Игра проводится во внеурочное время и предполагает перемещение команд из одной учебной аудитории (станции) в другую. Содержание охватывает темы “Древний Восток” и “Древняя Греция”.
Альтернатива применения разработки мероприятия:
- проведение урока - повторения с организацией работы по группам;
- проведение урока - закрепления изученного, ограничиваясь только одной темой, но используя предложенную концепцию заданий
- включение всех разделов курса Истории Древнего мира, в частности темы “Древний мир”.
- возможно расширение типов заданий (станций).
Цель мероприятия:
повышение познавательной активности обучающихся и качества усвоения материала через нетрадиционную форму повторения материала и закрепления изученного.Задачи мероприятия:
- В игровой форме повторить и закрепить материал по истории Древнего мира.
- Продолжить формирование умений логически мыслить, анализировать, работать в группе (команде), обобщать, делать выводы, работать с картой, компьютером.
- Активизировать познавательный интерес к исторической науке.
Предварительная организация мероприятия:
- Всем 5 классам предлагается подготовить команды (10–12 человек), придумать название, девиз и эмблему.
- Каждый класс формирует группу поддержки, которой дается задание подготовить сценку по любому мифу и задание по нему для групп поддержки соперников (данный этап может быть или не быть на усмотрение организаторов).
- Из учителей истории формируется жюри.
- В качестве помощников на станциях приглашаются старшеклассники.
- Весь процесс организует и регулирует – ведущий (педагог-предметник).
Оборудование:
Правила, действующие в ходе игры:
- На каждой станции помощники организатора вносят результаты выступления команды.
- За соблюдением правильности оценивания следит представитель жюри.
- Задания вытягиваются представителями команды.
- Команда на каждой станции дважды может воспользоваться помощью группы поддержки, оказание помощи фиксируется на оценочном листе в рубрике “Примечания”.
- Дополнительный балл можно заработать за быстроту выполнения всех заданий.
- На станции “Блиц” за каждый ответ ставится один балл (максимально возможное количество – 30 баллов)
- На станции “Размышлялки” за ответ выставляется от 2 до 5 баллов в зависимости от сложности исторической задачи (максимально возможное количество – 30 баллов)
- На станции “Картографическая” каждое задание может оцениваться от 1 до 5 баллов.
- Правильные ответы оцениваются в пять баллов.
- Ответы на задания вносятся на карточку “Игровое поле”, где необходимо записать и состав команды.
Ход мероприятия
Задания и критерии оценивания для станций.
Примечание: в представленном – табличном виде задания раздаются помощникам и жюри на соответствующей станции. Для команд готовятся отдельные карточки с заданиями.
I. Станция “Блиц” (репродуктивные вопросы).
1. | Первая столица объединенного Египта | Мемфис |
2. | Повелитель Египта, его правитель. | Фараон |
3. | Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона, собирал налоги. | Писец |
4. | Знатные, знаменитые люди, советники фараона. | Вельможи |
5. | Самый главный бог Древнего Египта, чьим сыном считался фараон. | Амон – Ра |
6. | Египетский бог, фараон и судья в царстве мертвых. | Осирис |
7. | Бог земли в Древнем Египте. | Геб |
8. | Необычные существа с туловищем льва и головой человека - охранники пирамид. | Сфинксы |
9. | Священная книга христиан. | Библия |
10. | Царь Междуречья, создатель первых письменных законов. | Хаммурапи |
11. | Правила, по которым, согласно учению христиан должны жить люди. | Заповеди |
12. | Греческий город – государство с прилегающими к нему территориями. | Полис |
13. | Простой народ в Греции. | Демос |
14. | Избранные 9 правителей в Афинах. | Архонты |
15. | Богиня охоты в Греции. | Артемида |
16. | Группы людей с определенными правами и обязанностями, на которые делилось общество в Индии. | Касты |
17. | Герой поэмы Гомера, придумавший хитрость с троянским конем. | Одиссей |
18. | Место жительства греческих богов. | Гора Олимп |
19. | Бог – вестник греческих богов, покровитель торговли. | Гермес |
20. | Способ письма в Двуречье. | Клинопись |
21. | Непроходимые леса в Индии. | Джунгли |
22. | Главный строительный материал в Двуречье. | Глина |
23. | Люди, лишенные свободы. | Рабы |
24. | Материал для письма в Китае. | Бамбук |
25. | Напиток, пришедший к нам из Китая. | Чай |
26. | Какой вид войска впервые стали широко использовать в Ассирии. | Конница |
27. | Бог грома и молнии в Греции. | Зевс |
28. | Низшие божества в Греции. | Нимфы и сатиры |
29. | Поэма Гомера о Троянской войне. | “Илиада” |
30. | Свернутый в трубку лист папируса. | Свиток |
За каждый правильный ответ по 1 баллу.
Максимальное количество баллов – 30.
Время выполнения (максимум) – 15–20 минут.
