
  2. Выведите формулы для следующих солей и назовите эти соли:
    а) Ca2+Cl-;
    б) K+CO2-3.

Задание. Вариант 2

  1. Определить заряды ионов в следующих солях, дать названия этим солям:
    а) H2S;
    б) Na2SO4.
  2. Выведите формулы для следующих солей и назовите эти соли:
    a) K+S2-;
    б) Al3+NO-3.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

На этом этапе происходит самооценка и самоконтроль, переживание ситуации успеха.

А теперь, ребята, сами самостоятельно составьте формулы солей, заполнив клетки таблицы в ваших заданиях.

  Формула кислоты
Формула металла HCl H2SO4 H3PO4
K+
Ca2+
Al3+
KCl
CaCl2
AlCl3
K2SO4
CaSO4
Al2(SO4)3
K3PO4
Ca3(PO4)2
AlPO4

Итак, ребята, вот мы с вами изучили состав, строение формул.

Как вы думаете, в чем будет заключаться следующая задача урока?

– Ознакомиться, какие бывают соли, их названия. То есть, мы с вами дальше должны ознакомиться с номенклатурой солей.

Работа с таблицей.

Название и формула кислоты Формула иона кислотного остатка Название соли Формула (пример)
Азотистая, HNO2 NO-2 Нитриты KNO2
Азотная, HNO3 NO-3 Нитраты Al(NO3)3
Хлороводородная (соляная), HCl Cl- Хлориды FeCl3
Сернистая, H2SO3 SO2-3 Сульфиты K2SO4
Серная, H2SO4 SO2-4 Сульфаты Na2SO4
Сероводородная, H2S S2- Сульфиды FeS
Фосфорная, H3PO4 PO3-4 Фосфаты Ca3(PO4)2
Угольная, H2CO3 CO2-3 Карбонаты CaCo3
Кремниевая, H2SiO3 SiO2-3 Силикаты Na2SiO3

Списать таблицу с учебника № 5 на стр. 109.

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Применение нового знания + повторение и закрепление.

Ребята, дальше, что мы вами должны изучить на уроке?

– Где применяются соли.

Выполнение лабораторного опыта на тему "Ознакомление с образцами солей" и записать ход работы с места.

Лабораторный опыт по теме: «Ознакомление с образцами солей».

Цель: Ознакомиться с различными видами солей.

Оборудование: образцы солей.

Инструкция к проведению опыта:

  1. Рассмотрите внешний вид выданных вам солей
  2. Заполните таблицу.
Название соли Формула соли Внешний вид Применение
Хлорид натрия NaCl    
Карбонат кальция CaCo3    
Фосфат кальция Ca3(PO4)3    

VIII. Рефлексия деятельности (итоги урока)

Соотнесение цели и результатов + самооценка результатов деятельности.

Выводы:

Какие выводы можно сделать по уроку?

  1. Соли – сложные вещества, состоящие из положительно заряженных ионов металлов и отрицательно заряженных ионов кислотных остатков.
  2. Научились строить, составлять, выводить формулы солей, сравнивать их.
  3. Научились определять заряды ионов металлов и кислотных остатков.
  4. Узнали значение, применение солей.

Итог. В итоге, ребята, как вы думаете, достигли мы сегодня на уроке поставленной цели?

– Да!

Домашнее задание: § 21, выучить названия солей по таблице №5.