Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием информационных технологий (подготовительная группа)

Разделы: Логопедия


Программное содержание:

Образовательные задачи:

  1. Совершенствовать навыки устного счёта в пределах 20.
  2. Формировать представления о различных свойствах предметов по признакам сходства с геометрическими фигурами.
  3. Учить детей сравнивать числа, находить их место в числовом ряду (предыдущее число, последующее число, соседи числа).
  4. Закреплять умение детей составлять и решать арифметические задачи на различные арифметические действия. Упражнять детей в понимании арифметического действия и изменения множества предметов.
  5. Закреплять понятия о днях недели и месяцах года.
  6. Закреплять пространственные отношения справа - слева от себя на листе бумаги в процессе выполнения графического диктанта.

Развивающие задачи:

  1. Развивать логическое мышление в процессе отгадывания загадок, исправления допущенных ошибок.
  2. Развивать умение следовать определённым правилам при выполнении заданий в компьютерных играх (действие по алгоритму).

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к интеллектуальной деятельности, поддерживать интерес к играм математического содержания.
  2. Воспитывать целеустремлённость, настойчивость, чувство взаимопомощи.

Материалы к занятию: Мультимедиапроектор, компьютерные игровые программы: “Хитрые задачки” “ООО 1С – Паблишинг 2006 Москва”, “Математика. Счет” “ООО 1С – Паблишинг 2006 Москва”. Тетради на каждого ребёнка, простые карандаши, дидактическое пособие “Парашюты” для решения арифметических примеров, “золотые” ключики на каждого ребёнка.

Содержание занятия:

Дети заходят, здороваются с гостями.

Учитель-дефектолог (У-Д): Сегодня у нас будет не обычное занятие по математике, а путешествие в сказку. Но оно вас научит считать, складывать, вычитать, сравнивать числа, решать сложные примеры и “весёлые” задачи. А ещё вас ждут загадки, сюрпризы и приятные неожиданности.

Но прежде, чем начать путешествие, вспомним правила поведения на занятии:

  1. Ты сиди за партой стройно и веди себя … спокойно.
  2. Ответить хочешь – не шуми, а только руку … подними.

- Вам когда-нибудь приходилось путешествовать по клеточкам?

- Хотите попробовать?

- Вот нас ждет большой корабль, чтобы плыть по морю клеточек.

Приложение 1. Рис. №1

У-Д: Сядьте ровно, положите перед собой листочек. Возьмите карандаш. Путешествие началось! Будьте внимательны!

Графический диктант – “Домик”.

1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 3 кл. вниз, 5 кл. влево, 3 кл. вверх, 1 кл. влево, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вверх. От центра крыши отступите 2 кл. вниз, нарисуйте окно в одну клеточку, от этого окна отступите 2 клеточки вниз, нарисуйте 2 окна так, чтобы между ними была пропущена 1 клеточка.

- Что у вас получилось?

- Если вы были внимательны и соблюдали все правила, то у вас должен получиться такой же домик, как у меня. (Самостоятельная проверка детей).

Приложение 1. Рис. №2

На горе мы видим дом
Много зелени кругом
Вот деревья, вот кусты
Вот душистые цветы.
Окружает все забор.
За забором – чистый двор.
Мы ворота открываем,
К дому быстро подбегаем
В дверь стучимся: “ Тук-тук-тук!”
Кто-то к нам идет на стук…

Приложение 1. Рис. №3

У-Д: Посмотрите, нас кто-то встречает.

Отгадайте, кто это?

Это что за очень странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос суёт он длинный…
Кто же это? ( Буратино)

( Звучит музыка – песня “ Буратино”)

- Я- Буратино, умный мальчик, из дерева весь сделан я.

- Буратино собрался идти учиться в школу, но тут случилась беда - он потерял золотой ключик.

- Ой, ой, ой! Как без ключика мне быть? Дверь волшебную открыть? Если ключик не найду, в школу я не попаду. Мне скорее помогите, ключик дети отыщите!

- Дети, поможем Буратино? На пути у нас много препятствий и первое – остров “ Потерянных чисел”.

Его можно пройти, если:

  1. назвать предыдущее число чисел 3,5,8.
  2. назвать последующее число чисел 4,6,9.
  3. посмотрите на число и хлопните на 1 хлопок меньше.
  4. посмотрите на число и хлопните на 2 хлопка больше.

Появился новый дом,

Приложение 1. Рис. №4

На доске “ Числовой домик”

Цифры поселились в нём,
Кто соседи у меня?
Помогите мне, друзья:

У-Д: Угадайте число, живущее между числами 5 и 7, 4 и 6, 9 и 7.

- Молодцы ребята, с этим заданием справились хорошо, но нам нужно двигаться дальше. А чтобы наше путешествие проходило интереснее, предлагаю поехать на поезде. (Компьютерная игра “Хитрые задачки” - упражнение “Вагончики” Расставь цифры в порядке возрастания, в порядке убывания).

У-Д: А теперь нас ждет остров “ Ошибок”.

Приложение 1. Рис. №5

Здесь все перепутано, вам нужно найти правильное решение.

