Цикл уроков по УМК по теме "Строение вещества. Тепловое движение молекул". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Тема:

“КИПЕНИЕ ВОДЫ”

Цель: Сформировать у учащихся представление об экспериментальном методе познания окружающей действительности.
Задачи

Урока:

1. Обучающая (общеобразовательная) Изучить кипение, его внешние признаки, исследовать факторы внешнего влияния на процесс кипения
2. Развивающая Развивать внимание, наблюдательность, учиться анализировать явления, выстраивать логическую схему: (опыт - физ. теория - следствие).
3. Воспитательная Способствовать формированию научных убеждений
4. Эвристическая Овладение экспериментальным методом познания
5. Практическая Формировать исследовательские навыки.
6. Информационная Знакомство с областями применения (в быту, медицине, производстве топлива), культурологическая информация.
Тип урока: Изучение нового материала
Технология: Традиционная, с элементами проблемного обучения
Форма проведения урока: Эвристическая беседа
Оснащение урока: - сосуд с водой, нагреватель, насос, лед, спиртовка,

- учебник “Физика -7”, тетрадь на печатной основе, карточка наблюдений

- мультимедийная демонстрация слайдов

В ходе проведения данного урока ставится эксперимент, предлагается работа с текстом, ведется наблюдение и объяснение опытов, решаются качественные задачи.

Ход урока

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Проблемно-постановочный (организационный) 3-5 мин. а) знакомит с темой урока, планом работы, задачами, мотивирует учащихся на выполнение работы а) внимательно слушают, готовят оборудование, учебные принадлежности
  б) актуализация знаний по вопросам из дом/зад.,

в) сообщение краткой информации по изучаемой проблеме

б) отвечают на вопросы,

в) высказывают мнения, предположения на основе имеющихся знаний, личного опыта

II. Практический.Выполнение опытов, наблюдение опытов 20 мин. а) подготовка приборов к демонстрации

б) выполнение опыта, изменение параметров

в) задает вопросы по содержанию процесса (мотивирует оценочные, аналитические рассуждения)

а) слушают, наблюдают опыт, выполняют схематический рисунок, с элементами конспекта

в) сопоставляют имеющиеся знания с опытными фактами; суммируют полученные знания

III. Заключительный (контрольный этап) (8-10 мин.) Приводит примеры использования явления на практике Выполняют мыслительные операции синтеза, анализа, обобщения; заполняют таблицу, делают вывод
IV. Релаксация - 3 мин. Мультимедийная демонстрация слайдов (комментирует учитель) Смотрят, удивляются, восхищаются. (Приложение № 1)

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

Ход урока

Этапы урока (время) Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. а) Сегодня мы рассмотрим один из самых известных бытовых процессов - кипение воды.

Что мы можем сказать о свойствах жидкого агрегатного состояния?

А с точки зрения МКТ? (Атомно-молекулярного учения)

а) внимательно слушают, готовят оборудование, учебные принадлежности

б) отвечают на вопросы,

в) высказывают мнения, предположения на основе имеющихся знаний, личного опыта

в) рис. на доске (разные молекулы внутри воздушного пузырька)

б) Накануне мы изучили процессы испарения и конденсации — сформулируйте определения?

Какой фактор наиболее заметно влияет на скорость испарения? (По материалам лабораторной работы № 7)

Испарившаяся вода окажет воздействие на воздушную среду? В чем заключается это воздействие?

в) Теперь спросим себя: а каков состав воздуха?

Все составляющие части атмосферы оказывают давление?

Что означает понятие “парциальное давление”?

Водяной пар может быть насыщенным и ненасыщенным;

Давайте поясним эти понятия.

II. а) подготовка приборов к демонстрации.

Опыт № 1

  • во время выполнения опыта: (обращаем внимание на пузырьки воздуха на стенках сосуда – адсорбированный газ)
  • наблюдаем увеличение их объема, (рис.1) всплытие, разрыв
  • замечаем характерный шум перед закипанием (поясняем его происхождение)
  • измеряем температуру t =100° С;

Даем определение: Кипение – это испарение по всему объему жидкости.

Даем определение: Температура кипения (обращаем внимание tкип.=const)

Закрепление: Работаем с таблицей № 9, стр 94.

б) Анализируем в целом параметры кипения: (условия всплытия пузырьков)

Рвозд.+ Рпара= Ратм.+ Р стол. жидк.

Слева сумма давлений справа – давление внешнее, внутри пузырька – которое задерживает всплытие

  • Анализируем таблицу № 10, стр 94
  • Вывод: Изменяя параметр Ратм.

можем позволять всплывать пузырькам при условии уменьшения или увеличения внешнего давления.

Опыт № 2: Нагреваем воду в большой пробирке или круглой колбе (на спиртовке) до кипения, и насосом нагнетаем воздух. Обсуждаем исчезновение пузырьков т.е. прекращение кипения при температуре t=100° С;

Опыт № 3: (по рис. 63, стр. 95 учебника) Прекращаем нагревание, ждем порядка 1 мин. до исчезновения пузырьков, (т.е. прекращение кипения и понижения температуры t <100° С); насосом откачиваем воздух, наблюдаем вскипание воды.

а) слушают, наблюдают опыт, выполняют схематический рисунок, с элементами конспекта

б) сопоставляют имеющиеся знания с опытными фактами; суммируют полученные знания

в) уравнение на доске и тетрадях

(Примечание: классическая форма опыта – откачивание воздуха под колоколом не удалась т.к. в классе прохладно, образовался туман под колоколом, стаканчик не виден)

III. Приводит примеры использования явления на практике (стр 95 учебника примеров достаточно).

Закрепление (рефлексия). Учащиеся повторяют (проговаривают) три опыта, каждый раз акцентируем внимание на главной причине вскипания (Ратм.) и на определении кипения.

Выполняют мыслительные операции синтеза, анализа, обобщения.

При наличии времени, для более подготовленной группы заполняют таблицу, делают вывод. См. приложение № 2.

IV. Релаксация - 3 мин. Сегодня мы изучили новое свойство воды, давайте посмотрим на ее красоту в природе, и оценим огромное значение воды для организма человека.

Мультимедийная демонстрация слайдов (комментирует учитель)

Смотрят, удивляются, восхищаются.

Урок 2

Урок 3

Урок 4