Современные технологии управления персоналом

Разделы: Администрирование школы


Всем известна аксиома – кадры решают все. Проработав заместителем заведующей по ВМР полгода, я была неудовлетворена результатами методической работы с педагогическими кадрами, хотя работу старалась строить с учетом педагогического опыта воспитателей, их квалификации и интересов. Я стала искать более эффективные формы работы или технологии, которые были бы эффективны при работе с коллективом, чтобы в работнике видеть не только работника, но и личность. Ответы на мои вопросы мне дала такая наука как соционика.

Что же дает соционический анализ руководителю?

Первое. Познакомившись с соционическим анализом, вы узнаете о скрытых возможностях вверенных в ваше руководство людей; ведь нельзя эффективно управлять коллективом, не зная объекта управления.

Второе. Слаженная команда должна работать как часовой механизм. И надо знать законы взаимодействия между типами: кто с кем совместим, а кто нет. Соционика готова дать ответ и на этот вопрос.[2]

Для того чтобы установить соционический тип, я использовала тест И.Вейсбанда, доработанный Ю.Ивановым, включающий в себя 28 вопросов (Приложение 3). При ответе на каждый вопрос опрашиваемый выбирает тот вариант ответа, который более всего ему подходит. Выбрав первый или второй вариант ответа, опрашиваемый вносит соответствующую цифру 1 или 2 под номером соответствующего вопроса. В результате обработки таблицы результатов получается цифровой шифр, состоящий из четырех двоек и единиц. По этому шифру можно составить полную формулу типа личности (Приложение 1)

Определив социотипы педагогов в своем коллективе, я получила следующие результаты (Приложение 2).

Теперь в своей работе я учитываю социотип для поручения тех или иных дел конкретным людям, и, исходя из социотипа, мы пытаемся создать условия для работы, оптимизировать работу каждого члена коллектива.

В своей работе руководствуюсь следующими знаниями.

Стимулом, который движет энтузиастом, является достижение высокого эмоционального статуса в группе. Поэтому при взаимодействии с энтузиастом прежде всего необходимо продемонстрировать хорошее отношение к нему, то, что вы несомненно цените и уважаете его мнение. Дайте ему высказаться до конца, так как энтузиаст — тип напористый, и если он вошел в возбужденное эмоциональное состояние, вам вряд ли удастся переубедить его сразу (нужно некоторое время, чтобы он «остыл» и смог трезво порассуждать, изменить свои взгляды). Вы можете только несколько ослабить его эмоциональный прессинг, сохраняя сами уравновешенное состояние и уточняя детали спокойными наводящими вопросами. Он может делать любую, даже неинтересную, но нужную работу с хорошим качеством, если вы сумеете объяснить ее полезность и перспективы развития дела в дальнейшем. Поскольку энтузиаст — конкретно-мыслящий тип, для него немаловажна хорошая оплата и удобные условия труда. Хотя некоторое время он может и просто помогать вам, если вы — «хороший человек».

Оптимальным для аналитика является спокойный режим работы, позволяющий обдумывать логические вопросы. При этом работа должна быть интересной для него самого (лучше всего дать ему возможность удовлетворять собственное любопытство). Для него предпочтительнее работать независимо от других, в «своем» темпе. При этом статус, стремление выделиться, преуспеть, сделать карьеру являются второстепенными для аналитика.

Побудить его к работе могут эмоциональные призывы о том, что его участие в ней совершенно необходимо. При этом желательно воодушевленно объяснить ему, что уже проделан огромный объем работы, но без его участия дело может зайти в тупик.

Сам аналитик мало заботится об удобствах на рабочем месте и в быту, однако комфорт повышает его работоспособность и настроение. Поэтому если вы решите за него все проблемы обустройства, он будет вам весьма признателен. Он также не умеет добиваться и просить чего-то лично для себя, мало внимания обращает на свое здоровье. Это может быть умный, перспективный, но совершенно «непробивной» специалист. И если вы станете периодически опекать его в этих вопросах (а он в этом очень нуждается!), он будет благодарен вам.

Предпочитает творческую работу, охотно демонстрирует свои способности. наставником движет стремление к уникальности. Поэтому лучше всего, когда работа ему нравится, дает возможность самовыражаться, проявлять пропагандистские наклонности.