- Дни недели перепутались, нужно расставить их по порядку (Компьютерная игра “Хитрые задачки”: - упражнение “Дни недели, времена года”).

“Математический счет”

- Какой день недели вы поставили самым первым?

- Давайте расскажем Буратино, почему понедельник так называется.

- Подберите к каждому времени года свои месяцы.

- Нужно найти ошибки в названиях сказок и исправить их.

  • “ Волк и пять козлят”
  • “ Белоснежка и шесть гномов”
  • “ Три жадных медвежонка”
  • “ Емеля на коньках”
  • “ Сказка о рыбаке и трёх золотых рыбках”
  • “ Серый волк в красной шапочке”
  1. В сказке “ Три медведя” в спальне стоят четыре кровати. Всем ли медведям хватит кроваток?
  2. Царевна из сказки “ О мертвой царевне и семи богатырях” решила связать богатырям по теплому шарфу. Сколько шарфов она свяжет?

- Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки.

- А вот Буратино и сказки знает плохо, и считать не умеет. Давайте поучим его правильно считать. Игра “ Один - много”.

Приложение 1.Рис. №6

  1. Про что можно сказать ОДИН?
  2. Про что можно сказать ОДНА?
  3. Про что можно сказать ОДНО?
  4. Про что можно сказать ОДНИ?

- Мы приближаемся к самому интересному острову – острову “ Математических загадок”. Чтобы его быстро миновать, нам нужен особый транспорт. Соедините точки по порядку и получится самый быстрый вид транспорта. И ещё вам поможет загадка: Чудо птица-хвост, прилетела в стаю звезд. ( Ракета)

У-Д: На столах у вас конверты с разными геометрическими фигурками, нужно отгадать про них загадки и рассказать Буратино:

Узнаешь сразу ты, кто я,
На меня ты посмотри,
У меня всего, у меня всего,
Естественно, по три.
Три стороны и три угла,
Три пика – острия,
Мне это нравится вполне.
Ведь (треугольник) я!”

- Назовите три предмета треугольной формы.

Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам представиться я рад,
А зовут меня … (квадрат)

- Назовите четыре предмета квадратной формы.

Мальчик круг нарисовал – убежал.
Тут слонёнок проходил – наступил.
И из круга получился … (овал).

- Назовите пять предметов овальной формы.

- Вы хорошо знаете геометрические фигуры, и Буратино выучил их, а теперь нужно на компьютере найти “Лишнюю фигуру”. ( Задание выполняется индивидуально).

Приложение 1. Рис. №7

Физминутка.

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл
Чтобы ключик нам найти,
Нужно дальше нам пойти.

У-Д: Можно отправляться дальше. Впереди нас ждёт город “ Арифметических действий”.

В нём живут всевозможные задачи и примеры, а правят этим городом всеми уважаемые Арифметические действия, без которых мы не можем решить ни задачи, ни примеры.

- Какие арифметические действия мы уже выучили, расскажите Буратино.

- Действие сложение.

- Как называется знак у этого действия?

Я – плюс,
И этим я горжусь!
Я для сложения гожусь.
Я – добрый знак соединения

У-Д: Давайте научим Буратино решать задачи. (Компьютерная игра “Математика. Счет” - упражнение “ Решение задач”)

- Каким пользовались арифметическим действием при решении задач?

- Каким знаком пользовались?

- Какое еще арифметическое действие вы знаете?

- Правильно, действие вычитание.

- Как называется знак вычитания?

Я – минус,
Тоже добрый знак.
Ведь не со зла я отнимаю,
А свою роль лишь выполняю.

У-Д: А нам пора снижаться вниз и в этом нам помогут парашюты.

( У каждого ребенка парашют с примерами, дети решают и вниз подставляют ответ).

Приложение 1. Рис. №8

- Ребята, мы приземлились на болото. Здесь живет черепаха Тортилла, а у неё золотой ключик. Она отдаст его тому, кто запомнит пары слов и правильно их соединит в пары.

Весна-солнце Весна-
Снег-ручей Снег-
Крыша-сосулька Крыша-
Поляна-проталина Поляна-
Небо-облако Небо-
Дерево-ветер Дерево-
Подснежник-снежинка Подснежник-
Лёд-лужа Лёд-
Ветка-птица. Ветка-

Итог:- Молодцы, ребята!

Приложение 1. Рис. №9

Вот он ключик золотой,
Он волшебный, не простой.
Дверцу поскорей открой.
Расскажи секрет нам свой.

(Буратино открывает замок и дверь). - Что здесь написано, ребята?

Расставьте цифры по порядку, и вы прочтёте ответ. (Математика).

9

1

6

10

2

7

4

8

3

5

К

М

А

А

А

Т

Е

И

Т

М

Буратино: - Ребята, теперь я понял, что мне поможет быстрей попасть в школу.

Вы меня научили очень хорошо считать.

Молодцы, ребятки!
Отгадали все загадки,
Загадки мудрёные,
Но и вы, я вижу, ребята смышлёные.
Благодарен очень я,
В школе встретимся, друзья!

(Буратино раздаёт на память золотые ключики от страны Математики).

Приложение 2 (Фото занятия).