Цель: повторение изученного в 5-7 классах о звукописи, тропах речи; использование знаний на практике при анализе текстов.
План урока:
- Слово учителя.
- Проверка домашнего задания.
- Звукопись.
- Аллитерация.
- Ассонанс.
- Четыре времени года в звукописи.
- Тропы речи.
- Эпитеты.
- Олицетворения.
- Метафоры.
- Сравнения.
- Практическая часть. Проверка степени усвоения материала учащимися. Анализ стихотворения И. Бунина «Последний шмель».
- Анализ прозаического текста. Н. Соколовой «Рябинка».
- Подведение итогов урока.
- Выявление степени участия на уроке. Выставление оценок.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
С русским языком можно творить чудеса.
Нет ничего такого, что нельзя было бы передать
русским языком.
Звучание музыки,… громыхание грозы, детский
шепот и шорох морского гравия.
К. Паустовский
I. Организующий этап
Слово учителя о теме урока, целях, об эпиграфе, к которому вернемся позже.
II. Какие мудрые мысли вы нашли и записали в домашней работе?
1. Язык неистощим в соединении слов. (К. Пушкин).
2. Нет таких звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К. Паустовский).
3. Мне русская речь – как музыка:
В ней слово звучит, поет… (Н. Браун).
4. Язык всем знаниям и всей природе ключ. (Г. Р. Державин).
III. Что такое звукопись?
Звукопись – это повторение одинаковых или
сходных согласных, а также гласных звуков.
Используется авторами в целях большей
выразительности и повышения образности текста,
так как усиливаются слуховые впечатления от
изображаемого явления.
Вернемся к эпиграфу. Какие звуки повторяются?
Громыхание грозы, шепот и шорох морского гравия.
Как называется это явление? Аллитерация и
ассонанс. Что такое аллитерация? Это повторение
одинаковых или сходных звуков. Ассонанс – это
повторение гласных звуков.
IV. Следующий этап урока – четыре времени года в звукописи. Мы поговорим о том, что можно слышать весной, летом, осенью, зимой; отметим ассонанс и аллитерацию. Итак,
Весна
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят.
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят… (Ф. И. Тютчев)
Непрерывное повторение ут, у напоминает гул потока, бл, гл – весенние всплески журчащих, непрерывно бегущих ручейков.
Лето
Журчали ручьи и урчали,
Жужжали шмели над ручьями.
журч, руч, урч – журчание воды;
жуж, шм, – жужжание.
Осень
Кажется, шепчут колосья друг другу:
Скучно нам слушать осеннюю вьюгу. (Н. А.
Некрасов)
Глухие согласные передают шепот, шорох, шелест; у – напоминает свист ветра.
Зима
Веселым треском трещит затопленная печь.
тре, тре, ч, щ – напоминает треск дров в печи.
Но не всегда звукопись явна, видна отчетливо.
Поэтому мы должны быть внимательны, чутки к
звукам, вслушиваться в звучание, и тогда нам
откроется необычайное звуковое изящество речи,
совершенно незаметное внешне, но совмещающее
прелесть звучания с его целесообразностью.
Возьмем, например, басню Крылова «Ворона и
Лисица».
Какие звуки подобраны для неуклюжей, глупой
вороны?
«Взгромоздясь, позавтракать, призадумалась» -
тяжелые сочетания звуков.
А какие – для Лисицы? – «близохонько, пленил».
Вкрадчивость, льстивость Лисицыной речи, с
придыханием, фальшивой восторженностью –
«голубушка, хороша, царь-птица, светик, сестрица,
перышки».
V. Важнейшее качество художественного текста – его выразительность. Выразительность же зависит от присутствия в языке определенных средств, которые способны придавать речи это качество, это изобразительно-выразительные средства.
1. Вспомните, что такое эпитет?
Эпитет – это слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в нем какое-либо свойство, качество. Это образное определение предмета или действия; слова, использованные в переносном значении. Эпитет – поэтическое определение.
Сквозь волнистые туманы пробивается луна,
на печальные поляны льет печально свет она.
(А. С. Пушкин)
Эпитет может указывать на:
1) величину предмета («бескрайние поля, леса»);
2) время дня или года («весенние мечты»);
3) цвет («рудо-желтый песок», «изумрудная трава)»;
4) запах («горько-душистая полынь»);
5) звук («шумные дубравы»);
6) быстроту движения («быстролетный ветер»);
7) отношение писателя («мой первый друг, мой друг
бесценный»).
2. Олицетворение – это троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. Олицетворения используются при описании явлений природы окружающих человека вещей, которые наделяются способностью чувствовать, мыслить, действовать.
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы. (А. С. Пушкин)
Назовите олицетворения, найдите прием звукописи.
3. Метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значение на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком…
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова… (С. А. Есенин)
4. Сравнение – это троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего признака; открытое сопоставление.
