Ведущий: Внимание! Мы начинаем классный час “Поэты Урала. Время. Эпоха”. Сегодня мы совершим с вами небольшое звездное путешествие на межпланетном корабле “Время” в галактику “Жизнь”, где самая яркая планета “Земля”.
Наверно, не случайно, что даже в мироздании Земля находится в созвездии “Лебедь”, красивой и гордой птицы!
Итак, мы на пути к планете “Земля”, готовимся к посадке на территорию России.
Звучит песня “Ну что тебе сказать про Сахалин”
На этой планете много земель. Но Россия наша с вами Родина, одна из самых больших и богатых. Богатых людьми и культурой, где сочетаются европейская, китайская и азиатская культуры, ощущается влияние старой и современной цивилизаций.
Проекция: символика – флаг и герб
Звучит песня “Где я швыряю камушки” (1 куплет и припев)
Мы узнаем нашу страну по гербу, флагу и гимну. Это самые главные отличительные знаки страны. Они означают независимость России и всеобщее признание. Велика наша Россия: от Черного моря до Северного Ледовитого океана, от Владивостока до Санкт-Петербурга, а сердце нашей Родины – Москва.
Песня – И.Тальков “Россия” (звон колоколов)
Отрывок из стихотворения Гусева “Пою тебе, страна моя” читает учащийся
Я русский человек, и русская природа
Любезна мне, и я ее пою.
Я – русский человек, сын своего народа,
Я с гордостью смотрю на Родину мою.
В годину бед она всегда бывала
Единой, несгибаемой, стальной,
Врагу навстречу Русь моя вставала,
Одною дружной, гордою страной.
И по призыву Дмитрия Донского
По зову Минина она шагала в бой,
Не зная страха, гордо и сурово
Вздымая знамя славы над собой.
Так и теперь, страна моя родная,
В годину бурь, в огне, в дыму войны,
Так и теперь, от края и до края,
На смертный бой идут твои сыны.
И дело чести, права и свободы
Они в жестоком отстоят бою.
Я - русский человек, сын своего народа,
Я с гордостью гляжу на Родину свою.
Ведущий: Мы продолжаем путешествие во времени по уральской земле, протянувшейся от знойных степей до заполярной тундры. История страны – это жизнь любого ее уголка.
Мы живем на Урале. Это наша с вами маленькая “Родина”, но это не маленький уголок, одна Свердловская область занимает 195 тысяч кв. км, почти 5 млн. человек живет и трудится на территории нашей области. Территория огромная Урал, как регион – это целая держава, притягивающая к себе активные, деятельные силы народа как в литературной, экономической, так и в духовной жизни общества. В творчестве поэтов- земляков нашли отражение особенности характера и роль Урала в истории и современной жизни России, поэтому можно смело сказать, что существует целый поэтический мир Уральской земли. Изумительна и богата природа Урала, но главное богатство края – это его люди. Это их трудом и талантом создано все, чем мы можем сегодня по праву гордиться. Хорошо написала об этом уральская поэтесса Людмила Татьяничева.
Учащийся читает стихотворение “Живу я в глубине России”
Живу я в глубине России,
В краю озер и рудных скал.
Здесь реки – сини,
Горы – сини,
И в синих отсветах металл.
Милы и дороги дл боли,
Да так, что глаз не оторвать
Мне брови лиственниц собольи
И сосен царственная стать.
Тайга, тайга…
Берет отсюда
Начало изумрудный цвет,
А зеленее изумруда
Ни дерева, ни камня нет!
По красоте,
По скрытой силе
Мне не с чем мой Урал сравнить.
Иной здесь видится Россия,
Суровей,
Строже, может быть.
А может, здесь она моложе…
Свежей тут времени рубеж.
Но сердце русское –
Все то же.
И доброта.
И песни те ж!
И лица те же, что в России,
И так же звучны имена.
Как солнце в драгоценной грани –
В Урале Русь отражена.
И к последней строчке “В Урале Русь отражена” можно добавить, что Русь отражена в жизни и творчестве уральских поэтов-классиков 20-60 годов ХХ века: Константина Мурзиди, Людмилы Татьяничевой, Степана Щипачева. Их стихи вы сегодня услышите в исполнении учащихся. Поэты этого периода были участниками и очевидцами грозных событий, потрясающих всю русскую землю от края до края. Это и гражданская война, и Великая Отечественная война, и восстановление разрушенного войной хозяйства. Наши поэты – это участники настоящего и строители будущего.
