Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Совершенствовать навыки устного счёта в пределах 20.
- Формировать представления о различных свойствах предметов по признакам сходства с геометрическими фигурами.
- Учить детей сравнивать числа, находить их место в числовом ряду (предыдущее число, последующее число, соседи числа).
- Закреплять умение детей составлять и решать арифметические задачи на различные арифметические действия. Упражнять детей в понимании арифметического действия и изменения множества предметов.
- Закреплять понятия о днях недели и месяцах года.
- Закреплять пространственные отношения справа - слева от себя на листе бумаги в процессе выполнения графического диктанта.
Развивающие задачи:
- Развивать логическое мышление в процессе отгадывания загадок, исправления допущенных ошибок.
- Развивать умение следовать определённым правилам при выполнении заданий в компьютерных играх (действие по алгоритму).
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к интеллектуальной деятельности, поддерживать интерес к играм математического содержания.
- Воспитывать целеустремлённость, настойчивость, чувство взаимопомощи.
Материалы к занятию: Мультимедиапроектор, компьютерные игровые программы: “Хитрые задачки” “ООО 1С – Паблишинг 2006 Москва”, “Математика. Счет” “ООО 1С – Паблишинг 2006 Москва”. Тетради на каждого ребёнка, простые карандаши, дидактическое пособие “Парашюты” для решения арифметических примеров, “золотые” ключики на каждого ребёнка.
Содержание занятия:
Дети заходят, здороваются с гостями.
Учитель-дефектолог (У-Д): Сегодня у нас будет не обычное занятие по математике, а путешествие в сказку. Но оно вас научит считать, складывать, вычитать, сравнивать числа, решать сложные примеры и “весёлые” задачи. А ещё вас ждут загадки, сюрпризы и приятные неожиданности.
Но прежде, чем начать путешествие, вспомним правила поведения на занятии:
- Ты сиди за партой стройно и веди себя … спокойно.
- Ответить хочешь – не шуми, а только руку … подними.
- Вам когда-нибудь приходилось путешествовать по клеточкам?
- Хотите попробовать?
- Вот нас ждет большой корабль, чтобы плыть по морю клеточек.
Приложение 1. Рис. №1
У-Д: Сядьте ровно, положите перед собой листочек. Возьмите карандаш. Путешествие началось! Будьте внимательны!
Графический диктант – “Домик”.
1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 3 кл. вниз, 5 кл. влево, 3 кл. вверх, 1 кл. влево, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вверх. От центра крыши отступите 2 кл. вниз, нарисуйте окно в одну клеточку, от этого окна отступите 2 клеточки вниз, нарисуйте 2 окна так, чтобы между ними была пропущена 1 клеточка.
- Что у вас получилось?
- Если вы были внимательны и соблюдали все правила, то у вас должен получиться такой же домик, как у меня. (Самостоятельная проверка детей).
Приложение 1. Рис. №2
На горе мы видим дом
Много зелени кругом
Вот деревья, вот кусты
Вот душистые цветы.
Окружает все забор.
За забором – чистый двор.
Мы ворота открываем,
К дому быстро подбегаем
В дверь стучимся: “ Тук-тук-тук!”
Кто-то к нам идет на стук…
Приложение 1. Рис. №3
У-Д: Посмотрите, нас кто-то встречает.
Отгадайте, кто это?
Это что за очень странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос суёт он длинный…
Кто же это? ( Буратино)
( Звучит музыка – песня “ Буратино”)
- Я- Буратино, умный мальчик, из дерева весь сделан я.
- Буратино собрался идти учиться в школу, но тут случилась беда - он потерял золотой ключик.
- Ой, ой, ой! Как без ключика мне быть? Дверь волшебную открыть? Если ключик не найду, в школу я не попаду. Мне скорее помогите, ключик дети отыщите!
- Дети, поможем Буратино? На пути у нас много препятствий и первое – остров “ Потерянных чисел”.
Его можно пройти, если:
- назвать предыдущее число чисел 3,5,8.
- назвать последующее число чисел 4,6,9.
- посмотрите на число и хлопните на 1 хлопок меньше.
- посмотрите на число и хлопните на 2 хлопка больше.
Появился новый дом,
Приложение 1. Рис. №4
На доске “ Числовой домик”
Цифры поселились в нём,
Кто соседи у меня?
Помогите мне, друзья:
У-Д: Угадайте число, живущее между числами 5 и 7, 4 и 6, 9 и 7.
- Молодцы ребята, с этим заданием справились хорошо, но нам нужно двигаться дальше. А чтобы наше путешествие проходило интереснее, предлагаю поехать на поезде. (Компьютерная игра “Хитрые задачки” - упражнение “Вагончики” Расставь цифры в порядке возрастания, в порядке убывания).
У-Д: А теперь нас ждет остров “ Ошибок”.
Приложение 1. Рис. №5
Здесь все перепутано, вам нужно найти правильное решение.
- Дни недели перепутались, нужно расставить их по порядку (Компьютерная игра “Хитрые задачки”: - упражнение “Дни недели, времена года”).
