Урок математики в 1-м классе по теме "Сложение и вычитание (закрепление)"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Закрепить знания и умения сложения и вычитания чисел 1 и 2.
  • Закрепить умение составлять и решать прямые и обратные задачи.
  • Повторить составные части задачи.
  • Развивать логическое мышление (учить сравнивать, обобщать, анализировать).
  • Формировать математическую речь.
  • Развивать интерес к предмету.
  • Повторить геометрические фигуры.
  • Воспитывать внимание, усидчивость, любовь к природе, ко всему живому.

Оборудование:

  • рисунки с изображением зайца, петушка, лисы, медведя, волка, мышки;
  • полоски бумаги;
  • карточки с примерами, математическими выражениями;
  • карточки - круги с ответами примеров;
  • рисунки фигур, состоящих из малых геометрических фигур;
  • у детей кассы цифр, сигналы, числовые вееры, рисунок перчатки;
  • плакат сказочной улицы с домами.

Ход урока

I.Организационный момент.

Прозвенел звонок,
Начался урок.
Тихо садятся девочки,
Еще тише мальчики.
Сейчас у вас урок математики.

II. Формулирование темы урока.

- Сегодня мы отправляемся в гости к героям разных сказок. Они хотят посмотреть, чему вы научились – умеете ли вы решать примеры и задачи.
- А как надо вести себя в гостях? (громко не разговаривать, уважительно относиться к хозяевам...)

III. Повторение и закрепление изученного.

- Ребята, мы пойдем по сказочной улице, где в своих сказочных домиках живут герои сказок.
- Отгадав загадку, вы узнаете, к кому первому мы отправляемся в гости:

Не артист, а голосист
Не ездок, а шпоры у ног.
Кто это?
Петушок!
(рисунок)

- Как вы думаете, в каком домике живет Петушок? (В домике № 1)
- Петушок предлагает вам следующие вопросы и задания.

Задание 1.

А.
- Посчитайте до 10 в прямом и в обратном порядке (По «цепочке»)
- Назовите числа через одного от 0 до 10, от 9 до 1.

Б. Игра «Поиск девятого»
- Однажды случилась с петушком беда: было у него 9 цыплят, а осталось только 8. Потерял он девятого.
- Как найти его?
- Помогите ему ребята. (Дети устанавливают закономерность; выбирают нужного цыпленка из 6 предложенных).

В.
- Продолжим игру так: я буду задавать вопросы, а вы показывать ответ.
(Числовой веер)
- Какое число следует за числом 7?
- Какое число стоит перед 6?
- Какое число больше 3 на 2?
- Какое число меньше 8 на 2?
- Какое число при счете называют между числами 5 и 7?

Задание 2.
- Давайте скажем петушку спасибо, попрощаемся с ним и отправимся в гости.
Догадайтесь к кому:

Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгаю ловко,
Грызу морковку.

- Кто это? (Заяц)
- Правильно. Зайчик живет в доме номер 7. Мимо домов с какими номерами мы пойдем, если будем двигаться только по правой стороне улицы? (1,3,5)
- Сидит зайчик на лужайке возле дома, повесил какие-то круги на дерево, а сам цветной полосочкой играет и говорит: «Наш учитель Котофей Леопольдович в этих цветных кружочках ответы пишет, а мы должны, решив заданный пример, показать на цветной полоске тот цвет, в котором написан правильный ответ».
- Хотите попробовать? Кто хочет выполнить роль учителя Котофея Леопольдовича? Он должен читать примеры разными способами (дети определяют: в кружочке какого цвета написан правильный ответ и показывают полоску того же цвета).

Задание 3.
- Скажем Зайчику «До свидания» и отправимся в домик номер 4, где живет:

Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пушистый хвост-краса,
А зовут ее...

