Интегрированный урок по МХК, литературе, истории "Классицизм в культуре России XVIII века"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели и задачи урока:

  • развивать интегрированные представления о направлениях в литературе и искусстве, в частности, русском классицизме;
  • показать связи и различия с классицизмом Западной Европы;
  • сформировать представление о своеобразии русского классицизма, обусловленном специфическими историческими условиями, в которых развивалось российское общество;
  • рассмотреть  проявления стиля классицизма в русской живописи, зодчестве, скульптуре.

Основной метод ведения урока — групповой метод решения проблемной ситуации, сопровождаемое выступлениями творческих групп учащихся, основанными на самостоятельной исследовательской работе: подбор и чтение стихотворных цитат, доклады и сообщения о творчестве писателей и анализ отдельных произведений искусства классицизма.
На уроке используются наглядные пособия и ИКТ (презентации творческих групп учащихся: Приложение 7, Приложение 12).
Далее развиваются интеллектуальные и речевые умения.

Средства обучения: портреты писателей и общественных деятелей России XVIII века, кадры из диафильмов «Культура России в первой половине XVIII века» и «Культура России во второй половине XVIII века» (портрет Петра I, новый календарь, здание Академии наук, газета «Ведомости», портреты В. Н. Татищева, А. Д. Кантемира, Ф. Прокоповича, А. П. Сумарокова, здание навигацкой школы и сухопутного шляхетского корпуса, здание Зимнего Дворца, Московского Университета и др.).

Средства активизации познавательной и речевой деятельности учащихся:

  • прослушивание выступлений творческих групп учащихся,
  • составление синхронистической обобщающей таблицы «Осьмнадцатое столетие»,
  • выразительное чтение отрывков из трактатов и устные выступления с докладами и сообщениями.

На уроке осуществляется взаимодействие литературы, истории, искусствознания и МХК.

Выбор методов и приемов на данном уроке осуществляется в зависимости от уровня общекультурного развития школьников, их знакомства с произведениями искусства, музеями г. Москвы и г. Санкт-Петербурга.

Предшествующая работа:

  • Деление учащихся на творческие группы «Историки», «Литературоведы», «Искусствоведы», «Современники» и  определение опережающих творческих заданий для каждой группы и каждого  участника группы, создание и проверка презентаций учащихся;
  • посещение Третьяковской галереи (залов русского искусства XVIII — первой половины XIX веков);
  • посещение Русского музея г. Санкт-Петербурга во время экскурсионной поездки (при возможности).

Ожидаемые результаты: составление синхронистической таблицы  «Осьмнадцатое столетие»
Синхронистическая таблица способствует эффективному и наглядному разговору о развитии литературного направления как способа отражения жизни, свойственного ряду идейно близких друг другу писателей и обусловленного конкретной исторической обстановкой. В синхронистической таблице отмечены основные исторические события, произведения крупнейших русских писателей XVIII века, наиболее яркие творения русской живописи, скульптуры и архитектуры, сведения о развитии науки, просвещения.
В зависимости от уровня исторических и литературных знаний и интересов учеников, а также их интеллектуального и общекультурного развития, можно внести сокращения в предложенную таблицу, отобрав из нее наиболее необходимые сведения. Синхронистическая таблица становится постоянно действующим наглядным пособием, к которому происходит обращение на каждом уроке по литературе XVIII века; тем самым определяется место писателя в общем литературном процессе, устанавливается связь его творчества с развитием искусства. В ней материал и для обязательных и для факультативных занятий.

Рефлексия:  составление синквейна.

Методические рекомендации

Опираясь на исторический материал, подводим учащихся к осознанию господствующего стиля в литературе и других видах искусства. На этом этапе вновь происходит обращение к индивидуальным заданиям, цель которых — проиллюстрировать конкретными примерами анализа произведений классицизма в живописи, архитектуре и скульптуре. Каждый выступающий включает в свое сообщение краткую характеристику наиболее ярких для стиля классицизма произведений живописи, скульптуры или русского зодчества, иллюстрации которых проецируются на экран, например, «Прощание Гектора с Андромахой» А. П. Лосенко, «Андромаха оплакивает Гектора» П. Ф. Соколова,  «Самосожжение Геркулеса», изображение дома Демидова постройки Казакова в Москве и т.д.

Для установления организационной и тематической связи доклада с темой урока, следует предложить школьникам подробные ориентиры для изучения произведений искусства, которые могут быть использованы в качестве плана выступления. Например, к сообщению по картине А. П. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой» могут быть предложены следующие вопросы:
а)  сюжет картины;
б) главная мысль художника и способы ее воплощения в картине;
в) основные герои и их взаимоотношения;
г)  композиция и колорит картины;
д) черты классицизма.
В сообщении учащихся дается краткая справка о художнике и предлагается рассмотрение картины.
Вместе с тем учителя должны на этом уроке уделить внимание и национальным особенностям русской литературы XVIII века. Об этом уже был начат разговор во время рассмотрения исторических фактов, повлиявших на развитие русской культуры, а также во время знакомства с философскими позициями, обусловившими развитие классицизма в России.
Предполагается, что в классе со средним и слабым уровнем развития учащихся, рассказ войдет в лекцию учителя, в сильном — можно поручить  группе учащихся  под руководством учителя подготовить краткие сообщения о каждом писателе.
Эти активные формы организации урока будут способствовать оживлению учебного процесса. Выступления рассчитаны на 5-7 минут каждое.

