Пояснительная записка
Конкурс стихов проходил в два этапа.
Первый этап – отборочный. Его проводят в классе классные руководители и выбирают по одному чтецу из каждой темы.
1 тема - стихи о Родине.
2 тема – стихи о Москве.
3 тема – стихи о защитниках Родины.
Стихи дети подбирают и готовят под руководством классного руководителя.
Во второй тур выходят по три лучших чтеца от каждого класса, всего 12 учащихся.
В роли ведущих выступали учащиеся 11 класса (это мои бывшие ученики и нынешние Лады Наурузбаевны).
Тема патриотического воспитания сегодня актуальна как никогда.
Мы считаем, что воспитание достойного гражданина, патриота своей Родины – важнейшая задача воспитательного процесса.
А чтобы сохранить себя в этом мире - нужно знать свои корни, традиции, историю, ценить накопленное и передавать следующим поколениям.
Цели:
- формирование у учащихся стремления больше знать о своей Родине;
- способствовать воспитанию патриотических чувств, любви и уважения к Родине.
Задачи:
- Познакомить с понятиями “государство”, “государственные символы: флаг, герб, гимн”.
- Провести заочное путешествие по историческим местам столицы нашей Родины – Москве.
- Способствовать формированию чувства гордости за достижения своей страны.
- Воспитывать бережное отношение к историческому наследию.
Применяемые методики, технологии.
Технология коллективно-творческих дел И. П.Иванова, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированное направление в обучении и воспитании, активизация познавательных и творческих способностей детей, организация поисковой самостоятельности, преемственность.
Оформление:
- Плакат с изображением эмблемы и названия мероприятия.
- Оформление доски рисунками детей о Родине.
Подготовительный этап.
- Разработка сценария и подготовка программы.
- Поиск и заучивание наизусть стихов детьми.
- Подготовка выставки детских рисунков.
- Создание музыкального клипа.
- Музыкальное оформление. Подбор, запись музыки к сценарию.
- Создание слайд-программы “Мы о России будем говорить!..”
- Праздничное оформление зала.
Технические средства.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Музыкальный центр.
- Интерактивная доска.
Место проведения. Кабинет истории.
Участники мероприятия:
- Учащиеся.
- Классные руководители.
- Учителя-предметники.
- Заместитель директора по воспитательной работе.
- Старшая вожатая.
- Родители.
Литература:
- Алексеев С.П. “Книга для чтения по истории нашей Родины” Москва. “Просвещение” 1987 г.
- Жиренко О.Е. “Я - гражданин России” И.А. Агапова М.А. Давыдова. Москва. “Вако” 2008 г.
- Ишимова А.О. “История России в рассказах для детей”. Новосибирск СО “ДЛ”. 1993 г.
- Такун Ф.И, Ширшунов А.Т. “Рисунки на асфальте”.
- Хрестоматия по литературе “Детское приволжское издательство. “Детская книга” 1994 г.
- Час мужества. Поэзия периода Великой Отечественной войны. Сост. А.В. Владимирский. Москва. “Просвещение” 1990 г.
Конкурс стихов проходит в два этапа.
Первый этап – отборочный. Его проводят в классе классные руководители и выбирают по одному чтецу из каждой темы.
1 тема - стихи о Родине.
2 тема – стихи о Москве.
3 тема – стихи о защитниках Родины.
Во второй тур выходят три лучших чтеца от класса.
В роли ведущих выступали учащиеся 11 класса (это мои бывшие ученики)
В начале мероприятия с противоположных концов зала по очереди выходят парами учащиеся: девушка из 11 класса держит за руку ученика или ученицу из 3 класса, и исполняют песню “С чего начинается Родина” (слова М. Матусовского, музыка М. Блантера) по одному куплету каждая пара на фоне слайд - программы. /Слайд 1/. Презентация
С чего начинается Родина?
С чего начинается Родина? /Слайд 2/
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается /Слайд 3/
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина? /Слайд 4/
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле
Под ветром, склоняясь, растёт.
А может она начинается /Слайд 5/
С весенней запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца.
Счего начинается Родина? /Слайд 6/
С окошек горящих вдали,
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может она начинается
Со стука вагонных колёс
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс.
С чего начинается Родина?
В конце строку “С чего начинается Родина?” исполняют все вместе.
Ведущий. А знаете ли вы, как называется наша Родина?
Далее 4 чтеца читают отрывки из произведения К.Д.Ушинского.
1 чтец. Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия.
Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку наши отцы и наши деды.
