Открытый урок по теме "Гражданская война и иностранная интервенция"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • Образовательные:
    • сосредоточить внимание учащихся на тех вопросах гражданской войны, которые требуют новых подходов: «красный» и «белый» террор, позиция «зеленых»;
    • подвести учащихся к пониманию того, что  гражданская война явила собой попытку  решения нашими соотечественниками материальных и духовных  вопросов силовыми методами, основой которых стал террор;
    • показать гражданскую войну как  сложное явление, в котором боролись социальные, политические силы и движения.
  • Развивающие:
    • развивать умение работать с историческими фактами, анализировать, обобщать их и  делать выводы, аргументировать свои рассуждения, работать с документами – подтверждать ими или опровергать с их помощью исторические факты, рассматривать события с позиции непосредственных участников, для более точного и полного осознания исторических событий.
  • Воспитательные:
    • показать старшеклассникам неприятие войны через рассмотрение гражданской войны как величайшей народной трагедии,  в которой нет победителей и побежденных; соединить это с выводом о необходимости выбора иных путей решения вопросов, через  отказ от насилия и проявление толерантности и понимания в современном мире.

Оборудование: фрагменты видеофильма «Романовы. Венценосная семья», портретная галерея, фотодокументы, учебник: История России ХХ век, документы к рассмотрению.

План урока:

1. Существовала ли фатальная неотвратимость гражданской войны?
2. Позиция «красных».
3. Трагедия царской  семьи.
4. Истоки силы и слабости белого движения, его лидеры.
5. Позиция зеленых  националистов.
6. Причины победы большевиков.
7. Уроки гражданской войны.

ХОД  УРОКА

Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим разговор о событиях РЕВОЛЮЦИИ, гражданской войны и иностранной интервенции. Несмотря на то, что прошло много лет с тех пор, как отгремели бои на фронтах гражданской войны, интерес к изучению её истории не ослабевает. Сегодня существует множество изданий по данной тематике, но в истории гражданской войны остаётся ещё множество «белых пятен», вопросов, которые требуют рассмотрения и являются предметом споров.
Мы выяснили, что октябрь 1917 года явился моментом отказа от  буржуазно-демократического развития России. Утопические лозунги большевиков отражали желания широких масс, что и принесло им победу. Теперь предстояла схватка различных политических сил за окончательный выбор той или иной исторической альтернативы путем вооруженной борьбы.  

Учитель: для более ясного представления давайте обратимся к документу 5 (документ прилагается).

Вопрос: почему крестьяне остались с большевиками?

Ответ: выбор пал на наименьшее зло, большевики, дали землю, хотя и вели грабительскую политику по отношению к крестьянам.

Учитель: мы не можем не коснуться вопросов отношения новой власти к национализации, финансам, снабжению горожан продовольствием в годы гражданской войны. Снова обратимся к документу 6. (документ прилагается).

Учитель: значит, становится ясным красный террор, белый террор, крестьяне борются со всеми, националисты поддерживают большевиков, поскольку те провозгласили право наций на самоопределение. А какую роль играет в данной ситуации  иностранная интервенция?

Примерный ответ: интервенция  способствовала сплочению внутренней контрреволюции, но  и привлекла на сторону большевиков, под лозунгом защиты независимости Отечества, множество патриотов. 

Учитель: таким образом, чаша весов все более склоняется в сторону поддержки большевиков. Почему?

Примерный ответ: поддержка со стороны крестьянства, а это 100 млн. населения страны, единство  и организованность революционного правительства, создание Красной Армии…

Учитель: но почему «белое» движение терпит поражение, почему  зеленые, демократическая контрреволюция оказываются  не  у дел?

Примерный ответ: отсутствие единого командования, координация выступлений. Все их действия разрознены. Отсутствие политического и идеологического единства среди всех антисоветских сил. Неготовность принять  военную  диктатуру.

Учитель: у М.Цветаевой есть такие строки:

Все рядом лежат –
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат,
Где свой, где чужой?
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила,
Красным был – белым  стал:
Смерть побелила.

Скажите, какая мысль содержится в данных строках?

Примерный ответ: мысль о том, что все пострадавшие в гражданской войне. В итоге имели  одну общую беду. В той войне не было победителей и проигравших.

Учитель: и очень обидно, что большевики провозгласили террор на государственном уровне, возвели массовое истребление безоружных людей в ранг политики.

Учитель: ребята, а готовы ли мы с вами, вообще наша страна, сегодня, понимать те события таким  образом, не видеть победителей, не рассматривать победу большевиков как положительный итог событий, а рассматривать со всех  позиций? Какие главные итоги гражданской войны мы должны с вами вынести сегодня? (Включается фрагмент фильма «Романовы. Венценосная семья» (хроника событий  2000 года в Петербурге).

А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и  за других.

М. Волошин

Мы рассматривали с вами периодизацию, ход событий гражданской войны. Давайте сегодня еще раз поговорим  о гражданской войне и попытаемся разобраться до конца, на сколько это возможно, в случившемся.
В политическом отношении с лета 1918 года партия большевиков становится стержнем государственного управления, получает монополию политической власти, отказываясь  делить её с кем бы то ни  было. Давайте послушаем позицию большевиков.