Ход, материалы и методика проведения урока

Предварительное задание к уроку

  • Назовите основные исторические события XVIII века, повлиявшие на судьбу страны.
  • Подготовьте небольшие художественно-исторические рассказы о некоторых из этих событий (на 5-7 минут каждый) — задания индивидуальные для 3-4 учащихся.

К таким рассказам можно отнести «Птенцы гнезда Петрова» (по СМ. Соловьеву), «Из жизни императорского двора» (по роману И. И. Лажечникова «Ледяной дом»), «Переворот 28 июня 1762 года» (по В. О. Ключевскому) и др., свидетельствующие о становлении и развитии в восемнадцатом веке абсолютизма в России, отражающие мероприятия, направленные на укрепление могущества государства. Неплохо включить в них и фрагменты переписки Екатерины II с Вольтером, подтверждающие ее стремление к Просвещению. Материалы для выступления выбираются ребятами самостоятельно, в зависимости от возникшего интереса.
3. Подготовить презентацию по заданию своей группы.

Эпиграф к уроку:

Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро,
Будешь проклято вовек, ввек удивленьем всех.
О незабвенно столетие! радостным смертным даруешь
Истину, вольность и свет, ясно созвездье вовек!

А. Н. Радищев «Осьмнадцатое столетие»

1 этап.   Вступление

1. Вступительное слово учителей МХК и литературы

Определение темы, целей и порядка работы на уроке.
Для облегчения восприятия школьной лекции предлагается подробный план, руководствуясь которым, школьники следят за ходом урока и делают в тетрадях записи, составляя синхронистическую таблицу «Осьмнадцатое столетие».  

Проблемная ситуация и проблемный вопрос:

Почему А.Н.Радищев назвал 18 век столетием «безумным» и «мудрым»? Обоснуйте свою точку зрения.

План урока:

  1. Политика, наука и культура России в XVIII веке.
  2. Возникновение классицизма как литературного направления в России.
  3. Темы и основной пафос произведений классицистов.
  4. Культ разума в произведениях классицистов.
  5. Эстетические позиции русского классицизма.
  6. Высокие и низкие жанры литературы, требования к ним.
  7. Композиционные особенности классицистических произведений. Три единства в драме.
  8. Особенности русского классицизма.
  9. Антиох Кантемир и Александр Сумароков — виднейшие представители русского классицизма.

2 этап.  Основная часть.  Выступление творческих групп и представление презентаций

1. «Историки».  (Приложение 1, Приложение 8)

(Эти произведения отражают понимание видными историками прошлого главных исторических событий «осьмнадцатого столетия», способствовавших укреплению российской государственности. Интересен и своеобразен язык исторических очерков, характеризующийся словарным богатством, сочетанием старинных и современных автору лексических единиц, разнообразием стилистических оттенков, эмоциональной выразительностью.)

Вывод. Большое значение имела  преобразовательская  деятельности Петра I, приведшая  к усилению государственной мощи страны. А так ж е достижения и недостатки  в правлении последующих монархов в России.

2. «Литературоведы».   (Приложение 2, Приложение 9)

Опираясь на исторический материал, подводим учащихся к осознанию господствующего стиля в литературе и других видах искусства. На этом этапе вновь происходит обращение к индивидуальным заданиям, цель которых — проиллюстрировать лекцию конкретными примерами анализа произведений классицизма в живописи, архитектуре и скульптуре.
Каждый выступающий включает в свое сообщение краткую характеристику наиболее ярких для стиля классицизма произведений живописи, скульптуры или русского зодчества, иллюстрации которых проецируются на экран, например, «Прощание Гектора с Андромахой» А. П. Лосенко, «Андромаха оплакивает Гектора» П. Ф. Соколова,  «Самосожжение Геркуле умышления бывшего императора, которые, по уверению манифеста, должны были привести к мятежу, цареубийству и гибели государства. Видя отечество гибнущее и вняв «присланным от народа избранным верноподданным», императрица отдала себя или на жертву за любезное отечество, или на избавление его от угрожавших опасностей. В лице низложенного императора манифест обличал и бичевал не злосчастную случайность, а самый строй русского государства.
«Самовластие, — гласил манифест, — не обузданное добрыми и человеколюбивыми качествами в государе, владеющем самодержавно, есть такое зло, которое многим пагубным следствиям непосредственной бывает причиной». Никогда русская власть с высоты престола так откровенно не вещала своему народу такой печальной истины, что венец государственного здания, в коем он обитает, своим непрочным построением всегда грозит разрушить самое здание. В предотвращение этого бедствия императрица «наиторжественнейше» обещала своим императорским словом узаконить такие гражданские установления, которые «ив потомках предохранили бы целость империи и самодержавной власти, а верных слуг отечества вывели бы из уныния и оскорбления».

