Тема: | “КИПЕНИЕ ВОДЫ” |
|||
Цель: | Сформировать у учащихся представление об экспериментальном методе познания окружающей действительности. | |||
Задачи Урока: |
1. Обучающая (общеобразовательная) | Изучить кипение, его внешние признаки, исследовать факторы внешнего влияния на процесс кипения | ||
2. Развивающая | Развивать внимание, наблюдательность, учиться анализировать явления, выстраивать логическую схему: (опыт - физ. теория - следствие). | |||
3. Воспитательная | Способствовать формированию научных убеждений | |||
4. Эвристическая | Овладение экспериментальным методом познания | |||
5. Практическая | Формировать исследовательские навыки. | |||
6. Информационная | Знакомство с областями применения (в быту, медицине, производстве топлива), культурологическая информация. | |||
Тип урока: | Изучение нового материала | |||
Технология: | Традиционная, с элементами проблемного обучения | |||
Форма проведения урока: | Эвристическая беседа | |||
Оснащение урока: | - сосуд с водой,
нагреватель, насос, лед, спиртовка, - учебник “Физика -7”, тетрадь на печатной основе, карточка наблюдений - мультимедийная демонстрация слайдов |
|||
В ходе проведения данного урока ставится эксперимент, предлагается работа с текстом, ведется наблюдение и объяснение опытов, решаются качественные задачи. | ||||
Ход урока |
||||
Этапы урока (время) | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
I. Проблемно-постановочный (организационный) 3-5 мин. | а) знакомит с темой урока, планом работы, задачами, мотивирует учащихся на выполнение работы | а) внимательно слушают, готовят оборудование, учебные принадлежности | ||
б) актуализация знаний по
вопросам из дом/зад., в) сообщение краткой информации по изучаемой проблеме |
б) отвечают на вопросы, в) высказывают мнения, предположения на основе имеющихся знаний, личного опыта |
|||
II. Практический.Выполнение опытов, наблюдение опытов 20 мин. | а) подготовка приборов к
демонстрации б) выполнение опыта, изменение параметров в) задает вопросы по содержанию процесса (мотивирует оценочные, аналитические рассуждения) |
а) слушают, наблюдают опыт,
выполняют схематический рисунок, с элементами
конспекта в) сопоставляют имеющиеся знания с опытными фактами; суммируют полученные знания |
||
III. Заключительный (контрольный этап) (8-10 мин.) | Приводит примеры использования явления на практике | Выполняют мыслительные операции синтеза, анализа, обобщения; заполняют таблицу, делают вывод | ||
IV. Релаксация - 3 мин. | Мультимедийная демонстрация слайдов (комментирует учитель) | Смотрят, удивляются, восхищаются. (Приложение № 1) |
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКА
Ход урока |
||
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. | а) Сегодня мы рассмотрим один из
самых известных бытовых процессов - кипение воды. Что мы можем сказать о свойствах жидкого агрегатного состояния? А с точки зрения МКТ? (Атомно-молекулярного учения) |
а) внимательно слушают,
готовят оборудование, учебные принадлежности б) отвечают на вопросы, в) высказывают мнения, предположения на основе имеющихся знаний, личного опыта в) рис. на доске (разные молекулы внутри воздушного пузырька) |
б) Накануне мы изучили процессы
испарения и конденсации — сформулируйте
определения? Какой фактор наиболее заметно влияет на скорость испарения? (По материалам лабораторной работы № 7) Испарившаяся вода окажет воздействие на воздушную среду? В чем заключается это воздействие? в) Теперь спросим себя: а каков состав воздуха? Все составляющие части атмосферы оказывают давление? Что означает понятие “парциальное давление”? Водяной пар может быть насыщенным и ненасыщенным; Давайте поясним эти понятия. |
||
II. | а) подготовка приборов к
демонстрации. Опыт № 1 Даем определение: Кипение – это испарение по всему объему жидкости. Даем определение: Температура кипения … (обращаем внимание tкип.=const) Закрепление: Работаем с таблицей № 9, стр 94. б) Анализируем в целом параметры кипения: (условия всплытия пузырьков) Рвозд.+ Рпара= Ратм.+ Р стол. жидк. Слева сумма давлений справа – давление внешнее, внутри пузырька – которое задерживает всплытие
можем позволять всплывать пузырькам при условии уменьшения или увеличения внешнего давления. Опыт № 2: Нагреваем воду в большой пробирке или круглой колбе (на спиртовке) до кипения, и насосом нагнетаем воздух. Обсуждаем исчезновение пузырьков т.е. прекращение кипения при температуре t=100° С; Опыт № 3: (по рис. 63, стр. 95 учебника) Прекращаем нагревание, ждем порядка 1 мин. до исчезновения пузырьков, (т.е. прекращение кипения и понижения температуры t <100° С); насосом откачиваем воздух, наблюдаем вскипание воды. |
а) слушают, наблюдают опыт,
выполняют схематический рисунок, с элементами
конспекта б) сопоставляют имеющиеся знания с опытными фактами; суммируют полученные знания в) уравнение на доске и тетрадях (Примечание: классическая форма опыта – откачивание воздуха под колоколом не удалась т.к. в классе прохладно, образовался туман под колоколом, стаканчик не виден) |
III. | Приводит примеры использования
явления на практике (стр 95 учебника примеров
достаточно). Закрепление (рефлексия). Учащиеся повторяют (проговаривают) три опыта, каждый раз акцентируем внимание на главной причине вскипания (Ратм.) и на определении кипения. |
Выполняют мыслительные операции
синтеза, анализа, обобщения. При наличии времени, для более подготовленной группы заполняют таблицу, делают вывод. См. приложение № 2. |
IV. Релаксация - 3 мин. | Сегодня мы изучили новое
свойство воды, давайте посмотрим на ее красоту в
природе, и оценим огромное значение воды для
организма человека. Мультимедийная демонстрация слайдов (комментирует учитель) |
Смотрят, удивляются, восхищаются. |