Выступает  ученик: основные аспекты – отказ от сотрудничества с левыми партиями, продовольственная диктатура, введение воинской повинности, создание Реввоенсовета, причины начала красного террора.

Учитель: ребята, прежде чем мы начнем  комментировать позицию красных, посмотрим вот этот эпизод (просмотр эпизода из фильма Г.Панфилова  «Романовы. Венценосная семья» (момент расстрела царской семьи). Тела убитых сбросили в шахту, извлекли затем оттуда, сожгли и тайно зарыли. До сих пор многие историки отвергают причастность находившегося в Москве большевистского руководства к убийству царской семьи. Давайте посмотрим на этом эпизод с политической, правовой и нравственной точек зрения.

Примерный ответ учащихся: с позиций революционной необходимости, почему без суда, причем здесь царская семья и их окружение и т.д.

Учитель: я предлагаю посмотреть еще ряд фактов по этому поводу (рассматривается документ 1 – Приложение). О чем свидетельствуют факты?

Примерные ответы: о том, что расстрел был предопределен.

Учитель: слова Свердлова: «Мы здесь решили. Ильич считал, что нельзя оставлять нам им живого знамени». Американский исследователь русской революции Р.Пайпс писал: «Когда правительство присваивает себе право убивать людей не потому, что они что-то сделали, или даже могли сделать, а потому что, в их смерти есть «необходимость», мы вступаем в мир, в котором действует совершенно новые нравственные законы…».  Чем же руководствуются большевики в период гражданской войны?

Примерные ответы: уже в первой половине 1918 года стало очевидно, что РКП(б) не может рассчитывать на поддержку большинства жителей России (об  этом свидетельствовали выборы в советы в мае – июне 1918). Большевики решили удержать власть силой. А так же ответ на белый террор.

Учитель: для точной оценки ситуации, мы должны рассмотреть позицию белых. Нам её представляют с позиции командующих белого движении Деникина, Колчака.
Выступают учащиеся: защита позиций «белого» движения  (позиция спасения Отечества, восстановления особенностей  Российской империи, единая неделимая Россия, неприязнь к другим лидерам, стремление к личному первенству, сотрудничество с интервентами и т.п.)

Учитель: хорошо, теперь нам, более менее, ясна позиция противников. Давайте разбираться в истоках террора. Для начала рассмотрим документ 2 (Приложение). Какое общественно-политическое устройство хотели установить лидеры «белого» движения. Одновременно вы можете задавать вопросы их представителям. Что общего в их  программах?

Ответы: учащиеся приходят к  выводу об установлении единой могучей России, о неспособности выдвижения конкретной идеи будущего государственного  устройства России.

Учитель: русский писатель и общественный деятель  В.Г.Короленко в годы гражданской войны  жил в Полтаве, которая много раз переходила из рук в руки. Прочтите документ 3 (Приложение) – это отрывки из его писем и дневников и ответьте на вопрос: в чем причина ожесточенности сторон и можно ли найти виновную сторону в событиях?

Ответ: нет, поскольку столкновение красных и белых – это только фасад событий, две крайности. Пытки, бессудные расстрелы, захват заложников – применяли и красные и белые. Садисты из белой контрразведки ничем не уступали садистам из ЧК. Причиной зверств становились месть, корысть, вседозволенность, просто психические отклонения.

Учитель: но корни гражданской войны намного глубже и их нужно искать еще до февральской революции. И у нас остались еще проблемы, без решения которых мы не поймем все прошедшее до конца – это участие народа. Почему народ поддерживает и красных и белых? Почему народ отказывает в поддержке и красным и белым? Начнем с рассмотрения позиций зеленых:

Эх, яблочко, цвета спелого
Слева красного бьем
Справа белого …

Выступают учащиеся: рассказ о зеленых – движении Н.Махно и его республике «Гуляй поле», упоминание о восстании в Тамбовской губернии под предводительством А.С. Антонова.

Учитель: почему же крестьяне поддерживают и отказывают в поддержке? Давайте обратимся к большевикам и представителям «белого» движения. Что они скажут нам на это?
Учитель: почему Троцкий  ещё в ноябре 1917 года заявлял: «Вы протестуете против слабого террора, который мы применяем против наших классовых врагов. Но вам следует знать, что не позднее, чем через месяц террор примет очень сильные формы по примеру великих французских революционеров. Врагов наших будет ждать гильотина, а не только тюрьма». Давайте посмотрим документ 4 (Приложение).

Действительно ли террор стал ответом на кровавые мятежи, заговоры и другие насильственные действия буржуазии, белых офицеров и т.п. Или он имел другие корни?

Примерный ответ: рассуждения учащихся.

В конце урока заполняется анкета. (Приложение)

Учитель: «Ни на классовой, ни на расовой, ни на партийной ненависти Россию нам не возродить и не построить… Мы должны очистить себя от этих разрушительных сил и погасить, искоренить в себе этот дух грозящих нам гражданских войн» И. Ильин.

Домашнее задание: мини-рассуждения – причины победы в гражданской войне, обсудить анкету с близкими.