Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни младшего школьника. [1,45]
В различных контекстах сегодня звучит, что семья должна, наконец, стать в нашем обществе не просто ценностью, а ценностью № 1, что семья и есть наша новая национальная идея.
Поскольку отец или мать – это примеры, постоянно находящиеся перед глазами ребёнка в течение значительной части его жизни, то именно с них ребенок срисовывает модель своего дальнейшего поведения. Семья имеет приоритет как основной источник социализации и вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Трагедия современности - большое количество «неблагополучных семей». Термин «неблагополучная семья» давно уже стал таким привычным, что мы даже не задумываемся: а что, собственно, это такое? Дом, где родители пьют горькую? Или, наоборот, где все время работают, а ребенок целыми днями торчит на улице? Хотя специалисты: психологи, социологи – уверены, что семья, в которой мать или отец пьют по-черному, лишь немногим хуже той, где взрослые не страдают никакими вредными привычками. Кроме одной – до детей им нет дела.
За 7 лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, которое противоречит нормам общества. В этих семьях дети растут с искажёнными представлениями о порядочности, человеческих ценностях, с отсутствием уважения и привычки к честному труду и пр. Социализация в такой семье замещается «уличной социализацией», «компьютерной», «телевизионной», воспитательное и социализирующее воздействие которых (не всегда позитивное) нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе и вне школы. Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма [1,15]
Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать этим негативным тенденциям.[1,17] Хотя, конечно, восполнить то, что не дала семья, очень трудно, а часто и невозможно. На фоне кризиса семьи система воспитательных воздействий, осуществляемых ОУ, должна оказать должное влияние на становление гражданственности, развитие культуры и поведения детей.
К сожалению, разработчиками ФГОС не включён в программу воспитания раздел, посвященный детям, имеющих проблемы в социальном развитии и их семьям.
В «Примерной программе воспитания и социализации обучающихся» обозначено содержание общих задач по каждому из основных направлений воспитательной деятельности (Приложение 1). Среди них я обозначила те, которые реализую в своём классе (обозначены цветом), поскольку перед собой ставлю во главу угла воспитание нравственных чувств и этического сознания учащихся, чтобы проблема межличностных отношений не имела места существовать. Необходимо формировать эмоциональные отношения, чтобы мои учащиеся из неблагополучных семей научились понимать других, сочувствовать, различать эмоциональные состояния, выражать свое отношение к другим, понимать свои чувства и не выделялись бы внешним видом, манерой общения, набором нецензурных выражений и т.д.
В классе 20 учащихся, а родителей 29. Малообеспеченных семей, состоящих на учете в КСЗН –8, 6 семей состоят на городском учёте как семьи социального риска, из них 2 - ассоциально-криминальных, в двух семьях мамы наркозависимые. Поэтому ежегодно изучаю особенности социальной среды, в которой воспитываются дети, факторы, оказывающие влияние на процесс социализации детей в семье (Приложение 2), доминирующий тип воздействия на ребенка (Приложение 3), возможности использования их нравственного потенциала для воспитания ребенка (Приложение 4) и делаю SWOT-анализ (Приложение 5)
Развитие коммуникативных навыков или навыков общения, развитие эмоционально-волевой сферы, формирование адекватной самооценки – вот блок задач, которые необходимо решать, когда в классе есть дети из семей соцриска. Социализация ребёнка в школе будет протекать более успешно, если ребёнок овладеет определённым уровнем общения со сверстниками.
В решении существующей проблемы мне помогает игровая программа профилактики отклоняющегося поведения для детей младшего возраста «Корабль» (авт. Дубровинская Е.И., Петунс О.В) Это просто кладезь интереснейших идей, видов работ. Программа рассчитана на оптимизацию межличностного общения, адаптацию в коллективе, умения выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. На занятиях ребята учатся принимать свои чувства, адекватно выражать их и находить способы выхода из сложных ситуаций, дабы в дальнейшем у них не сложились трудности в социальной адаптации. (Приложение 6) Они с удовольствием играют, не замечая, что их в это время воспитывают. Программа построена как большое путешествие - сказка. История начинается в городе Чувств, где люди теряют способность радоваться и любить. Жители города снаряжают корабль и подбирают специальную команду для выполнения сложного и ответственного задания. Предстоит доплыть до города Радости, и, пройдя испытания, встретится с мудрецами, которые знают секрет возрождения любви и вернуть радость жизни. Вот я и решила попробовать вернуть радость.
Организация совместной деятельности в творческой мастерской позволяет мне изучать как класс в целом, так и отдельных его членов: насколько дети хотят сотрудничать, как они умеют это делать, их эмоциональное отношение к занятиям, трудности, которые неизбежно возникают в процессе работы. (Приложение 7)
Работа в группах при решении проектных задач, которая проводится со 2 класса, позволяет мне вовремя заметить нарушения, которые имеют место в классе, и начать их преодолевать (например, если есть отверженные ученики из семей соцриска или дети, которые в силу разных причин плохо адаптируются к школе).
Так же необходимы налаживание широких социальных связей, организация содержательного общения в различных типах социокультурной среды, что имеет место быть в моей работе.
Мне хотелось бы верить в то, что сейчас я “сею” в души своих учеников, обязательно расцветёт, но сложность поставленных задач состоит в том, что результат то действия отдален от самого действия.
Какими станут люди будущего? А люди будущего сидят сегодня в моём классе. И то самое будущее, о котором мы думаем со страхом и надеждой, формируется здесь и сейчас. От того, какие нравственные ценности усвоят наши ученики, какие идеалы у них сформируются, будет зависеть, каким станет наш мир.
Литература:
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=958 (дата обращения: 16.01.2010)
Приложение Презентация к работе