2 чтец. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорим родным нам языком и всё в ней для нас родное;
3чтец. А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…
4 чтец. Много есть на свете кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
Ведущий. Каждое государство имеет свои символы. Познакомимся с символами России.
(На экране появляются флаг, герб , звучит гимн. Гимн все слушают стоя. Можно подпевать). /Слайд 7/
Ведущий. Россия – наша родная страна, наша Родина, которая у человека бывает одна на всю жизнь.
Послушайте, как поэт Михаил Пляцковский написал о Родине. /Слайд 8/
Родина.
Слышишь песенку ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Видишь звёздочки Кремля?
Это Родина твоя.
Школа, где твои друзья,
Это Родина твоя.
Руки матери твоей.
Звон дождей,
И шум ветвей,
И в лесу смородина –
Это тоже Родина.
(Строку “Это Родина твоя” произносить хором)
Проводится конкурс стихов о Родине. Жюри выбирает лучшего чтеца, но не называет его.
Ведущий. Знаете ли вы, что является сердцем России? (Отвечают дети)
История и судьба всей России немыслима без Москвы.
Москва!
Твоя святая сила
Особую таит красу:
Под сердцем ты меня носила,
А в сердце я тебя несу.
Ведущий. Бывал ли кто из вас в Москве? (Отвечают дети).
Совершим небольшое путешествие по самым известным уголкам Москвы.
(Используем диск “ Человек, природа, общество ”. Раздел “Общество”, тема “Россия – наша Родина”, демо № 3. Учитель комментирует слайды).
Проведение конкурса стихов о Москве.
Жюри отмечает лучшего чтеца, но не называет его.
Ведущий.
На русскую землю немало было охотников. Многие хотели завоевать наши просторы, но всегда народ поднимался и защищал свою землю от захватчиков.
В. А. Сухомлинский
“Посвятить свою жизнь труду по защите Отечества – высокий долг и высшая честь каждого юноши…”. /Слайд 9/
Ученик:
М. Исаковский
От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий советский народ.
Выходил он свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну.
Ведущий.
А.Невский
“Кто с мечом к нам придёт –
От меча и погибнет”.
Конкурс стихов о защитниках нашей Родины.
Жюри отмечает лучшего чтеца, но не называет его.
Ведущий.
Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым,
Пешим, плавающим, конным
В жарких битвах закалённым!
Слава павшим и живым,
От души спасибо им!
Ведущий.
Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь, отдав на поле боя
За народ – за нас с тобой.
Исполняется песня “Пусть всегда будет солнце!” музыка А. Островского, слова Л. Ошанина.
(Поют все участники и гости)
Солнечный круг,
Небо вокруг
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:
Припев:
“Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я!”
Милый мой друг,
Верный мой друг.
Людям так хочется мира!
И в тридцать пять сердце опять
Не устаёт повторять:
Припев.
Тише, солдат,
Слышишь, солдат,
Люди пугаются взрывов.
Тысячи глаз в небо глядят,
Губы упрямо твердят:
Припев.
Против беды,
Против войны
Встанем за наших мальчишек.
Солнце – навек! Счастье – навек!
Так повелел человек!
Припев.
Жюри награждает победителей. Их будет трое – по одному в каждой номинации
***
А. Барто
Река светилась пламенем,
Пожар здесь бушевал,
Но город белокаменный.
Из пламени вставал.
Стоял, велик и чуден
Московский древний град.
Он дорог русским людям,
Он славою богат.
Серебряные горны
Москве поют привет,
Площади просторные,
Звёзд кремлёвских свет...
Стоит, велик и чуден
Московский древний град.
Он дорог русским людям,
Он славою богат.
Россия
Сергей Васильев
Люблю тебя, моя Россия,
за ясный свет твоих очей,
за ум, за подвиги святые,
и голос звонкий, как ручей.
Люблю твои луга и нивы,
прозрачный звон твоих равнин,
к воде склонившиеся ивы,
верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
с воспетым трижды камышом,
с великой Волгою – рекою,
с могучим быстрым Иртышом.
Люблю глубоко понимаю
степей задумчивую грусть
люблю все то, что называю
одним широким словом “Русь”.
Люблю тебя, моя Россия,
за твой характер боевой,
за испытанья грозовые,
за величавый облик твой…
***
С. Михалков
Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал немецких
Против всех людей советских –
Это значит – против нас.
Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!
“Нет!” - сказали мы фашистам,-
Не потерпит наш народ,
Чтобы русский хлеб душистый
Назывался словом “брот”,
И от моря и до моря
Встали русские полки.
Встали, с русскими едины,
Белорусы, латыши,
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
Молдаване, чуваши –
Все советские народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода
И Россия дорога!