Ведущий: Уральский поэт Пётр Семёнович Парфёнов под впечатлением борьбы с интервентами написал песню “По долинам и по взгорьям”. Этот партизанский гимн времен гражданской войны он посвятил памяти Сергея Лазо. Песня звучала по всей стране и была популярна, как и песни Н.Тихонова “Каховка” (звучит музыка):
Читает учащийся № 1
Каховка, Каховка, родная винтовка,
Горячая пуля, лети!
Иркутск и Варшава, Орёл и Каховка –
Этапы большого пути.
Гремела атака и пули звенели,
И ровно строчил пулемёт!
И девушка наша проходит в шинели,
Горящей Каховкой идёт.
М.Светлова “Гренада” (звучит музыка)
Читает учащийся № 2
Мы мчались мечтая
Постичь поскорей
Грамматику боя,
Язык батарей.
Восход поднимался
И падал опять
И лошадь устала
Степями скакать.
Но яблочно песню
Играл эскадрон
Смычками страданий
На скрипках времён.
Где же, приятель, песня твоя,
Гренада, Гренада, Гренада моя.
Герои этих песен – это бойцы, которые презирают удобства, они идут, мчатся, скачут дорогами, опалёнными войной и погибают. Они жили так, как не могли не жить. В стихах поэтов тех лет – героизм первых лет революции – это счастье. Они боролись за идеалы большевизма.
Ведущий: О богатстве и красоте Урала написано много стихов и песен. Но главное его богатство – это уральцы, их доблестный труд.
Всем хорошо известна песня “Уральская рябинушка”, написал её поэт Михаил Пилипенко. Для живущих на Урале в 30-40-е годы это был своеобразный и лирический гимн. Она с любовью исполнялась в нашей стране и за рубежом.
Звучит песня “Уральская рябинушка” (1 куплет с припевом)
Ведущий: Нелёгок и разнообразен труд уральцев и людей Приуралья. Это труд хлеборобов и лесорубов, нефтяников и геологов-изыскателей, открывающих новые месторождения. Понятия “Труд” и “Урал” неотделимы. Юрий Трифонов писал: “Работа! В ней надежда и удача и самоутверждение моё. Я ровным счётом ничего не значу и ничего не стою без неё”.
Проекция фото Л.Татьяничевой
История, как тернистая дорога, полная тревог и радостей, пролегла через жизнь и творчество уральских поэтов. Одной из них была лауреат Государственной премии Людмила Татьяничева. После Гражданской войны она работала токарем на заводе, а когда стала писать стихи, то рассказала об этом в стихотворении “Мастерство”.
Учащийся читает стихотворение “Мастерство”
Я училась детали точить на станке.
Стружки руку клевали,
Прилипали к щеке.
Вырывалась, шипела
Норовистая сталь
И никак не хотела
Превращаться в деталь.
Вместо доброй удачи
То поломка, то брак.
Шла со смены я, пряча
Свои слёзы в кулак.
Говорил каждый день мне
Мастер точных работ:
- Было б, дочка, раденье,
А уменье придёт… -
Но потом услыхала
Я другие слова:
- Нет! Умения мало,
Достигай мастерства!...
День и ночь – непосменно –
Лишь тем и живу,
Что стремлюсь неизменно
К мастерству, к мастерству!
Ну, а если удача
Не даётся никак
Я, как в юности, прячу
Свои слёзы в кулак.
Ведущий: Время неумолимо! Впереди сороковые-роковые. Людмилу Татьяничеву война застала на последнем курсе института, её выпуск сдавал экзамены уже во время войны, когда под Москвой выли сирены воздушной тревоги, а многие однокурсники, наскоро попрощавшись, уходили на фронт и в отряды ополчения.
Учащийся читает стихотворение “Минные поля”
Прозрачны дали
И ветра спокойны
От ржавых мин очищена земля.
Но, отступая, оставляют войны
Воспоминаний минные поля.
В людских сердцах лежат они незримо,
Их не найдёт искуснейший минёр.
В них скрыта боль о близких и любимых,
О муках не забытых до сих пор.
Как много нужно приложить стараний,
Как надо нам друг другом дорожить,
Чтоб обезболить боль воспоминаний
И память о погибших сохранить.
