Тема: Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля (по технологии критического мышления)
Цели и задачи:
- рассмотреть физическое содержание закона Паскаля;
- вырабатывать практические навыки при решении задач;
- развивать познавательную активность учащихся;
- развивать интерес и логическое мышление путем решения проблем;
- продолжить расширять кругозор учащихся, воспитывать аккуратность, уважение друг к другу.
План.
I. Актуализация знаний учащихся.
1. Разминка.
2. Проблемный опыт. Постановка проблемы.
II. Осмысление.
1. Интерактивная система «Помощь».
2. Объяснение учителя.
3. Оформление кластера, проекта.
4. Защита кластера и проекта.
III. Рефлексия. Итог урока. Запись домашнего
задания.
1. Пустографки.
2. Синквейн.
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний учащихся
1. Разминка.
– Величина, равная отношению силы, действующей
перпендикулярно поверхности к площади этой
поверхности, называется ...
– Давление обозначается буквой ...
– Единица измерения давления в СИ ... –
– Для твердых тел давление вычисляется по
формуле ...
– Давление, производимое на твердое тело,
передается только ...
– Давление газа вызывается ...
– Давление газа передается по ...
2. Проблемный опыт. Постановка проблемы.
Прежде всего, следует заметить, что твердое
тело оказывает давление лишь на ту часть опоры, с
которой соприкасается – книга, лежащая на столе,
оказывает на него давление, но никак не
воздействует на стены или потолок комнаты.
Почему? (молекулы в твердых телах неподвижны)
Что вы скажите о молекулах жидкости и газа? (В
жидкостях и газах молекулы более подвижны)
Значит, в жидкостях и газах давление передается
совершенно иначе.
(Учитель наливает воду в бутылку с отверстием,
вода брызжет во все стороны).
Учебная проблема: Почему так
происходит?
(Ученик надувает воздушный шарик).
Учебная проблема: Почему шарик приобрел
форму круга?
Вывод: В бутылке – вода – жидкость,
шарик наполнен воздухом, то есть газом. Возникла
проблема: Как передают давление жидкости и
газы?
(Запись в тетради темы урока)
П. Осмысление
1) Интерактивная система «Помощь».
Решить проблему предлагаю используя интерактивную систему «Помощь» (индивидуальная работа по таблице, с. 85, § 36).
Я знал | |
Узнал новое | |
Возник вопрос |
(2-3 ученика зачитывают ответы)
2) Объяснение учителя.
Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку одинаково во всех направлениях. Это утверждение называют Законом Паскаля.
Физическое содержание этого закона заключается в том, что молекулы жидкости или газа очень подвижны. Они всегда достаточно равномерно распределяются по объему и любое внешнее давление может изменить лишь концентрацию частиц, равномерность в их распределении остается. Проиллюстрируем этот закон при помощи шара Паскаля. К шару присоединена трубка, в которую вставлен поршень. Если набрать воды в шар и вдвинуть в трубку поршень, то вода польется из всех отверстий шара. В этом опыте поршень давит на поверхность воды в трубке. Частицы воды, уплотняясь, передают его давление другим слоям, лежащим глубже. Таким образом, давление поршня передается – в каждую точку жидкости, заполняющей шар. В результате часть воды выталкивается из шара в виде одинаковых струек. Если шар заполнить дымом, то под действием поршня из отверстий начнут выходить одинаковые струйки дыма. Это подтверждает, что и газы передают производимое на них давление во все стороны одинаково.
(Заполнение листа самоконтроля)
3) Оформление кластера, проекта (групповая работа по 4 человека)
Кластер – это графическая организация
материала, показывающая смысловые поля того или
иного понятия.
В центре большого листа бумаги записывается
ключевое слово (предложение)
Далее учащиеся подбирают слова или
словосочетания, которые, на их взгляд, связаны с
данной темой. По мере поступление идей
записывают их на листе бумаги.
