Методическая разработка интегрированного урока (окружающий мир + изобразительное искусство) по теме "Лесная зона". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


1 часть урока: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Цели:

  1. Уточнить и расширить представления учащихся о лесе.
  2. Развивать умения работать с картой природных зон, развивать любознательность, умение обобщать, анализировать, делать выводы.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Ход урока

1. Дежурные сообщают прогноз погоды.

2. Почему степь называют “житницей”?

- Как вы думаете, какую природную зону называют “легкими планеты”, “фабрикой кислорода”.

3. О какой природной зоне пойдет речь? (О лесной)

Показ фотографий леса на слайдах.

Что надо изучить о зоне лесов?

4. Работа по карте “Природная зона”.

- Где находится в нашей стране зона лесов? (С запада на восток, к северу от степной зоны)

- Почему разные оттенки?

- Что можете сказать о климате? (Умеренный пояс, значит 4 сезона. Климат умеренно континентальный, лето теплое, много осадков)

5. Физминутка. (Картина леса)

Мы с вами входим в лес
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся,
Покажем - крылья сложили назад.

6. Работа в парах: Сравните рисунки разных типов леса. Обсудите в парах какие названия подходят (по учебнику стр. 68).

Проверяем коллективно.

7. Очень много поэты писали о лесе, знаете ли вы стихи?

2-я часть урока: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИКУССТВО:
Природная зона “лес” в произведениях художников

Цели:

  1. Формирование целостного представления о природе.
  2. Развитие познавательного интереса художественно-образного мышления.
  3. Воспитание культуры эстетического восприятия через общение с произведениями искусства.

Задачи:

  1. Способствовать развитию внимания и воображения.
  2. Развивать навыки работы нестандартными материалами (свечкой).
  3. Научить изображать характерные особенности деревьев в пейзаже.

Оборудование: Презентация: “Зима”, слайды:

- Сосновый лес И. И. Шишкин,

- Зима Ю. Злыдень,

- Волшебница зима М. Глущенко,

- Зимний пейзаж,

- Февральская лазурь И. Грабарь).

План урока.

Организационная часть (готовность к уроку: акварель, кусочки свечек, бумага).

Введение в тему:

Окружающий мир и особенно природа вдохновляет художников на творчество. Многие художники создают картины пейзажи.

Что называют пейзажем? (Картину природы)

Если видишь на картине
Нарисована река
Или ель и белый иней
Или лес и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,

Обязательно картина называется пейзаж.

Учась у природы, художники по-своему подбирают палитру красок для создания пейзажей, передавая неповторимую красоту, состояние и разные явления.

(Слайд № 1) Приложение

Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт
Заходи в зелёный дом
Чудеса увидишь в нём!

Вот такие чудесные сосны нарисовал художник И. И. Шишкин

Какие цвета выбрал художник тёплые или холодные? (Тёплые)

Какое настроение передал художник в картине? (Радостное, торжественное)

“Величественная природа” Шишкина как бы доносит аромат соснового леса.

А как выглядят деревья, какие у них ветки? (Как руки в стороны)

Русская природа прекрасна во все времена года. Но многих художников особенно привлекает и вдохновляет красота зимнего пейзажа.

Заготовила зима
Краски все для всех сама
Полю – лучшие белила
Зорям алые чернила.
Всем деревьям – чистые
Блёстки серебристые.

(Слайд № 2)

Создавая пейзажи, художники передают не только красоту деревьев, но и их характер.

Какие деревья изображены? (Берёзы показ руками как выглядят ветки)

Ветки покрыты инеем как кружева.

(Слайд № 3)

А в картине М. Глущенко разные деревья.

Как называют такой лес? (Смешанный)

Какое душевное настроение вызывает картина? (Спокойствие, нежность, можно назвать картину ЛИРИЧЕСКОЙ)

(Слайд № 4)

А к картине К. Юна созвучны стихи А. С. Пушкина.

Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд.
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром
Всё ярко, всё бело кругом.

(Слайд № 5)

О картине “Зимний пейзаж” И. Грабаря можно сказать строчками стихотворения А. С. Пушкина “Мороз и солнце день чудесный!”

Какие цвета красок подобрал художник? (Сине-голубые тени, сверкающий снег) А какой красивый лес, будто одетый в нарядное кружевное белое платье. И не верится, что холодно, потому что какой-то розовый свет от солнца придаёт тепло.

Хочется долго любоваться красотой зимнего пейзажа.

И. Грабарь любил изображать зимние пейзажи. Одна из лучших его картин “Февральская лазурь”.

(Слайд № 6)

Как вы думаете, почему он так назвал картину? (Картина поражает чистотой цвета, ослепляет лазорево – синим небом)

Художник вспоминал: “Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие – то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба увидел я”.

Берёза величественная, торжественная во всю картину раскинула ветки. Этот пейзаж можно назвать ЭПИЧЕСКИМ т.е. торжественным.

Вот как умеют видеть красоту художники!

Скажите, вдохновили вас картины? А вы хотите нарисовать пейзажи?

Творческая работа:

  • нарисовать зимний пейзаж, используя нестандартный материал свечку и краски. (Показ выполнения рисунка).
  • нарисовать разные по характеру деревья.

Итог: Рефлексия, вернисаж.

  1. А.И. Красило Психология обучения художественному творчеству. - М: Институт практической психологии, 1998. - С. 69
  2. Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г. А. Величкина Изобразительное искусство 3-й класс. - Москва “Просвещение”, 2003. - С. 43-47.

Приложение 2