Вывод. Литература XVIII века была глубоко связана не только с античными и западными традициями, но и традициями Древней Руси, народным творчеством, национальной историей. Среди особенностей русского классицизма выделяем следующие:

  • Повышенный интерес писателей к историческому прошлому страны, обращение к событиям современной им действительности (оды Ломоносова, трагедии Сумарокова);
  • Сатирическая направленность (Кантемир, Сумароков, Фонвизин и др.);
  • Перенесение акцента с идеи абсолютной монархии на идею просвещенного абсолютизма. Отсюда — новая в истории классицизма антидеспотическая, тираноборческая направленность произведений, выразившаяся в обличении пороков лиц, наделенных властью;
  • Проявление интереса к судьбе простого русского человека, крепостного крестьянина, проявление интереса к фольклору.

3. «Искусствоведы».    (Приложение 3)

Материал для выступления школьников по отдельным произведениям искусства (живопись, скульптура и архитектура) (По выбору учителя и учащихся).

4. «Современники»

Показывают существование элементов классицизма в наши дни («неоклассицизм» в архитектуре)

3 этап. Заключительный этап урока

Обращаемся к эпиграфу и отвечаем на проблемный вопрос урока.  

Вывод. Противоречивая, на первый взгляд, оценка дана Радищевым восемнадцатому веку, но она объясняется противоречиями самого исторического процесса в России. Век, действительно, «безумный и мудрый», достойный проклятий и удивления, век созидания и разрушения, торжества свободного человеческого разума и разгула мрачных сил. В восемнадцатом столетии созданы выдающиеся произведения искусства и сделаны великие открытия в науке. Это век открытия путей к вольности, к борьбе за свободу, прежде всего свободу мысли.  
Синхронистическая таблица «Осьмнадцатое столетие» (Приложение 4)

4 этап. Рефлексия

Составление и чтение синквейнов. (Приложение 5)

5 этап. Домашнее задание

Ответить на вопросы.

1 вариант

  • Раскройте смысл эпиграфа к уроку. Почему Радищев одновременно называет «осьмнадцатое столетие» веком «безумным и мудрым»?

2 вариант

  • Что мы понимаем под направлением в литературе и других видах искусства? Покажите на примерах.
  • Какие вопросы поднимали классицисты в своих произведениях? Каковы были их идеалы?

3 вариант

  • Каковы особенности поэтики произведений классицистов?
  • В чем сходство и различие в литературе русского и западноевропейского классицизма

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ И РЕСУРСЫ

  1. Леонов С.А. Интегрированные уроки. – М., 1998.
  2. Сulturologia.info – ставит своей целью помочь Вам ознакомится с курсом культурологии от первобытной культуры до Нового времени. Организован этот сайт в виде лекций по культуре разных эпох, каждой из девяти лекций отведен отдельный раздел, лекции, в свою очередь, разделены на несколько подтем.
  3. Библиотека по культурологии содержит множество интересных и полезных текстов и лекций по культурологии, а также ссылки на авторефераты диссертаций, материалы по методике преподавания культурологии и ряд статей по смежным дисциплинам. 
  4. http://infoculture.rsl.ru/default1.htm
    Научно-информационный Центр по культуре и искусству. Представляет БД реферативно-библиографической информации, которая содержит описания отечественных и зарубежных книг, статей из сериальных изданий и сборников, неопубликованных документов и депонированных рукописей по культуре и искусству России более чем 100 зарубежных стран.
  5. http://art.has.it/ – словарь терминов изобразительного искусства.
  6. http://www.humanities.edu.ru:8100/db/sect/16 – учебники, словари, источники по философии культуры, истории и теории культуры.
  7. http://www.hermitagemuseum.org – цифровая коллекция Эрмитажа
  8. www.tretyakovgallery.ru – Государственная Третьяковская галерея
  9. http://www.philosophy.ru/edu/ref/stol/02.html – теоретическая культурология, история зарубежной культуры, история культуры России, культура и экономика.
  10. http://www.kulturolog.narod.ru – Культурология. Статьи, размышления по вопросам культуры. Форум.
  11. http://www.philosophy.ru/library/lib4.html – Антропология и культурология. Масса текстов от классики до современных авторов.
  12. http://eawc.evansville.edu – о древней культуре Греции, Рима, Индии, Египта, Ближнего Востока и Европейских стран (English).
  13. http://russianposter.ru/ – Искусство русского плаката. Виртуальный музей. Около 3500 плакатов и 1000 биографий художников.