Затем устанавливают подходящие связи между понятиями и идеями.
1 группа – Чем объясняется передача
давления, производимого на жидкость или газ не
только в направлении действия силы, а в каждую
точку жидкости или газа? (Подвижностью молекул)
– Почему взрыв снаряда под. водой губителен для
живущих в воде организмов? (Закон Паскаля)
2 группа – Сформулируйте закон Паскаля.
– Человек может лежать на автомобильной камере,
наполненной воздухом. Однако если тот же человек
встанет на камеру, то она может лопнуть. Почему? (На
автомобильной 'камере вес лежащего человека
распределяется равномерно, если человек встанет,
то сила действует в одном направлении)
3 группа – Объясните причину давления,
которое вышележащий слой жидкости оказывает на
нижележащие – слои, (частицы воды, уплотняясь,
передают его давление другим слоям, лежащим
глубже)
– Почему мыльные пузыри приобретают форму шара? (Закон
Паскаля)
4 группа – Почему давление в жидкости
возрастает с глубиной? (Частицы воды,
уплотняясь, передают его давление другим слоям,
лежащим глубже)
– Почему при попадании мелкокалиберной пули в
сырое яйцо оно разлетается? (Закон Паскаля)
5 группа – защита проекта:
1) Шар Паскаля. Конструирование. Медицинская
груша с отверстиями, шприц. Эксперимент. В
шприц и грушу наберем воду. Опускаем поршень
шприца и наблюдаем за брызжущими во все стороны
струями. Сравниваем дальность их полета и
убеждаемся в справедливости Закона Паскаля.
2) Усовершенствованная модификация шара Паскаля
«ШП-2». Груша для спринцевания, груша для
нагнетания воздуха, пластиковый сосуд,
соединительная трубка. Демонстрация прибора в
действии.
4. Защита кластера и проекта.
III. Рефлексия. Итог урока. Запись домашнего задания
1. Пустографки. (Работа в парах)
1. Давление газа на стенках сосуда вызывается ударами
молекул газа.
2. При уменьшении объема газа его давление увеличивается
при условии, что масса и температура
неизменны.
3. Давление газа на стенки сосуда тем больше,
чем выше температура газа.
4. Давление, производимое на
твердое тело, передается
только в направлении действия силы.
5. Передача давления в каждую точку жидкости или
газа объясняется Подвижностью молекул, газа и
жидкости.
6. Благодаря подвижности частицы газа и
жидкости перемещаются по всем направлениям.
7. Если давление на
газ около поршня
увеличивается, то оно
увеличивается во всех точках внутри газа.
Домашнее задание: Проблемный опыт – налить воду
в цилиндрический сосуд с резиновым наконечником.
Почему у сосуда прогнулось дно?
Проблемный вопрос: От чего зависит давление
жидкости на дно и стенки сосуда? (Запись
вопроса в тетрадях)
Заполнить лист самооценки и самоконтроля:
Ф.И. | ____________________________________ | Класс | ____________ |
1 | Разминка | ||
2 | Работа по учебнику, § 36 | ||
3 | Объяснение учителя | ||
4 | Работа в группе | ||
5 | Защита кластера, проекта | ||
6 | Пустографки | ||
7 | Всего баллов |
2. Синквейн.
Слово «синквейн» происходит от французского
слова, которое означает «пять». Таким образом,
синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти
строк:
1 – одно слово, обычно существительное,
отражающее главную идею;
2 – два слова, прилагательные, описывающие
основную мысль;
3 – три слова, глаголы, описывающие действия в
рамках темы;
4 – фраза из нескольких слов, показывающая
отношение к теме;
5 – слово или несколько слов, связанные с первым,
отражающие сущность темы.
Учащиеся вместе с учителем составляют синквейн.
1. Урок.
2. Познавательный и интересный.
3. Заставляет размышлять, сравнивать, искать.
4. Проблемы разрешены.
5. Справились!