В течение пяти лет в нашей Прогимназии ведется курс “Развитие речи”, рассчитанный на изучение с 1 по 4 классы (1 урок в неделю). В его основу положена система развития речи канд. пед. наук, доцента, зав. кафедрой преподавания русского языка в начальной школе РГПУ им. А.И.Герцена (г. Санкт-Петербург), Г. И. Банщиковой.
Если в 1 классе основное внимание авторами программы уделяется развитию устной речи, навыку чтения и формированию элементов письменной речи, то уже со 2 класса большое место отводится письменной речевой деятельности как самостоятельной форме речи, которая является средством самовыражения личности ребенка.
Сначала дети говорят о правилах вежливого поведения и иx словесном выражении, разыгрывают речевые ситуации, сочиняют устные рассказы и сказки, учатся представлять слова в виде моделей, получают первое представление о некоторых лингвистических понятиях.
Затем изучаются разделы “Предложение”, “Текст”, “Слово”, причем работе над предложением уделяется значительно больше времени, чем обычно при обучении русскому языку.
Работе над словом также уделяется много внимания. Ученикам предлагаются задания, формирующие такие понятия, как “слово”, “лексическое значение”, “однозначные и многозначные слова”, “прямое и переносное значение слова”, “синонимы”, “антонимы”, “омонимы”.
Дети также учатся писать сочинения всех типов, и начинают с традиционно считающегося самым трудным рассуждения, ведь рассуждение – наиболее востребованный вид речевого высказывания школьника на всех уроках. Учащиеся изучают и особенности художественного описания; они более глубоко знакомятся с таким, уже известным им по урокам чтения литературным приемом, как сравнение и метафора, учатся использовать их в своих текстах. На уроках учащиеся редактируют как собственные, так и чужие тексты.
Прежде, чем описать уроки по теме “Сравнение”, хочу сказать о ней несколько слов. Детям она особенно пришлась по душе, и выполненные ими самостоятельные работы, на мой взгляд, достаточно красноречиво говорят об этом.
Всего мы уделили теме “Сравнение” 7 уроков. На двух первых уроках мы узнали, а точнее, вспомнили, что такое сравнение (потому что с этим понятием ученики уже встречались на уроках литературного чтения), выполнили ряд упражнений, в которых наблюдали за употреблением этого приема в устойчивых народных выражениях, а также писателями и поэтами в художественных произведениях. Далее мы искали и находили сравнения в прозаических и поэтических текстах, обращали внимание на знаки препинания при союзах и придумывали собственные сравнения (вне текста).
Чтобы сделать свой текст (в основном, описание), с помощью сравнений оригинальным и интересным, дети прошли определенный путь. Сначала они вставляли собственные сравнения в готовый авторский текст, далее продолжали авторский текст, используя сравнения, потом писали мини-сочинение о пасмурном дне, который выдался в тот день, далее писали сочинение – описание любого цветка, затем описывали пейзаж, изображенный на своей открытке или фотографии и, наконец, писали сочинения в форме художественного описания на свободную тему, когда сами могли выбрать тему, интересную и близкую для себя. На последнем седьмом уроке было проведено обобщение по теме, дети по желанию читали свои сочинения и обсуждали их. Принципиально важен, на мой взгляд, постепенный переход от наблюдения над употреблением сравнения в художественном произведении к полностью самостоятельному написанию такого трудного для учащихся начальной школы типу сочинения, как описание (с использованием сравнения). Помощь в виде самого текста или его начала учащиеся принимают очень хорошо; это видно по оригинальным сравнениям, которые они смогли придумать, не отвлекаясь при написании текста на такие сложные моменты, как план, герои, сюжет.
Конспект урока №3 по теме “Сравнение”Тема урока: “Слова-помощники в сравнениях; знаки препинания при них. Использование собственных сравнений в тексте”
1. Проверка домашнего задания: собственные сравнения облаков, ветра, ромашки и любого животного. Обсуждение оригинальных и не очень оригинальных (тривиальных) сравнений. Далее приводятся сравнения, которые нам всем понравились.
а) Облака, как сахарная вата, расстелились на огромном синем блюдце; словно плывущие на болоте бегемотики; они плыли, словно надутые, полные, лысые с круглыми головами в белых костюмчиках бизнесмены.
б) Вой ветра, словно вой старого раненого льва, который чувствует приближение смерти; вой ветра похож на дыхание великана; завыл ветер, словно обиженный плачущий ребенок, требующий игрушку.
в) Ежик, как подушечка для иголок; кенгуру, точно мячик; спящая черепашка, как пятнистый камень.
г) Ромашка, как яичница-глазунья; как солнышко в юбочке; как огонек в зимнем лесу.
Мы отметили, что сравнение облаков с барашками было в каждой второй работе, следовательно, его нельзя признать оригинальным, хотя использовать вполне можно.
2. Работа со сравнениями в тексте (устно): отрывок из рассказа В.Драгунского (по учебнику).