Ведущий: Послевоенная поэзия Урала наполнена любовью к родной природе и созидательному труду.
Проекция фото К.Мурзуди
Перед вами фотография К.Г.Мурзиди. Его стихи обращены к уральским мастерам и умельцам. Как и многие уральские поэты начинал свой трудовой путь с Магнитки. В кратких биографических справках поэтов старшего поколения мы то и дело встречаем: “строитель Магнитки… Челябинского тракторного завода… Участник Великой Отечественной войны”, то есть со строительства города Магнитогорска. Послушайте стихотворение о Магнитогорске.
Учащийся читает стихотворение К.Мурзиди “Магнит – гора”
Поутру собравшись, помню,
В дальние края.
С вещевым мешком, с гармонью
Прыгнул в поезд я.
Помню, на заре
Объявили остановку
На магнит-горе.
Поначалу было вьюжно,
А потом жара.
И работали мы дружно
С самого утра.
Синий дым от папироски,
Блеск на топоре
Рядом – белые берёзки
На Магнит-горе.
Ведущий: Путешествуя во времени 50–60-х годов нельзя не сказать о таком известном поэте, как Степан Щипачёв.
Проекция фото С.Щипачёва
Его поэзия – это свет солнца и синего неба, кристальный журчащий родник, влюблённость в прелесть природы Урала. И везде в поэзии Щипачёва только чистые музыкальные тона и цвета.
Учащийся читает стихотворение С.Щипачёва “Урал”
Урал. Он лёг в мою строку
Во всю длину, размашисто и строго.
Он Азиатскому материку
Пришёлся каменным порогом,
Ему известен мамонта скелет
В грунтах промёрзлых. Ливнями, ветрами
Его точили миллионы лет,
Чтобы строкою засверкали грани.
Железо, никель, хромовые руды
Я трону словом, рифму им найду.
Недаром в копях камень изумрудный
Зелёным глазом смотрит в темноту.
Урал запутает тропою лосей,
Черникой спелой потчевать начнёт,
Блеснёт меж сосен речкой Сосьвой,
В теснине речкой Вишерой блеснёт.
До светлой тучки ледником достанет,
В озёра глянет, в стих войдёт таким.
Он весь пропах лесами и цветами
И горьковатым дымом заводским.
Ведущий: Прекрасна и неповторима природа Урала. Как разнообразны краски времён года, так разнообразны стихи поэтов различных поколений о природе родного края.
Послушайте два стихотворения. Одно Николая Куштума, поэта 40-х годов и второе – новоуральского поэта, нашего современника Ивана Седова, и вы поймёте, как сильна поэзия Урала своими традициями.
Учащийся читает стихотворение Н.Куштумы “Полюбил я суровые зимы…”
Полюбил я суровые зимы,
Грусть берёзы,
Что клонится вниз,
И грачей, пролетающих мимо,
На прощанье стучащих в карниз.
Робкий снег выпадает до срока,
Свежий ветер срывается с гор.
И шуршит сиротливо осока
Над безлюдием наших озёр.
Как затянут последнюю песню
Рыбаки, расходясь по домам, -
Ожидай, что придёт через месяц
На полгода к нам в гости зима.
Стынут волны под свежим морозом –
Двух стихий разыгралась борьба.
И готовят уже углевозы
Для поездок свои короба.
С детских лет холода не страшны мне.
Выхожу посмотреть, налегке,
Первый снег на скалистой вершине,
Первый лёд на притихшей реке.
Учащийся читает стихотворение И.Седова “Осенние заботы”
Не от бессонницы мне осенью не спится,
Не от того, что мучит недуг злой –
Мне хочется с природою проститься
Перед тягучей, длинною зимой.
Меня зовут к себе лесные дебри,
Поля, луга и заросли озёр,
Где камыши и трав сухие стебли
Ведут под ветром тихий разговор.
Опавший лист, костёр, копёшка сена –
Вот мой уют и мягкая постель,
А в дождь метель, как прежде, неизменно
Мне даст приют разлапистая ель.
Ты не волнуйся, если вдруг случится,
Что в час обещанный я не вернусь домой –
Позволь уже мне с природою проститься
Перед тягучей длинною зимой.
Звучит музыка “Время, вперёд!”