Также она должна служить личностному росту, способствовать самосовершенствованию. Поэтому почаще посылайте наставника на всяческие семинары, симпозиумы, конференции. Он любит самосовершенствоваться, а также может неплохо выступать с докладами.

Наставник любит порядок и дисциплину во всем, но самому ему трудно их создавать и поддерживать. Поэтому, если вы будете в общении с ним пунктуальны, корректны и дисциплинированны, это сильно расположит его в вашу пользу. Ему также нравятся люди, которые могут защитить его интересы, уверенно отстоять свое мнение.

Однако работает наставник довольно сумбурно: бывает, что от него долго нельзя дождаться никакого конкретного результата, а он красиво живописует вам все сложности, возникающие при исполнении задания. Он также постарается навязать вам свою стратегию действий и удобный для него режим работы. Ни в коем случае не уступайте: разбейте всю работу на небольшие последовательные этапы, установите сроки проверки и строго требуйте самых доскональных отчетов на каждом «контрольном» пункте. Это мобилизует наставника и сделает его работу более организованной, ведь он — человек ответственный.

Стимулом в работе для инспектора является достижение высокого уровня благосостояния. Он качественно и надежно выполняет порученное ему дело, рассчитывая при этом, что его труд будет оплачен по заслугам. Так как инспектор — конкретно-мыслящий тип, лучше всего поощрять его работу какими-либо премиями, ценными подарками, то есть чем-то вполне конкретным. Он любит работать в размеренном темпе, терпеть не может авралов, спешки, срочности, которые нарушают все его планы. Когда его торопят или предлагают быстро изменить способ действий, может вспылить. Ему нравится, когда поручают конкретное, не очень большое дело заблаговременно и когда можно все заранее продумать. Обычно подготавливает все инструменты, содержит их в порядке. Охотно узнает о технических новинках, способных облегчить работу.

Активизировать его к работе могут эмоциональные предупреждения о неприятностях, которые последуют, если не предпринять своевременных действий.

Он не любит, когда ему кто-то мешает качественно выполнять свою часть работы. Поэтому стремится работать так, чтобы его не отвлекали и не мешали, спокойно и независимо от других.

Критик — тип самодостаточный и абстрактно мыслящий. Больше всего его интересуют вопросы познавательного и общетеоретического характера. А престиж, карьера, статус, как, впрочем, вся мирская суета, — это вещи, которым критик придает мало значения.

Оптимальный для него режим — это спокойная работа, не требующая больших физических усилий и спешки, дающая возможность работать интеллектуально. Постепенность — важный фактор развития его карьеры.

При взаимодействии с сотрудником- критиком следует всегда отдавать себе отчет, что, несмотря на всю его компетентность и интеллектуальность, он обычно только констатирует наличие проблемы, ничего не предлагая взамен. Кроме того, его концепции часто бывают нереалистичны и чрезмерно усложнены. Он лучше любого другого способен оценить тенденции, однако производить коренные реформы во избежание опасности вы должны сами, не рассчитывая на его участие.

Как и все интуитивные типы, критик предпочитает, чтобы все бытовые проблемы, а также проблемы обустройства рабочего места решал вместо него кто-то другой. Поэтому если вы будете опекать его в этих вопросах, это освободит его для более творческого труда.

Стимулом для предпринимателя является стремление к уникальности. Поэтому работа должна быть увлекательной для него, давать возможность проявить изобретательность. Предприниматели также обожают учиться — всему, что рано или поздно может оказаться полезным для дела. Поэтому, если вы будете почаще посылать такого сотрудника в командировки, на семинары, симпозиумы, конференции, курсы повышения квалификации и переподготовки, он будет удовлетворен и заинтересован такой работой.

В работе с предпринимателем следует принимать во внимание его нелюбовь к тщательной, рутинной работе. Поэтому вам следует исключить ее из круга его обязанностей, как и работу, связанную с кропотливым оформлением.