Музыка заиграла быстро и громко, и на арену выскочила белая лошадь, такая толстая и широкая, как тахта. А на лошади стояла тетенька, и она начала на этой лошади на ходу прыгать по-разному: то на одной ножке, руки в сторону, а то двумя ногами, как будто через скакалочку. Я подумал, что на такой широкой лошади прыгать – это ерунда, все равно как на письменном столе, и что я бы тоже так смог. Вот эта тетенька все прыгала, и какой-то человек в черном все время щелкал кнутом, чтобы лошадь немного проворней двигалась, а то она трюхала, как сонная муха. И он кричал на нее и все время щелкал. Но она просто ноль внимания. Тоска какая-то…
а) Нахождение выражений, подтверждающих, что этот монолог принадлежит ребенку (“лошадь толстая и широкая, как тахта”, “будто через скакалочку”, “я бы тоже так смог”, “эта тетенька”, “ноль внимания”).
б) Нахождение сравнений: “лошадь толстая и широкая, как тахта”, “прыгала на лошади, как будто через скакалочку”, “прыгать на широкой лошади, как на письменном столе”, “трюхала, как сонная муха”.
3. Слова-помощники (союзы) и их отсутствие в сравнениях; знаки препинания при них: работа с текстом “Улитка-вездеход” (диктант).
…Улитка никогда не спешит. Зачем? Домик свой она таскает на себе, словно рюкзак. На голове у нее торчат рожки-антеннки, а на них глаза, точно линзы. Видит улитка, как сова ночью, отлично. Она – вездеход. Может проползти даже по острой бритве и не порежется. Кто еще так сумеет? (По В. Кухта)
а) Определить тему (“про улитку”) и основную мысль текста (“улитка – удивительное животное”). Озаглавить самостоятельно.
б) Подчеркнуть в тексте сравнения (“домик, словно рюкзак”, “рожки-антеннки”, “глаза, точно линзы”, “видит, как сова ночью”, “вездеход”). Какую роль они здесь играют? (Делают текст более образным, интересным).
в) Какие слова-помощники использует автор при сравнении? (союзы “словно”, “точно”, “как”). Какие знаки препинания стоят при этих словах? (Обращаем внимание на одну или две запятые, в зависимости от места сравнения в предложении. Вспоминаем, что в устойчивых народных выражениях перед союзом “как” запятая не ставится: например, “упрям как осел”).
г) используются ли слова-помощники в сравнениях “рожки-антеннки”, “она - вездеход”? Как присоединяются слова сравнения к слову-предмету, который сравнивается? (знаками “дефис” и “тире”). Можно ли вместо этих знаков употребить союзы или другие слова-помощники? Какие? (Любые из вышеперечисленных союзов, а также “будто”; слова “похоже”, “подобно”, “кажется”). Зачем, по-вашему, в данном случае автор пользуется знаками тире и дефисом? (По-видимому, из-за обилия сравнений, которые употребляются почти в каждом предложении, чтобы избежать повторения слов-помощников). Можно ли было как-то иначе присоединить сравнения, без союзов и тире? (Да; например, “у нее есть и рожки в виде антеннок”, “этот вездеход может проползти…” и т. д.).
4. Самостоятельная работа: списать текст с доски, вставляя в любое его место свои сравнения; обратить внимание на слова-помощники и знаки препинания при них (можно использовать сравнения и без слов-помощников); придумать заголовок.
Солнце медленно опускалось за лес. Его прощальные лучи золотят верхушки деревьев. Вскоре солнце совсем скрылось. В лесу наступила тишина. На небе зажглись звезды. В овраге кричали ночные птицы. Вода блестела в реке.
5. Домашнее задание: продолжить текст, используя сравнения (письменно).
Голос колокольчика
Вы слышали, как звенит колокольчик? Он растет в глубине леса, в тени. Цветы его невесомы, и трогать их нельзя – можно сломать. Надо только смотреть и слушать. Но услышать его звон трудно. Елки гудят, скрипят сосновые иголки, трепещет осиновая листва, где уж тут услышать слабый нежный звон?
Но все-таки я ложусь на траву и слушаю…
(С текстами некоторых работ можно ознакомиться в Приложении).
__________________
На следующем уроке мы провели редактирование некоторых самостоятельных работ, написанных на предыдущем уроке в классе, обсуждали заголовки к тексту; также мы анализировали уместность тех или иных сравнений в тексте на примере сравнений, использованных в данных работах.
а) Обсуждение заголовков. Практически у всех авторов заголовки соответствовали предложенному тексту. Самым удачным заголовком дети признали “Круговорот жизни” Володи Б.
б) Редактирование: “солнце медленно, как медленная черепаха, опускалось за лес” (тавтология); повторение одних и тех же союзов (например, в работе Ани Ф. “как” и “будто” повторялись по два раза); в некоторых работах наблюдалось излишнее количество сравнений (в каждом предложении), и это делало описание громоздким и т.д.
в) Чтение работ Саши М., Даши Т. и Артема П. (см. Приложение).
Дети отметили, что все три работы интересны; особенно красивым и оригинальным показалось им сравнение солнца с “золотой колесницей Гелиоса”. Мы обратили внимание также на то, что в работе Артема П. все сравнения подходят друг другу (“солнце – желтая черепаха”, “лес – обросшее тело великана”, “звезды - тысячи глаз какого-то гигантского насекомого”), перед глазами так и встает сказочный лес, где водятся великаны и диковинные звери. В работе Саши М. присутствуют прекрасные сравнения лесной тишины (“как в храме после службы”) и звезд (“маленькие свечки”); ей был дан совет и третье сравнение блестящей воды в реке также приблизить к чему-то имеющемуся в храме; совместными усилиями мы предложили использовать здесь вместо “куска блестящей фольги” слово “серебро”, с чем автор (очень независимый человек), подумав, согласился.