Цели:
- Образовательные — создать условия планомерного повторения материала, активизировать работу со справочным материалом, продолжить формирование интереса к предмету через занимательно-образовательные задания, активизировать умения читать графики.
- Воспитательные — продолжить формирование чувства ответственности учеников при работе в группах, создать условия для коллективной работы и развития коммуникативных свойств характера, развивать умения поиска информации в справочном материале.
Ученики, разбитые на группы, получают табличку с названием процессов:
нагревание-охлаждение, плавление-кристаллизация, парообразование-конденсация, горение.
План ответа по процессу представлен на доске.
- Определение процесса
- Формула для расчёта количества теплоты
- Характеристика удельной величины
- Изменение внутренней энергии
Диаграмма тепловых процессов представлена на доске.
Подготовительная работа:
Разбивка коллектива класса на 4 группы, в группах выбор капитана, координатора и «счётчика».
Распечатка контрольных листов для работы во время урока в группах по заданию учителя.
План урока
- Организация работы
- Объявление темы, целей и плана работы
- Повторение процессов при фронтальной беседе
- Информация от групп по плану о процессах
- Выполнение заданий с контрольного листа по предложению учителя (приложение)
- Диктант на проверку понимания диаграммы процессов
- Подведение итога урока: сбор листов и ответов на вопросы диктанта.
Ход урока
- Организация работы. Ученики сидят по группам, каждая из которых имеет лист-задание.
- После объявления целей и задач слово предоставляется группе «нагревание-охлаждение». Представитель группы информирует учащихся о процессах по плану, предложенному учителем.
- Выполнение задания №1 с листа-задания: разгадать чайнворд
- Выступление группы №2 - «плавление-кристаллизация» по плану.
- Выполнение задания №2 с листа-задания: заполнить таблицу, используя учебник с информацией о температуре плавления.
- Выступление группы №3 - «парообразование-конденсация»
- Выполнение задания №3 с листа-задания: поставить номера представленных фактов в нужный столбик таблички.
- Выступление группы №4 - «горение»
- Выполнение задания №4 с листа-задания: разгадать кроссворд, вписывая слова по заданию.
- Оценку работы членов группы проводит капитан с учётом активности при выполнении заданий и выступлений. Фамилии и оценки заносятся в лист.
Диктант. При ответе можно пользоваться справочником для определения вещества по температуре плавления. Учебники открыты только на нужной для этого странице.
- 1. Для какого вещества составлена предложенная диаграмма?
- 2 Какой участок диаграммы соответствует плавлению и сколько времени он длится?
- Какой процесс происходит между 6 и 8 минутой?
- В каком состоянии находится вещество на участке 3 и 8?
- Какой участок соответствует процессу горения?
- Какой участок соответствует нагреванию вещества в газообразном состоянии?
- В течение какого времени система получает энергию?