Внизу, как зеркало стальное, синеют озера
сруи. (Ф. И. Тютчев)
Осыпался березы лист и, как ковер, услал
дорогу. (А. Майков)
Ветер всхлипывал, словно дятел, за углом
потемневшего дома. (Н. Рубцов)
VI. Мир насекомых – самый многочисленный мир живых существ, бесцветный и красочный, непонятный и прекрасный, интригующий и любопытный, дает множество ассоциаций с миром человеческой жизни. Среди вечных лирических сюжетов, переходящих из одной поэтической книги в другую, это и мотыльки, и пчелки, кузнечики, муравьи, бабочки и шмели. Послушайте стихотворение Ивана Бунина «Последний шмель». (Текст стиха, размноженный на ксероксе, перед учениками)
Анализ стихотворения.
тихотворение называется «Последний шмель».
Слово «последний» - одно из любимых в творчестве
Бунина. Выясним значение этого слова (последний
шмель, последние дни). Связь с темой осени и
смерти, с грустью, печалью; осень, последние дни
радости, счастья, увядания, смерть шмеля.
Стихотворение состоит из трех строф, слово
«шмель» есть только в первой и третьей строфе.
Первая строфа содержит звукопись и цветопись.
Сколько шипящих звуков [ ч ], [ ш ] вы насчитали? 10. Сколько
свистящих? [ з ], [ с ] – 7. Как называется это
явление? – аллитерация. Есть ли ассонанс? – [ а ], [
у ] – 15, 6. Такое нагнетание свистящих,
шипящих звуков, подкрепленное ассонансом,
способствует созданию звукоподражательного
эффекта – звука жужжания шмеля. Эпитеты –
черный, бархатный, золотой – помогают
изображению шмеля. «Золотое оплечье» -
величественный, бархатный – так и хочется
погладить, черный и золотой – торжественные
цвета. Черный цвет – цвет траура, предчувствие
гибели. Первая строка звучит празднично, а вторая
разрушает эту атмосферу, подготавливая тему
осени, увядания, грусти. «Шмель… заунывно
гудящий певучей струной» - метафора.
Лирический герой как бы ведет со шмелем диалог
(ты - со мной). Поэтическое обращение в форме
вопросительного предложения.
Таким образом, многокрасочный мир природы
(шмель), противопоставленный бесцветному миру
человека (жилье человечье), в то же время
объединен с ними общим настроением.
Вторая строфа представлена короткими,
отрывочными предложениями. Приставка по -
(полетай, погуди) означает непродолжительность
времени. Мир природы и здесь многокрасочен (свет,
зной, безмятежность, жара). Мир человека
(подоконники ярки).
Настроение предощущения гибели усиливается.
Красота природы быстротечна.
Название цветка (на засохшей татарке) сменяется
красочной метафорой (на подушечке красной).
Увядший цветок преображается в прекрасное
посмертное ложе шмеля.
В третьей строфе происходит размежевание мира
человека и мира природы. Человек мыслит, осознает
происходящее. Стихотворение обретает
философское звучание (опустели поля, бурьян,
ветер угрюмый – эпитет).
В смерти шмеля нет трагизма. Шмель, и живой, и
мертвый, охарактеризован одним эпитетом:
золотой, то есть несущий в себе мир хрупкой,
нетленной красоты.
VII. Человек и природа, умение видеть и
ценить красоту, ответственность каждого из нас
за свои поступки – темы, актуальные для
сегодняшнего времени. Перед нами текст Соколовой
о рябинке. Чтение текста учеником
(выразительность, интонация).
Тема текста?
– Рябинка.
Основная мысль?
– Каждый человек отвечает за свои поступки, и все
мы вместе в ответе за происходящее на Земле; что
же останется после нас.
Стиль?
– Художественный в сочетании с разговорным.
Тип речи?
– Повествование и описание с элементами
рассуждения. Какие художественные и языковые
средства использует автор для описания деревца,
участников действия?
(Ученики в своих тетрадях делают записи, потом зачитывают).
1. Рябинка, деревце – уменьшительно –
ласкательные суффиксы, веточка.
2. Олицетворения: рябинка пристроилась на
обочине, тянулась к свету и поднялась, мотая
головой; гроздья смеялись; ветки протягивали
листья.
3. Эпитеты: рябинка долговязая, угловатая, милая,
кудрявая, богатая; тонкие ветки; тяжелые пышные
богатые гроздья, ярко и празднично окрашенные;
добрые длинные склеенные листья. Люди: бездушные
люди.
4. Сравнение: рябинка долговязая, как подросток;
листья склеенные, как пальцы после крепкого
рукопожатия.
5. Метафоры: деревце запылало, как костер; каждая
ягода дрожала в капле воды; на рябинке горела
одна – единственная яркая кисть.
6. Использование диалога, реплики действующих лиц
характеризуют их. Можно много говорить на эту
тему, но для нас этот урок – еще одна ступенька к
полному анализу художественного текста, а в
будущем – и к ЕГЭ.
VIII. Подведение итогов урока
– Ребята, о каких языковых явлениях мы говорили
сегодня на уроке?
– Зачем в художественных текстах используется
звукопись? Тропы речи?
IX. Выявление степени участия на уроке. Выставление оценок
X. Домашнее задание
Сделать анализ любого стихотворения о природе русского поэта.