Аттестация педагогических работников отражена в ее целях:
- определение соответствия уровня профессиональной компетенции педагогов к квалификации при присвоении им квалификационной категории;
- стимулирование роста квалификации, профессионализма педагогического труда;
- развитие творческой инициативы;
- обеспечение социальной защищенности педагогов в условиях рыночных отношений путем дифференцированной оплаты труда;
- установление реального уровня деятельности труда
В нашей школе имеется многолетний положительный опыт совместной деятельности администрации и профсоюзного комитета школы по сопровождению, подготовки каждого аттестующегося , будь то молодой специалист или педагог со стажем. Как результат этой деятельности в нашей школе аттестовано 100 % учителей. Из них имеют высшую квалификационную категорию – 38 %, первую -50%, вторую-12%. За последние 10 лет в школе не было ни одного случая не соответствия представленных документов к аттестации учителей по квалификационным категориям.
Опыт работы по данному направлению был обобщен на открытом производственном совещании “Совместная работа администрации и профсоюзного комитета по аттестации педагогических кадров как средство повышения педагогического мастерства” для председателей профсоюзных комитетов и директоров школ города Омска и области в 2008 году.
Работа по сопровождению педагогов и подготовка их к аттестации ведется у нас планомерно параллельно с профсоюзным комитетом: разработан перспективный план аттестации педагогических работников на 5 лет, по которому ежегодно ведется анализ и прогноз аттестации учителей школы.
Отработав механизм составления плана работы с каждым аттестующимся учителем на каждый год пришли к выводу, что лучшим вариантом планирования результатов является памятка по сбору пакета документов , разделенная на блоки , которые должны быть отражены и в заявлении.(приложение № 1).
В методическом кабинете школы хранятся портфолио учителей, включая результаты административных срезов, копии курсовой переподготовки и наградных документов.;
- в обязательном порядке изучаются нормативные документы, касающиеся аттестации : Закон “Об образовании”, Приказы и Письма Министерства образования РФ и Профсоюзных работников народного образования и науки РФ.(Эти документы можно найти на Российском образовательном портале );
- на совместных производственных совещаниях обсуждаются и предлагаются кандидатуры учителей для участия в таких формах обобщения и распространения педагогического опыта на разных уровнях как :
- школьные педагогические советы, методические объединения;
- городские , областные, межрегиональные, всероссийские педагогические чтения, конференции, фестивали , предметные профессиональные конкурсы ;
- печатные издания ;
- виртуальные методические объединения;
- мастер-классы ;
- городские методические сообщества и творческие группы;
- участие в экспериментальных площадках;
- национальные проекты ;
- на совместном контроле администрации и профкома находится курсовая переподготовка и награждение педагогических работников. Планомерно работать по этому вопросу помогает перспективный и ежегодный план курсовой переподготовки и награждения.
На собрании трудового коллектива школы принят трудовой договор, в котором имеется 3 раздел “Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников школы” и 10 раздел “Обязательства профкома”, в котором говорится об участии профкома в ходе подготовки к аттестации учителей и соблюдения порядка проведения аттестации. ;
- интенсивная, целенаправленная помощь со стороны ПК и администрации оказывается молодым специалистам на 1-й и 2-ой годы работы по всем направлениям образовательной деятельности, чтобы на 3 год иметь результаты своего труда к аттестации. Это является большой мотивацией для молодых учителей и желанием остаться в нашей школе, творить и работать с большей отдачей. ;
- учителя, которые должны подать заявления на аттестацию в текущем году в обязательном порядке представляют свой опыт работы с результатами своего труда за последние 3-4 года на педагогическом совете школы в апреле каждого года в различных формах: мастер-класс, творческий отчет, презентация, портфолио и т.д.
В своей деятельности с педагогами по аттестации мы видим следующие резервы
для дальнейшей работы :
- стимулирование педагогов за применение информационных технологий в образовательном процессе; психолого-педагогических диагностик, влияющих на мотивационную сферу обучающихся , за повышение качества обучения и воспитания школьников , за проявление творчества и инициативности ; за электронный портфолио.