“Математический счет”
- Какой день недели вы поставили самым первым?
- Давайте расскажем Буратино, почему понедельник так называется.
- Подберите к каждому времени года свои месяцы.
- Нужно найти ошибки в названиях сказок и исправить их.
- “ Волк и пять козлят”
- “ Белоснежка и шесть гномов”
- “ Три жадных медвежонка”
- “ Емеля на коньках”
- “ Сказка о рыбаке и трёх золотых рыбках”
- “ Серый волк в красной шапочке”
- В сказке “ Три медведя” в спальне стоят четыре кровати. Всем ли медведям хватит кроваток?
- Царевна из сказки “ О мертвой царевне и семи богатырях” решила связать богатырям по теплому шарфу. Сколько шарфов она свяжет?
- Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки.
- А вот Буратино и сказки знает плохо, и считать не умеет. Давайте поучим его правильно считать. Игра “ Один - много”.
Приложение 1.Рис. №6
- Про что можно сказать ОДИН?
- Про что можно сказать ОДНА?
- Про что можно сказать ОДНО?
- Про что можно сказать ОДНИ?
- Мы приближаемся к самому интересному острову – острову “ Математических загадок”. Чтобы его быстро миновать, нам нужен особый транспорт. Соедините точки по порядку и получится самый быстрый вид транспорта. И ещё вам поможет загадка: Чудо птица-хвост, прилетела в стаю звезд. ( Ракета)
У-Д: На столах у вас конверты с разными геометрическими фигурками, нужно отгадать про них загадки и рассказать Буратино:
Узнаешь сразу ты, кто я,
На меня ты посмотри,
У меня всего, у меня всего,
Естественно, по три.
Три стороны и три угла,
Три пика – острия,
Мне это нравится вполне.
Ведь (треугольник) я!”
- Назовите три предмета треугольной формы.
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам представиться я рад,
А зовут меня … (квадрат)
- Назовите четыре предмета квадратной формы.
Мальчик круг нарисовал – убежал.
Тут слонёнок проходил – наступил.
И из круга получился … (овал).
- Назовите пять предметов овальной формы.
- Вы хорошо знаете геометрические фигуры, и Буратино выучил их, а теперь нужно на компьютере найти “Лишнюю фигуру”. ( Задание выполняется индивидуально).
Приложение 1. Рис. №7
Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развёл,Ключик, видно, не нашёл
Чтобы ключик нам найти,
Нужно дальше нам пойти.
У-Д: Можно отправляться дальше. Впереди нас ждёт город “ Арифметических действий”.
В нём живут всевозможные задачи и примеры, а правят этим городом всеми уважаемые Арифметические действия, без которых мы не можем решить ни задачи, ни примеры.
- Какие арифметические действия мы уже выучили, расскажите Буратино.
- Действие сложение.
- Как называется знак у этого действия?
Я – плюс,
И этим я горжусь!
Я для сложения гожусь.
Я – добрый знак соединения
У-Д: Давайте научим Буратино решать задачи. (Компьютерная игра “Математика. Счет” - упражнение “ Решение задач”)
- Каким пользовались арифметическим действием при решении задач?
- Каким знаком пользовались?
- Какое еще арифметическое действие вы знаете?
- Правильно, действие вычитание.
- Как называется знак вычитания?
Я – минус,
Тоже добрый знак.
Ведь не со зла я отнимаю,
А свою роль лишь выполняю.
У-Д: А нам пора снижаться вниз и в этом нам помогут парашюты.
( У каждого ребенка парашют с примерами, дети решают и вниз подставляют ответ).
Приложение 1. Рис. №8
- Ребята, мы приземлились на болото. Здесь живет черепаха Тортилла, а у неё золотой ключик. Она отдаст его тому, кто запомнит пары слов и правильно их соединит в пары.
Весна-солнце | Весна- |
Снег-ручей | Снег- |
Крыша-сосулька | Крыша- |
Поляна-проталина | Поляна- |
Небо-облако | Небо- |
Дерево-ветер | Дерево- |
Подснежник-снежинка | Подснежник- |
Лёд-лужа | Лёд- |
Ветка-птица. | Ветка- |
Итог:- Молодцы, ребята!
Приложение 1. Рис. №9
Вот он ключик золотой,
Он волшебный, не простой.
Дверцу поскорей открой.
Расскажи секрет нам свой.
(Буратино открывает замок и дверь). - Что здесь написано, ребята?
Расставьте цифры по порядку, и вы прочтёте ответ. (Математика).
9 |
1 |
6 |
10 |
2 |
7 |
4 |
8 |
3 |
5 |
К |
М |
А |
А |
А |
Т |
Е |
И |
Т |
М |
Буратино: - Ребята, теперь я понял, что мне поможет быстрей попасть в школу.
Вы меня научили очень хорошо считать.
Молодцы, ребятки!
Отгадали все загадки,
Загадки мудрёные,
Но и вы, я вижу, ребята смышлёные.
Благодарен очень я,
В школе встретимся, друзья!
(Буратино раздаёт на память золотые ключики от страны Математики).
Приложение 2 (Фото занятия).