Ведущий: Мы продолжаем полёт на корабле “Время”. На пути 60–70-го года, время комсомольских строек, энтузиазма молодых. Ранее в биографиях уральцев были строки: “Участник освоения целины… Работал в геологоразведке в Нефтеносной Тюменской области … На стройках Казахстана и Южного Урала… Работал на заводе… в газете… Служил в Советской армии…”
Теперь прибавлялось – освоение космоса, строительство БАМа. О БАМе написана целая летопись в стихах. Вот одно из них.
Учащийся читает стихотворение Н.Тихонова “БАМ”
Я вижу, как молодость в дали уходит,
В свой новый большой бесконечный поход.
И зимняя тьма за окном колобродит,
И снег беспощадно метёт и метёт…
И дни пролетают сурово и строго
Дорога – она всё трудней и трудней.
Но молодость дней этих любит дорогу
Где подвиги пламя как факел над ней!
Учащийся читает отрывок из поэмы Р.Рождественского “Спутник”
“О космосе”
Земля!
Я спутник…
Люди!
Я спутник…
Лечу я в космической вышине…
В наших сегодняшних бурных буднях
Постепенно привыкли ко мне…
Люди!
Мой голос негромок пусть.
Но вы, задирая головы кверху,
Знайте и помните:
Это пульс века!
Двадцатого века!
Звучит фрагмент песни “Изгиб гитары…”
Ведущий:
Наш юный век заглядывает в очи,
Земля – планета маленькая очень.
Она в глазах галактики – песчинка.
Земля – планета – звёздная росинка!
Любите жизнь и взрослые и дети,
Любовью освещайте храм столетий.
Проекция фото Бориса Рыжего и Александра Башлычёва
Ведущий: Наш корабль приближается к границе ХХI века.
Период перестройки страны, локальные войны, смятение в умах и сердцах. На горизонте уральской поэзии появляются новые имена, имена тех, кто находился как бы в подполье. Эта поэзия получила название андеграунда.
Звучит песня “Поэты не рождаются случайно”
Проекция фото Бориса Рыжего и Александра Башлычёва
Ведущий: На Урале к ней относится поэзия Александра Башлычёва, Бориса Рыжего. Не прямое отражение эпохи находим мы в текстах стихов этих поэтов, а сконцентрированное в потрясающей музыкальности стиха – переживание. Философские раздумья о жизни и смерти, о бренности и трагичности бытия, познания Бога. Послушайте стихотворение Б.Рыжего.
Учащийся читает стихотворение Бориса Рыжего
Помнишь дождь на улице Титова,
Что пришёл немного погодя
После слёз и сказанного слова?
Ты не помнишь этого дождя!
Помнишь, под озябшими кустами
Мы с тобою простояли час,
И трамваи сонными глазами
Нехотя оглядывали нас?
Озирались сонные трамваи,
И вода по мордам их текла.
Что ещё, Иринушка, я знаю,
Но, наверно, музыка была.
Скрипки ли невидимые пели,
Или что иное, если взять
Двух влюбленных на пустой аллее,
Музыка не может не играть.
Постою немного на пороге,
А потом отчалю навсегда
Без музыки, но по той дороге,
По которой мы пришли сюда.
И поскольку сердце не забыло
Взор твой, надо тоже не забыть
Поблагодарить за всё, что было,
Потому что не за что простить.
Ведущий: Мы подошли с вами к печальной, трагической странице истории нашей страны. Давно закончилась самая тяжелая и страшная Великая Отечественная война, но и в 80-е годы, так же как и сегодня, уходили мальчики на войну, некоторые из них не вернулись. Афганистан и Чечня.
“Урал был всегда становым хребтом, опорой Отчизны. Таким он проявил себя и в годы войны в Афганистане. Более 7 тысяч наших земляков и 1,5 тысячи военнослужащих частей Уральского военного округа прошли через горнило афганской войны. Среди них командующий войсками Краснознаменного Уральского военного округа генерал-полковник Ю.П.Греков, бывший в Афганистане начальником штаба 40-й армии, под непосредственным руководством которого планировались и проводились боевые операции, был осуществлен вывод на Родину частей ОКСВ. Более 4 тысяч уральцев – участников боев в Афганистане награждено орденами и медалями СССР и Республики Афганистан. А Юрий Исламов из Талицы, взорвавший себя и душманов последней гранатой, удостоен высокого звания Героя Советского Союза (посмертно)”.