Если он горячится, проявляет нетерпеливость и нетерпимость к «волокитчикам», это следует воспринимать спокойно, ровно и доброжелательно, демонстрируя, что вы понимаете его затруднения. А если вы еще будете оказывать содействие его деловым начинаниям, удерживая его при этом от рискованных действий и расходов, — ваше продуктивное взаимодействие гарантировано![5]

Стимулом, движущим управителем, является достижение высокого управленческого статуса в группе. Короче говоря, он стремится распоряжаться всеми делами по-своему и любит, когда с его мнением считаются. Проще всего, конечно, определить его на одну из руководящих должностей — у вас не будет проблем ни с подразделением, которым он руководит, ни с самим управителем. Потому что, если это рядовой сотрудник коллектива и его управленческие способности не оценены по достоинству и не нашли своего применения, он все равно будет вмешиваться в управленческие дела, даже не входящие в его компетенцию: будет советовать вам, как лучше поступить, а также критиковать ваши неправильные действия.

Со стороны может показаться, что у столь практичного типа не должно быть никаких проблем в жизни. Однако, несмотря на всю свою организованность, деловитость и рациональность, управитель редко бывает счастливым и удовлетворенным. Ему с трудом дается душевное равновесие и оптимистический взгляд на жизнь. Ему не дает возможности отдыхать вечная озабоченность текущими делами и завтрашним днем. Ему не приносят удовлетворения родные и близкие, так как они практически никогда не обладают такой добросовестностью и ответственностью в делах, какую бы хотел в них видеть управитель. Можно сказать, что ему мешает жить «комплекс вечного отличника», стремящегося получать в жизни только «пятерки».

Поэтому единственное, что может несколько облегчить участь этого типа, «работающего за весь социум», — это просто душевное участие, спокойное доброжелательное выслушивание его переживаний, сочувствие. Так как управитель — тип напористый, совершенно бессмысленно переубеждать его, когда он вошел в возбужденное негативное состояние. Нужно просто переждать этот напор, дав управителю выговориться. А когда он уже начнет успокаиваться, его нужно душевно поуговаривать, сказать, что не все так плохо, что такое случалось и раньше, но кончилось благополучно и т. п. После того как он окончательно успокоится, его можно и покритиковать, объяснив, что он сам был не прав и вел себя резко, что не все люди плохие и не всегда ведут себя так. Напомните ему конкретные ситуации, когда люди, о которых он плохо отзывался, были компетентны и вели себя безупречно.

Управитель нуждается не только в душевной поддержке, но и постепенном ненавязчивом воспитании, предостерегающем его от резких проявлений по отношению к окружающим.

Оптимальным для гуманиста является такой режим работы, при котором он может заниматься любимым делом спокойно и независимо от других. Он плохо подходит для быстрого решения срочных проблем и работы в аварийном темпе. Если в вашем коллективе есть такой сотрудник, вам вряд ли удастся добиться от него чего-либо грубым нажимом. Он просто «уйдет в себя» и будет долго переживать. Поэтому лучше всего предоставить ему возможность спокойно работать над какой-то узкой задачей, которая не является ключевым звеном в технологическом процессе. Повысить его отдачу в конкретном деле можно, только предварительно создав ему все условия для работы и окружив его заботливым вниманием. Если вы хотите, чтобы он выполнил все точно и в срок, напишите ему четкое задание на бумаге, подробно и заблаговременно проинструктируйте о необходимых действиях, а затем не забудьте проконтролировать, все ли он сделал.[1]

Соционика дает возможность узнать сильные стороны человека, его проблемы, что можно и чего нельзя требовать и ожидать, рекомендуемый род деятельности конкретного человека отнесенного к одному из социотипов. Соционический анализ предлагает вам не разрозненные советы на уровне здравого смысла, а целостную технологию работы с людьми.

Работа в данном направлении в ДОУ только начата, однако в будущем планируется её расширить и углубить: провести диагностику по подтипам и составить более детальный социотипический портрет каждого педагога и, конечно же, продолжать учитывать при работе с коллективом социотип педагогов.

Я считаю, что знание соционики действительно помогают руководителю выработать оптимальный режим работы для каждого сотрудника в коллективе, что в конечном итоге ведет коллектив к успеху.

Приложение 4

Литература

  1. Гуленко В. Менеджмент слаженной команды. Киев: ВЗУУП. — 2000.
  2. Гуленко В. В. Соционика: Новая наука? Технология? Деловая игра? // ЭКО. — 1989. — № 12.
  3. Лазарчук В.В. Современные технологии управления персоналом. Иркутск – 2007.
  4. Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. Москва – 2006 № 2, 3
  5. http:/ www.socionics.ibc.com.ua