Обобщающий урок по физике "Тепловые процессы"

Разделы: Физика


Цели:

  • Образовательные — создать условия планомерного повторения материала, активизировать работу со справочным материалом, продолжить формирование интереса к предмету через занимательно-образовательные задания, активизировать умения читать графики.
  • Воспитательные — продолжить формирование чувства ответственности учеников при работе в группах, создать условия для коллективной работы и развития коммуникативных свойств характера, развивать умения поиска информации в справочном материале.

Ученики, разбитые на группы, получают табличку с названием процессов:

нагревание-охлаждение, плавление-кристаллизация, парообразование-конденсация, горение.

План ответа по процессу представлен на доске.

  • Определение процесса
  • Формула для расчёта количества теплоты
  • Характеристика удельной величины
  • Изменение внутренней энергии

Диаграмма тепловых процессов представлена на доске.

Подготовительная работа:

Разбивка коллектива класса на 4 группы, в группах выбор капитана, координатора и «счётчика».

Распечатка контрольных листов для работы во время урока в группах по заданию учителя.

План урока

  1. Организация работы
  2. Объявление темы, целей и плана работы
  3. Повторение процессов при фронтальной беседе
  4. Информация от групп по плану о процессах
  5. Выполнение заданий с контрольного листа по предложению учителя (приложение)
  6. Диктант на проверку понимания диаграммы процессов
  7. Подведение итога урока: сбор листов и ответов на вопросы диктанта.

Ход урока

  1. Организация работы. Ученики сидят по группам, каждая из которых имеет лист-задание.
  2. После объявления целей и задач слово предоставляется группе «нагревание-охлаждение». Представитель группы информирует учащихся о процессах по плану, предложенному учителем.
  3. Выполнение задания №1 с листа-задания: разгадать чайнворд                                      
  4. Выступление группы №2 - «плавление-кристаллизация» по плану.
  5. Выполнение задания №2 с листа-задания: заполнить таблицу, используя учебник с информацией о температуре плавления.                                                                                                         
  6. Выступление группы №3 - «парообразование-конденсация»
  7. Выполнение задания №3 с листа-задания: поставить номера представленных фактов в нужный столбик таблички.                                                                                                                  
  8. Выступление группы №4 - «горение»
  9. Выполнение задания №4 с листа-задания: разгадать кроссворд, вписывая слова по заданию.    
  10. Оценку работы членов группы проводит капитан с учётом активности при выполнении заданий и выступлений. Фамилии и оценки заносятся в лист.

Диктант. При ответе можно пользоваться справочником для определения вещества по температуре плавления. Учебники открыты только на нужной для этого странице.

  1. 1. Для какого вещества составлена предложенная диаграмма?
  2. 2 Какой участок диаграммы соответствует плавлению и сколько времени он длится?
  3. Какой процесс происходит между 6 и 8 минутой?
  4. В каком состоянии находится вещество на участке 3 и 8?
  5. Какой участок соответствует процессу горения?
  6. Какой участок соответствует нагреванию вещества в газообразном состоянии?
  7. В течение какого времени система получает энергию?

Приложение.