Звучит песня “Про Афган”
Учащиеся читают стихи
1. Получают мальчики повестки
И уходят мальчики служить.
Есть обязанность у них такая:
От врага Отчизну защищать.
2. Матери сынов провожают
И наказы им дают,
Поцелуют крепко, перекрестят
И по-бабьи жалобно всплакнуть.
1. И отцы, махнув по рюмке “горькой”,
Зная, как тяжёл солдата путь,
Говорят, сжимая крепко руку:
“Ты, сынок, писать не позабудь”.
2. Юноши России присягают,
Клятву перед знаменем дают,
Юноши пока еще не знают,
Что домой они не все придут.
1. Поседевших пап и мам всё меньше,
Все они уходят в мир иной.
А сынок в граните остаётся,
Остаётся вечно молодой.
Ведущий: Эти стихи написаны матерью, потерявшей на афганской войне единственного сына.
Фрагмент из фильма “9-я рота”
Проекция Фото Дениса Шубинцева и Александра Казазаева
Учащийся читает стихотворение “Помолчим над памятью друзей”
Помолчим над памятью друзей,
Тех, кого мы больше не увидим,
Не услышим тех, кто жизнью всей
Вместе с нами в мир грядущий вышел.
Помолчим не потому, что нам
Нечего сказать об уходящих…
Мы их назовём по именам,
Как живых, живущих настоящим!
Помолчим, чтобы сказать о них
Не холодным, равнодушным словом,
Чтоб они воскресли хоть на миг
Всем звучаньем голоса живого.
Ведущий: Почтим память Минутой молчания.
(Все встают)
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Звучит “Адажио”
Ведущий: Денис Шубинцев обучался в училище с сентября 1992 года по специальности “Повар”. Трудолюбив, на производственной практике работал хорошо. Основная оценка знаний на “4”. Погиб в 1996 году в Чечне.
Казазаев Александр. Из письма командира воинской части 43213 подполковника Цирихова А.: “Александр погиб, находясь на боевом посту с честью, выполняя свой воинский долг, будучи верным до конча воинской присяге. Он нёс боевое дежурство в тот час, когда со стороны города Грозного произошёл обстрел спецпоезда № 3 “Терек”, совершавшего манёвры”.
Скорбим и помним. Погиб в 2005 году.
МОНТАЖ
Учащиеся:
Он.
Время героев, обычно ты кажешься прошлым;
Главные битвы приходят из книг и кино,
Главные даты отлиты в газетные строчки,
Главные судьбы истории стали давно.Она.
Время героев, по самому высшему праву
Ты подарило далёким и близким годам
Доблесть и славу, и долгую добрую память…
Время героев, а что ты оставило нам?Он.
Ты нам оставило ясное небо Отчизны,
Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,
Ты нам оставило самое главное в жизни –
Радость работы на мирной, счастливой земле!
Ведущий: Полет во времени продолжается и мы с вами в 21 веке, в родном городе Новоуральске.
Звучит песня новоуральского поэта В.Шушерина
Песня о городе
Ведь были когда-то первые,
Представить себе могу –
С Уральской горы, наверное,
Смотрели они в тайгу.
На карте пометки делала
Уверенная рука,
И вот эта точка белая
Застроена на века.
Припев:
Затихают улицы,
Но шумят заводы
Ночью яснозвездною
И в рассветный час.
Здесь с тобою прожиты
Золотые годы.
Город – это Родина
Каждому из нас.
Дома на дома похожие,
И те же – земля и вода,
Спокойно идут прохожие,
Как в маленьких городах.
Но каждый влюбленным кажется
В уральскую ту красу.
И где-то в душе у каждого –
Твоя основная суть
Припев:
И будни твои, и праздники –
Невидимые бои.
Делили тревоги разные
С тобой земляки мои.
С любым они делом справятся,
Их сильные руки жму.
Так пусть произносят здравницы
Дерзанию и уму!
Припев:
Ведущий: Богат талантами поэтический мир новоуральцев. Только что прозвучала песня на стихи новоуральского поэта Владимира Шушерина “Песня о городе”. С 1988 года существует в нашем городе литературно- музыкальное объединение “Созвучие”. В него входят поэты, прозаики, барды, композиторы. Они печатаются в городских, областных, центральных газетах. Песни бардов и композиторов исполняются по городскому и областному радио, по Центральному телевидению.
