Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой, - это сложная дисциплина, требующая большого труда, направленного в первую очередь на запоминание отдельных лексических единиц, именуемых “словарные слова”.
Традиционная методика формального заучивания словарных слов не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чём свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками, как в заучиваемых словах, так и в словах, родственных заученным.
Актуальность работы над словарём младших школьников обусловлена и низким уровнем из речевого развития: на уроках русского языка и чтения мы часто встречаемся с ответами бедными в лексическом отношении. А ведь проблема лексической организации речи в последнее время занимает одно из ведущих мест в общем списке актуальных вопросов методики преподавания русского языка.
Чтобы повысить процесс запоминания “трудных” слов и разнообразить работу по расширению речевого кругозора учащихся, мной была составлена презентация.
Цель пособия – предложить учителям всесторонний систематизированный материал для организации работы учащихся первой ступени со словарём.
Данный демонстрационный материал направлен на решение следующих задач:
- Помочь учителю определить содержание словарной работы в начальной школе.
- Способствовать формированию орфографического навыка у учащихся в процессе работы над “трудными” словами.
- Совершенствовать речевое развитие школьников через обогащение их лексическими средствами.
- Развивать эмоциональные процессы личности младшего школьника.
Практическая значимость состоит в том, что презентация поможет интересно и с пользой организовать повседневную словарную работу, создаст основу для последующей языковой практики учащихся, поможет разнообразить работу на уроке, обеспечит богатство переживаний школьника, связанных с познанием самого слова, употреблением его в речи в разных значениях, что в свою очередь повысит внимание к слову. А первоначальное ознакомление младших школьников с элементами лексикологии (синонимия, антонимия, фразеология) поможет учителю среднего звена проводить углубленную и систематическую работу над словом, как лексической единицей, обеспечит систему преемственности двух ступеней обучения.
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СЛОВАРЁМ
Языковой материал по каждой лексической единице включает в себя несколько разделов.
Ребус (загадка): при разгадывании ребусов дети самостоятельно или с помощью учителя производят звуковой анализ, а затем и синтез слова, что способствует более прочному запоминанию слов с непроверяемыми орфограммами.
Толкование лексемы и иллюстрация, помогающая лучше понять лексическое значение слова.
Этимологическая справка, содержащая информацию о происхождении слова, его первоначальном значении. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание.
Однокоренные слова, позволяющие провести наблюдение над единообразным написанием в них корня.
Синонимические, антонимические и фразеологические отношения: работа с синонимами, антонимами и фразеологизмами предполагает образование у учащихся некоторых лексикологических представлений, формирование понятий, а также усвоение слов и оборотов речи.
Систематические использование таких демонстрационных материалов на уроках не только повышает орфографическую грамотность, обогащает и активизирует запас слов ребёнка, но и постепенно формирует понятие о языке как функционирующей системе.
Такой подход к работе над словарными словами повышает интерес к родному языку, обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию учения, снимает тормозящие факторы.
Использованная литература
- Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1990.
- ПасынковаЮ.Ю. Занимательный словарик русского языка для нчальной школы. – М., 2008.
- Этимологический словарь. – М.., 1994.
- Яковлева В.И. Слово о словарном слове. – М., 1989.
- Сайт viki.rdf.ru