(Лиса)

- Что нам надо сделать, чтобы найти этот домик? (Перейти через дорогу)
- А как вы будете переходить через дорогу? (По пешеходному переходу. Сначала посмотрим налево, а на середине дороги – направо.)
- Как вы понимаете слова «Хитрая лиса»?
- А какие сказки читали вы о хитрой лисичке? («Лиса и волк», «Лиса и журавль»...)
- Нам повстречалась лисичка не только хитрая, но еще и хвастливая. Она хвастается, что правильно расставила знаки сравнений.
Давайте проверим:

- Ребята, чтобы проверить сравнение выражения и числа, что сначала мы должны сделать? (Решить левые части)
- Сколько лиса допустила ошибок?
- Какой знак должен там стоять? (=)
- А почему 7 + 2 > 6? (В натуральном ряду число 9 стоит правее 6)

Задание 4.
- Кто знает, откуда появились числа?
Вам трудно ответить на вопрос, поэтому я расскажу историю:
- Давным-давно числа записывались по-другому. В Египте, например, числа первого десятка обозначались количеством палочек: так число 3 записывалось как III, число 5 - IIIII, а число 10 - подковой.
Греки и славяне цифры обозначали буквами, но чтобы не путать их с обычными буквами, над ними ставили знак -1, -2.
Запись числа несколькими цифрами была принята в Индии, потом ее переняли арабы, а от арабов она уже перешла к нам. Поэтому мы называем наши цифры арабскими.

IV. Физкультминутка.

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал -
Зайка - прыг – и убежал.

V. Тема урока (продолжение).

Задание 5.
- А теперь пойдем в гости, в домик номер 2.
- Жалко, что дома никого нет, но нам оставили записку с заданием:
- Соедини точки по порядку (карточки на партах у детей).

- Соединив точки, мы получили рисунок.
- Что на нем изображено? (кусочек сыра).
- Как вы думаете, кто мог погрызть сыр? (Мышка)

Задание 6.
- Теперь вы знаете, кто живет в этом домике. Мышки предлагают вам такое задание:
- Составьте задачу по картинке (рисунок – на ветке сидели 2 белки, потом к ним прыгнула еще одна белка. Сколько всего белок стало на ветке?)
- Давайте вспомним, из каких частей состоит задача.

- Назовите условие этой задачи.
- Каков вопрос в задаче?
- Какое решение будет у этой задачи? (Составить на наборных полотнах).
- Что такое 3? (Это ответ).
- Составьте две обратные задачи.

А. На ветке сидели 3 белки. Одна белка прыгнула на другую ветку. Сколько белок осталось на ветке?
Б. На ветке сидели 3 белки. Две белки спрыгнули с ветки. Сколько белок осталось сидеть на ветке?

VI. Разминка для глаз.

VII. Тема урока (продолжение).

Задание 7.
- Идем дальше, в домик номер 8.
- Кто здесь живет:

В лесу живет
Ест малину и мед
Зимой лапу сосет

(Медведь)

- Он приготовил такие задания:

- Из чего составлены человечки? (Из геометрических фигур)
- Какие геометрические фигуры вы видите?
- Какая фигура из них самая маленькая?
- Чего не хватает на лице у Вовы?
- С помощью какой фигуры надо изобразить рот Вовы, чтобы он отличался ото рта Наты?
- Какой рот у Наты?
- Какой рот у Вовы?

Задание 8.
- До домика с каким номером мы дошли? (№8)
- Ой, смотрите, кажется, тяжелые снежные тучи закрыли солнышко, и сейчас пойдет снег. Давайте вернемся в домик №2 и попросим у мышек перчатки.
- Мимо домов с какими номерами мы будем бежать? (6, 4)
- Вот мы и добежали до дома №2. (Каждый получает перчатку)
- Но перчатки, к сожалению, белые. Чтобы они стали красивыми, надо их раскрасить.
- Но сначала надо решить примеры, а затем сектор с ответом.
5 - раскрасит зеленым цветом, 6 - желтым, 8 - красным, 4 - синим, 7 - оранжевым.

- Но перчатки у всех разные. У кого на левую руку, у кого на правую.
- А сколько же получится пар перчаток?

VIII. Итог урока. Оценка работы детей на уроке.

- А сейчас давайте вспомним, у кого мы побывали в гостях. Как их можно назвать одним словом? (Животные)
- Из каких сказок эти животные?
- Чему мы научились сегодня?
- На уроке вы работали дружно, слаженно, организованно. Показали, что учебный материал, в целом, вами усвоен. Спасибо за работу!
(В качестве поощрения получают фигурки сказочных героев)

Дополнительный материал:
«Старинная задача»

Летела стая гусей, а навстречу им гусак.
- Здравствуйте, десять гусей!
- Нас не десять. Если бы ты был с нами, да еще двое гусей, то тогда бы было десять!
- Сколько в стае гусей?