II. Станция “Размышлялки” (логические задачи).
1. | Из дошедших до нас документов мы
узнаем, что в Древнем Египте можно было
приобрести дом в обмен на кровать. Не слишком ли
маленькая цена? Подумайте, чем можно объяснить возможность такого обмена. |
Строевой лес, из которого
изготавливали мебель, был привозным, стоил
дорого. Дома строили из сырцового кирпича, который стоил дешево. (3 балла) |
2. | На многих языках слова,
обозначающие бумагу, звучат сходно. Например,
по-немецки бумага – “папир”, по-английски –
“пэйпер”, по-французски – “папье”. По-видимому,
такое сходство не случайно: все эти слова
однокоренные и происходят от одного и того же
слова. Что это за слово? Обоснуйте свою мысль. |
Папирус, т.к. это был первый материал для письма, близкий к бумаге. (2 балла) |
3. | В гробнице фараона Тутанхамона,
жившего более 3000 лет назад, найдено множество
предметов из золота, общим весом несколько тысяч
килограммов. И всего только три железных
предмета: подставка для головы фараона, железный
кинжал, железная застежка для браслета. Почему в гробнице было так мало железных предметов? |
Железа в Египте почти не было. Оно считалось драгоценным материалом. Железные предметы, по-видимому привозились из Малой Азии. (3 балла) |
4. | Кто из греческих героев мифов
мог бы выразить свое родительское горе такими
словами? “Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб…Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу!” |
Царь Афин – Эгей. В честь него названо Эгейское море. (2 балла) |
5. | Два индийца сидят за низким
столом друг против друга. Судя по их разговору,
оно – злейшие враги, но почему-то они улыбаются,
нет ненависти на их лицах. - Это было лучшее из выигранных мною сражений! – хвастается один. – Помнишь, как мой любимец слон топтал твою пехоту? - Все было так, но в этот момент моя конница прорвалась в твой тыл и уничтожила твои колесницы. – ответил второй. - Совсем ненадолго,- возражает первый. – Притворным отступлением я заманил в ловушку твоего царя, и ты вынужден был сдаться. - Не зазнавайся! В следующий раз выиграю я, - ответил второй. О каких сражениях идет речь? |
Речь идет об игре в шахматы, придуманной в Индии. (5 баллов) |
6. | Более трех тысяч лет назад в
Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили
на овладение письмом и чтением долгие – долгие
годы. Напротив, в древних городах Библе, Тире и
Сидоне школьники, едва начав учиться, через
несколько недель могли записать и прочитать
несложный текст. Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в данном случае? |
В Египте были иероглифы (несколько тысяч), в Двуречье – клинопись, а в Финикии придумали алфавит, где было всего 22 согласных буквы. (5 баллов) |
7. | Греки были умеренны в еде и
питье. Вино не пили чистым, а разбавляли его
водой. Пьянство осуждали. Для кого из героев поэм Гомера и при каких обстоятельствах злоупотребление вином имело роковые и необратимые последствия? |
Страшный циклоп - людоед Полифем, который лишился единственного глаза, потому что заснул, опьянев от выпитого вина. “Тут повалился он навзничь… не в меру напившись” пишет Гомер. (5 баллов) |
8. | Перед вами продукты: инжир, лук,
утка, картофель, чеснок, виноград, финики,
кукуруза, помидор, мед. Какие из них не входили в рацион египтян? Выберите 3 продукта. |
Картофель, помидор, кукуруза. (5 баллов) |
Максимальное количество баллов – 30.
Время выполнения (максимум) – 15 - 20 минут.
III. Станция “Картографическая”.
1. | Укажите древние государства, которые находились на полуостровах (назовите их). | Индия – полуостров Индостан Греция – Балканский полуостров (4 балла, по 1 баллу за каждую позицию) |
2. | Определите по очертаниям, где изображены Египет, Индия, Финикия и Палестина, Китай, Двуречье. | 1 – Индия, 2 – Египет, 3 – Двуречье, 4 – Палестина и Финикия, 5 – Китай. (5 баллов, по 1 баллу за каждую позицию) |
3. |
Рассмотрите иллюстрации и соотнесите их со страной, где это встречалось, было построено или изобретено. | 1 – Индия (Будда) 2 – Египет (пирамида) 3 – Двуречье (глиняная табличка с клинописным текстом) 4 – Финикия (корабль) 5 – Китай (компас) 6 – Греция (статуя богини Афины) (6 баллов, по 1 баллу за каждую позицию) Примечание: если укажут, что корабль можно отнести и к Финикии, и к Греции – поощрительный балл. |
4. |
Жители Египта побывали в одной
из стран Передней Азии и заявили, что в ней реки
текут наоборот. Как вы думаете, в какую страну ездили египтяне? Покажите ее на карте. |
Египтяне были в Междуречье, где
реки текут в противоположном Нилу направлении. (5 баллов, с названием рек) |
5. |
Покажите на карте страну, которая стала одной из крупных держав при правителе Дарии I. | Это – Персия. (5 баллов, за название и верное обозначение на карте). |
6. |
Покажите страну в юго – восточной Азии, находящуюся на большой равнине. | Китай, который находится на
Великой китайской равнине. (5 баллов, за показ и название) |
Максимальное количество баллов – 30.
Время выполнения (максимум) – 15-20 минут.
IV. Станция “Компьютерная”.
- Необходимо войти в программу тестирования, выбрать тему, выполнить задания в кратчайшие сроки и при наименьшем количестве подсказок (количество подсказок и время фиксируют помощники и жюри).
- Количество выбранных тем и осуществленных ответов определяется хронологией выполнения заданий – 15-20 минут (время может варьироваться).
- Задания могут выполнять отдельными представителями или всеми членами команды (на усмотрение организаторов).
- Максимум баллов не определяется.
Список литературы