«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома »
Пословица
Воспитание детей и молодёжи в современной
обстановке происходит в условиях экономического
и политического реформирования государства,
которое вызвало социальное расслоение общества,
снижение жизненного уровня большинства
населения и другие негативные последствия.
Вследствие этого возрастает конфликтность
отношений в семье, разрушаются сложившиеся
нравственно-этические нормы и традиции
семейного уклада.
Данное занятие входит в систему занятий по
семейному воспитанию, призвано помочь детям
осознать ценность семьи, семейных отношений,
осознать, какое это счастье – жить в семье.
Цель занятия: способствовать укреплению семейных связей, уважительного отношения к старшему поколению и его опыту.
Задачи:
- Способствовать формированию у детей ответственного отношения к созданию в будущем своей семьи;
- Возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада;
- Развитие у ребёнка творческого восприятия семейных ценностей;
- Воспитание в душе ребёнка гармонического видения мира.
Место проведения: классный кабинет.
Аудитория: учащиеся 3 класс А МОУ-лицей № 6.
Время проведения: примерно 1 час
Материалы к организации игры:
- Классная доска;
- Мел;
- Альбомы;
- Ручки, цветные карандаши;
План проведения
1. ОПОРА СЕМЬИ (20 мин.)
– Как вы понимаете фразу "опора семьи"?
– Кто в вашей семье является опорой?
– Запишите пословицу: «И старость не страшна,
коль молодые рядом».
– Как вы понимаете эту пословицу?
– Нарисуйте, пожалуйста, дерево уважения для
своих бабушек и дедушек (Приложение
1).
На каждой ветви этого дерева дети записывают всё, за что они уважают своих бабушек и дедушек. Затем все вместе обсуждают рисунки.
2. СКАЗКА О Б0ЧКЕ Болгарская сказка (15 мин.)
Жил-был старый старик. Вот настал его последний
час. Позвал он своих пятерых сыновей и говорит:
– Знайте, дети мои, я скоро помру. Но перед
смертью расскажу вам притчу.
Слушайте
хорошенько, а потом растолкуйте ее мне. Смотрят
сыновья на отца, а старик оглядел их всех и начал:
– Рос в лесу дуб. Большое было дерево. С его
толстых ветвей желуди дождем падали. Корни его
глубоко вросли в землю – соки из нее сосали.
Трепала-трепала его буря, да ничего с ним
поделать не могла. Но вот пришел в лес дровосек,
примерился к дубу, засучил рукава – и давай
рубить. К вечеру повалил дерево на землю, ветки
обрубил, а ствол приволок к себе в плотницкую –
там распилил ствол на тонкие полоски.
Осенью пришел в плотницкую бочар, свалил доски на
телегу и увез. У себя в мастерской бочар сделал из
досок клепки, набил на них обручи, сколотил донья
и смастерил большую бочку. В ту бочку он каждую
осень наливал молодое пенистое вино, а потом
продавал его крестьянам, что справляли свадьбу,
крестины или поминки. Так было, пока бочка
оставалась целой...
Но вот один обруч сломался, и клепки разошлись.
Вино вытекло, бочка рассохлась. Пока бочар
собирался набить на нее новый обруч, клепки
совсем рассыпались. Ребятишки растащили обручи,
стали их катать по улицам, а хозяйка сожгла в печи
клепки и донья. Хороша была бочка, да на нет
сошла!.. Ну-ка, растолкуйте мне эту притчу.
Задумались пятеро братьев. Думали-думали, не
смогли растолковать отцову притчу. Тут старик
покачал головой и говорит:
– Молоды вы еще, вот и не догадываетесь. Ну, так я
сам ее растолкую, а вы слушайте... Лес, где растут
большие деревья, – это наша держава. Она вечная.
Деревьям ее – народу – вовеки не будет конца.
Бочка – это семья; клепки – это все мы, родичи;
обручи – согласие, а вино – радость, счастливая
жизнь. Пока в семье согласие – она живет
счастливо. А тот дом, где согласия нет, лучше ему в
огне сгореть!.. Берегите обручи, дети мои! Старший
сын поцеловал руку у старика отца и говорит:
– Благодарим тебя, батюшка, за мудрый совет. Не
забудем его, пока живы.
Вопросы и задания к сказке:
- Как вы думаете, почему старик решил рассказать эту притчу своим детям?
- Расскажите, как сыновья выполняли в своей жизни советы отца.
- Перечислите основные качества, которые необходимы членам семьи, чтобы в ней всегда были мир и согласие.
Психолог (педагог) рисует на доске контуры бочки, а на обручах подписывает все перечисленные детьми качества.
- Какое из этих качеств необходимо вашей семье больше всего? Расскажите, как вы можете помочь своей семье приобрести это качество.
- Подтвердите примерами из жизни, что жить в дружной и сплоченной семье – счастье.
- Если ребенок вырос в дружной семье, повлияет ли это на его будущую семью?
3. Портрет моей будущей семьи (20 мин.)
Дети разбиваются на группы, и каждая группа обсуждает по заранее приготовленным вопросам, какая должна быть семья.
Вопросы:
- Когда вы начнёте готовиться к созданию семьи?
- С каким человеком вы хотели бы создать семью?
- Как долго нужно дружить с человеком, прежде чем создать с ним семью?
- Много ли в вашей семье будет детей?
- Как вы думаете, нужно ли иметь согласие родителей перед вступление в брак?
- Если у вас не будет средств, чтобы содержать семью, станете ли вы её создавать?
– Напишите, что вы думаете о создании вашей будущей семьи (Приложение 2). Обсуждение сочинений.
4. Плоды апельсинового дерева (5 мин.)
– В конце нашего сегодняшнего занятия я предлагаю угоститься прекрасными плодами апельсинового дерева. Вы знаете, что это дерево на востоке считается символом здоровой и крепкой семьи. Когда съедите плоды, не выбрасывайте косточки, дома посадите их в цветочные горшочки в честь кого-либо из членов своей семьи. Поливайте семечко, ухаживайте и потом посмотрите, что же у вас выйдет.