Цель урока:
- Знакомство учащихся еще с одним свойством кислот - взаимодействие их с оксидами металлов:
а) значение реакции обмена между кислотами и оксидами
б) очистка поверхности металла от ржавчины - Проверить и закрепить полученные знания и умения:
а) типы химических реакций
б) свойства кислот - Обобщение полученных знаний.
- Закрепление знаний учащихся .
- Подготовка к практической работе.
Методы работы:
Беседа. Демонстрация опыта: взаимодействие серной кислоты с оксидом меди(II) . Лабораторные опыты. Взаимодействие соляной кислоты с оксидом магния. Демонстрация опыта. Пропускание оксида углерода (IV) через раствор серной кислоты. Обобщение и наблюдение.
Фронтальная беседа.
- Какие известные вам кислоты?
- Сравните свойства серной и соляной кислот.
- Какое правило нужно соблюдать при использовании серной кислоты в воде?
- Назовите общие свойства кислот. Ответ поясните примерами.
- Перед вами две кислоты:
а) обратите внимание на их признаки;
б) по этим признакам назовите каждую;
в) запишите их формулы. - Приводятся формулы различных веществ:
а) выпишите из них формулы кислот и назовите их.
б) подчеркните формулы бескислородных кислот: Cu (OH)₂‚ HCl‚ CO₂‚ P₂O₅‚ H₃PO₄‚ KOH‚ H₂SO₄‚H₂S‚ Al₂O₃‚ H₂SO₃‚ CuSO₄‚ HNO₃.
в) определите валентность кислотных остатков. - Пойдут ли реакции:
а) между медью и соляной кислотой;
б) между цинком и соляной кислотой;
в) между железом и разбавленной серной кислотой?
Какой этот тип химической реакции? - Какие известны еще типы химических реакции? Приведите примеры.
Урок начинается с постановки «проблем».
- Взаимодействуют ли кислоты с оксидами металлов, неметаллов?
- Как получить соль металла, не вытесняющего водород из кислоты? Объяснить на примере получения сульфата меди (II).
Решаем первый вопрос: будут ли реагировать кислоты с оксидами металлов? Демонстрация опыта. Взаимодействие оксида меди с серной кислотой.
Показать оксид меди, серную кислоту и предложить учащимся описать их свойства. Затем учитель наливает в стакан объемом 150-200мл. 20-25мл. серной кислоты(1:5), высыпает ложку оксида меди (II), перемешивает. Происходят ли какие изменения? Заметных изменений нет. Нагреваем. Что наблюдаем?
Раствор становится голубым, черный порошок на дне стакана растворился. Добавляем еще немного оксида и перемешиваем до полного его растворения. Добавление оксида меди прекращаем до того, когда новая порция не остается на дне стакана не растворившейся. И только тогда приливаем немного воды.
Что представляет собой раствор голубого цвета? Как выделить образовавшееся вещество из раствора?
- Показать фильтрование горячего раствора:
а) приготовление фильтра.
б) правила фильтрования. - Выпаривание филтрата в фарфоровой чашке.
Обратить внимание на некоторые трудности выпаривания – соль разлетается, чтобы этого избежать, нужно особенно подчеркивать, что раствор надо перемешивать и выпаривать только до появления первых кристаллов, а не досуха.
На доске записываем уравнение реакции:
CuO+H₂SO₄= CuSO₄ + H₂O
Можно ли отнести эту реакцию к одному из известных вам типов?
Атомы меди и водорода поменялись местами. Это реакция обмена. Реакцией обмена называются реакции между двумя сложными веществами, при которых они обмениваются своими составными частями.
Вывод учащихся: при взаимодействии серной кислоты с оксидом меди, получается соль и вода.
Могут ли другие кислоты реагировать с оксидами?
Учащиеся выполняют лабораторные опыты:
- Взаимодействие соляной кислоты с оксидом железа (III).(оксид железа должен быть в виде буро-красного порошка. Темно-серая кристаллическая модификация почти не растворятся в кислотах).
- Взаимодействие оксида магния с соляной кислотой.
Учащиеся оформляют лабораторную работу.
Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
кислоты |
оксиды |
Условия реакции |
Признаки реакции |
Уравнение и тип реакции |
Вывод. Название соли. |
|
HCl |
Fe₂O₃ |
Нагревание |
Изменение цвета(желтый раствор) |
Fe₂O₃+6HCl=2FeCl₃+3H₂O |
Оксид железа (III) реагируют с соляной кислотой, образуется хлорид железа (III) в растворе. |
|
HCl |
MgO |
Нагревание |
Получается бесцветный раствор |
MgO+2 HCl=MgCl₂ + H₂O. Реакция обмена. |
Оксид магния реагирует с соляной кислотой. Образуется соль хлорид магния в растворе. |
Будут ли реагировать кислоты с оксидами неметаллов?
Демонстрация опыта: Пропускание углекислого газа CO2 через раствор кислоты.
Почернение лучинки, смоченной в кислоте после опыта, показывает, что кислота не изменилась.
Учащиеся делают вывод: С кислотами взаимодействуют оксиды металлов, а оксиды неметаллов с кислотами не взаимодействуют.
Практическое применение этих реакций:
- Используют для очистки поверхности металлов при различных покрытиях, в целях защиты металлов от разрушения. При травлении железа используют 5-10% раствор серной кислоты или 10% раствор соляной кислоты. Учащимся предлагают составить уравнения реакций, проходящих на поверхности железа при обработке его серной кислотой перед оцинкованием.
- Применение ингибиторов.
Самостоятельная работа учащихся:
1. Закончить уравнения химических реакций. Назвать полученные вещества:
Mgo + HNO₃= |
|
|
Na₂O + H₂SO₄= |
Al₂O₃ + HCl= |
|
|
ZnO + HNO₃= |
2. Какие четыре типа химических реакций вам известны? К какому из них относятся данные реакции:
а) окисление простых веществ кислородом,
б) восстановление металлов из их оксидов водородом,
в) вытеснение металлом водорода из кислот,
г) реакция между водородом и оксидами металлов?
Приведение по одному примеру уравнений реакций каждого типа.
На дом: §36 страница 74. Упражнение 3,4