Наше путешествие дает нам возможность соприкоснуться с поэтической душой наших земляков – новоуральцев.
Проекция фото Я.Юркевича
Ярослав Юркевич (фото) однажды сказал замечательные слова:
“Поэзия – огромный, яркий, многогранный мир – мир грез и фантазий, мир бескорыстной любви и красоты, окрыляющий всех, кто восприимчив к добру и не прячет свою душу за семью замками.
Ходить пешком, смотреть на звезды,
Ловить в ладони дождь и снег –
Нет, не бессмысленно, не поздно,
Пока ты дышишь, человек”.
Учащийся читает стихотворение Ярослава Юркевича “Осеннее”
Звезда мерцала, угасая
На розовом лице рассвета.
Утиная летела стая,
А вслед за ней летело лето.
То алым, то багряным всплеском
Рябины брызгали в лицо.
Березовые перелески
Сомкнулись бронзовым кольцом.
Опять в руках моих синица,
А журавли летят над полем,
И я не знаю, где граница
Лежит меж радостью и горем.
Где тот рубеж неуловимый
Меж грустью светлой и тревогой
И для чего, куда спешим мы
Своею жизненной дорогой.
Проекция фото Татьяны Кузьминой
Учащийся читает стихотворение фото Татьяны Кузьминой “Звездное танго”
Слышите, люди, не спите, не спите,
Нынче такая ажурная ночь!
Гляньте на небо, там звезды – зените,
Их стережет круглолицая дочь.
Слышите, люди, вставайте, вставайте,
Сказочный в небе мерцает пейзаж:
То врассыпную, то сгрудится в стайки
Дочери солнца ночной экипаж.
Слышите, люди, скорей выходите,
Вот он – волшебно-таинственный час –
К небу ладони свои протяните –
Я звездопад подарю вам сейчас,
Звездное танго в пьянящем полете,
Звездный салют над огромной луной.
Что же вы, люди, никак не встаете?
Мне столько счастья не надо одной.
Если бы чудо свершилось нежданно,
Всех полуночников я б собрала
И за богатством души мирозданной
В звездные чащи с собой увела.
Проекция фото Абуляна Георгия Михайловича
Ведущий: Перед вами фотография удивительного, жизнерадостного, обладающего большой положительной энергией человека, Абуляна Георгия Михайловича. Георгий Михайлович работал руководителем Начальной военной подготовки, а затем преподавателем ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) в нашем Новоуральском профессиональном училище. В настоящее время Георгий Михайлович на заслуженном отдыхе. Но эти слова не для него. С 1997 г. Георгий Михайлович руководит организованным им самодеятельным театром “Сонет”. Актеры в театре не профессионалы , а любители, люди разного возраста и профессий. Георгий Михайлович не просто поэт. Для постановки спектаклей в своем театре он берет за основу прозаические и драматические произведения, перекладывают их на стихи, а только потом ставят на сцене.
Проекция фото труппы театра “Сонет”
Большим, значительным событием в театре “Сонет” стал фильм, который был снят в 2003 году по мотивам сказов Бажова, называется он “Умельцами богат Урал”. Посмотрите фрагмент этого фильма.
Фрагмент фильма театра “Сонет” “Умельцами богат Урал”
Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие “Поэты Урала. Время. Эпоха”. Думается, что “борьба, труд, созидание” станут главными направлениями в вашей жизни, как это было и есть в жизни наших земляков-поэтов разных поколений и с которыми мы познакомились благодаря нашему межпланетному кораблю “Время”.
Учащийся читает отрывок из стихотворения новоуральского поэта Натальи Коваленко “Гимн Уралу”.
Прост пейзаж неброский и светла печаль…
Сосны да березки убегают вдаль,
Расплескалось небо бирюзою рек –
Милый край уральский, в сердце ты навек!
Нет, не зря опорным этот край слывет,
Здесь страны проходит становой хребет,
Тут, сокрыт до срока, чудо- клад лежит,
И горы – хозяйка сказку сторожит.
На просторах наших всех богатств не счесть,
Если разобраться, все для счастья есть.
Новые свершенья будут велики,
Не иссякли нашей веры родники!
Ведущий: Мы благодарим всех учащихся, принявших участие в нашем литературно-музыкальном путешествии.