Внеклассное занятие в 3-м классе на тему "Счастливая семья"

Разделы: Начальная школа


«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома »

Пословица

Воспитание детей и молодёжи в современной обстановке происходит в условиях экономического и политического реформирования государства, которое вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия. Вследствие этого возрастает конфликтность отношений в семье, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада.
Данное занятие входит в систему занятий по семейному воспитанию,  призвано помочь детям осознать ценность семьи, семейных отношений, осознать, какое это счастье – жить в семье.

Цель занятия: способствовать укреплению семейных связей, уважительного отношения к старшему поколению и его опыту.

Задачи:

  • Способствовать формированию у  детей ответственного отношения к созданию в будущем своей семьи;
  • Возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада;
  • Развитие у ребёнка творческого восприятия семейных ценностей;
  • Воспитание в душе ребёнка гармонического видения мира.

Место проведения:  классный кабинет.

Аудитория:  учащиеся 3 класс А  МОУ-лицей № 6.

Время проведения: примерно 1 час

Материалы к организации игры:

  • Классная доска;
  • Мел;
  • Альбомы;
  • Ручки, цветные карандаши;

План проведения

1. ОПОРА СЕМЬИ (20 мин.)

– Как вы понимаете фразу "опора семьи"?
– Кто в вашей семье является опорой?
– Запишите пословицу: «И старость не страшна, коль молодые рядом».
– Как вы понимаете эту пословицу?
– Нарисуйте, пожалуйста, дерево уважения для своих бабушек и дедушек (Приложение 1).

На каждой ветви этого дерева дети записывают всё, за что они уважают своих бабушек и дедушек. Затем все вместе обсуждают рисунки.

2. СКАЗКА О Б0ЧКЕ  Болгарская сказка (15 мин.)

Жил-был старый старик. Вот настал его последний час. Позвал он своих пятерых сыновей и говорит:
– Знайте, дети мои,  я скоро помру. Но перед смертью расскажу вам притчу.
Слушайте хорошенько, а потом растолкуйте ее мне. Смотрят сыновья на отца, а старик оглядел их всех и начал:
–  Рос в лесу дуб. Большое было дерево. С его толстых ветвей желуди дождем падали. Корни его глубоко вросли в землю – соки из нее сосали. Трепала-трепала его буря, да ничего с ним поделать не могла. Но вот пришел в лес дровосек, примерился к дубу, засучил рукава – и давай рубить. К вечеру повалил дерево на землю, ветки обрубил, а ствол приволок к себе в плотницкую – там распилил ствол на тонкие полоски.
Осенью пришел в плотницкую бочар, свалил доски на телегу и увез. У себя в мастерской бочар сделал из досок клепки, набил на них обручи, сколотил донья и смастерил большую бочку. В ту бочку он каждую осень наливал молодое пенистое вино, а потом продавал его крестьянам, что справляли свадьбу, крестины или поминки. Так было, пока бочка оставалась целой...
Но вот один обруч сломался, и клепки разошлись. Вино вытекло, бочка рассохлась. Пока бочар собирался набить на нее новый обруч, клепки совсем рассыпались. Ребятишки растащили обручи, стали их катать по улицам, а хозяйка сожгла в печи клепки и донья. Хороша была бочка, да на нет сошла!.. Ну-ка, растолкуйте мне эту притчу. Задумались пятеро братьев. Думали-думали, не смогли растолковать отцову притчу. Тут старик покачал головой и говорит:
– Молоды вы еще, вот и не догадываетесь. Ну, так я сам ее растолкую, а вы слушайте... Лес, где растут большие деревья, – это наша держава. Она вечная. Деревьям ее – народу – вовеки не будет конца. Бочка – это семья; клепки – это все мы, родичи; обручи – согласие, а вино – радость, счастливая жизнь. Пока в семье согласие – она живет счастливо. А тот дом, где согласия нет, лучше ему в огне сгореть!.. Берегите обручи, дети мои! Старший сын поцеловал руку у старика отца и говорит:
– Благодарим тебя, батюшка, за мудрый совет. Не забудем его, пока живы.

Вопросы и задания к сказке:

  • Как вы думаете, почему старик решил рассказать эту притчу своим детям?
  • Расскажите, как сыновья выполняли в своей жиз­ни советы отца.
  • Перечислите основные качества, которые необходимы членам семьи, чтобы в ней всегда были мир и согласие.

Психолог (педагог) рисует на доске контуры бочки, а на обручах подписывает все перечисленные детьми качества.

  • Какое из этих качеств необходимо вашей семье больше всего? Расскажите, как вы можете помочь своей семье приобрести это качество.
  • Подтвердите примерами из жизни, что жить в дружной и сплоченной семье – счастье.
  • Если ребенок вырос в дружной семье, повлияет ли это на его будущую семью?

3. Портрет моей будущей семьи (20 мин.)

Дети разбиваются на группы,  и каждая группа обсуждает по заранее приготовленным вопросам, какая должна быть семья.

Вопросы:

  • Когда вы начнёте готовиться к созданию семьи?
  • С каким человеком вы хотели бы создать семью?
  • Как долго нужно дружить с человеком, прежде чем создать с ним семью?
  • Много ли в вашей семье будет детей?
  • Как вы думаете, нужно ли иметь согласие родителей перед вступление в брак?
  • Если у вас не будет средств, чтобы содержать семью, станете ли вы её создавать?

– Напишите, что вы думаете о создании вашей будущей семьи (Приложение 2). Обсуждение сочинений.

4. Плоды апельсинового дерева (5 мин.)

– В конце нашего сегодняшнего занятия я предлагаю угоститься прекрасными плодами апельсинового дерева. Вы знаете, что это дерево на востоке считается символом здоровой и крепкой семьи. Когда съедите плоды, не выбрасывайте косточки, дома посадите их в цветочные горшочки в честь кого-либо из членов своей семьи. Поливайте семечко, ухаживайте и потом посмотрите, что же у вас выйдет.

Приложение 3