Пояснительная записка
Полноценное развитие личности ребенка в детстве связано с его эмоциональным развитием. Эмоциональная система обеспечивает регуляцию поведения и ориентировку в окружающем мире. Эмоции – это система «быстрого реагирования» на любые важные с точки зрения потребностей изменения внешней среды («Основы коррекционной педагогики» А.Д.Гонеев).
Одной из особенностей детей с нарушением интеллекта является недостаточная способность адекватного эмоционального отклика на явления действительности. Эмоциональные нарушения нередко становятся причиной отклоняющегося поведения, которые (по мнению Г.Ф. Бреслава) проявляются в неспособности сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни в вымышленной, в отсутствии чувства вины как специфического явления эмоциональной саморегуляции, в негативных эмоциях, страхах, замкнутости, агрессивности, гиперактивности как проявлении нарушений системы эмоциональной регуляции.
Коррекции эмоционального развития способствует эстетическое развитие – организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей. Эстетическое развитие определяет эстетическое воспитание.
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по «законам красоты» («Педагогика» Б.Т. Лихачев). Эстетическое воспитание и развитие детей должно осуществляться с помощью системы эстетического воспитания. Ее сердцевиной является воздействие средствами искусства.
«Эмоции искусства суть умные эмоции. Вместо того, чтобы проявляться в сжимании кулаков и дрожи, они разрешаются преимущественно в образах фантазии».
Л.С.Выготский.
Искусство является важным средством, снимающим у детей напряжение от учебы, труда, спорта. Увлекая школьника, сосредотачивая его внимание на новых и ярких впечатлениях, пробуждая эстетическое чувство – просветленное чувство наслаждения красотой мира, искусство переносит его в мир переживаний и эмоциональных состояний, переключающих его психическую деятельность в новое русло, создающее разрядку. Сменой количества и качества духовных впечатлений искусство осуществляет своеобразную психотерапию, выполняет психогигиеническую функцию.
В основу программы положена идея развития личностного потенциала ребенка, психического становления посредством художественного освоения и преобразования действительности (в том числе и самого себя) средствами искусства: музыкой, театром, изобразительным искусством и прикладным творчеством. Это обусловлено тем, что доминантой детского творчества является художественная направленность. Как известно, в процессе художественной деятельности активно формируются чувства ребенка, художественный вкус, творческая активность.
Основу базового развивающего компонента программы составляют занятия, имеющие эстетическую направленность: музыка, театральная игра, изобразительное искусство и прикладное творчество, которые ориентированы не только на активизацию творческого потенциала и эмоциональной сферы, а также направлены на более глубокое развитие у ребенка таких значимых психических процессов, как мышление, память, внимание, восприятие, воображение.
Театральная деятельность, дающая простор воображению, наполняет жизнь ребенка особым смыслом, помогает вырабатывать определенное отношение к педагогам, коллективу, умение выполнять самостоятельно простые и сложные задачи. Творческая атмосфера способствует развитию индивидуальных способностей детей, уменьшает количество стрессовых ситуаций, помогает развивать межличностные отношения. Театральное искусство обладает важной особенностью: оно несовместимо с насилием, нажимом, запретом. Театр детей – это театр живой импровизации. Театральная деятельность дает шанс на успех каждому ребенку. Если успех устойчив, у ребенка высвобождаются скрытые возможности, несущие огромный заряд духовной энергии.
Использование методов театральной педагогики в эстетическом воспитании детей дает возможность:
– комплексно воздействовать на
фундаментальные сферы психики ребенка: ум, волю,
чувства;
– обеспечить ситуацию успеха для каждого
ребенка;
– развивать познавательную сферу и произвольные
психические процессы;
– развивать эстетический вкус восприятия
окружающего мира.
Музыкально-эстетическая деятельность формирует художественную культуру ребенка, развивает эстетический вкус восприятия музыкальных произведений, способствует снятию эмоционального напряжения, корригирует нарушения звукопроизносительной стороны речи. В процессе занятий музыкальной деятельностью ребенок учится слушать музыку, точно интонировать, чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней. Получая первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, элементах музыкальной грамоты, дети учатся воспринимать музыку с точки зрения ее эмоционально – ценностной стороны.
Изобразительное искусство оказывает существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы умственно – отсталого ребенка, способствует развитию у него правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве. Занятия рисованием содействуют развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать.
Цель программы: создание условий для развития эстетических чувств у детей с нарушением интеллекта средствами искусства.
Задачи программы:
- формирование представлений о классическом и современном искусстве, ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;
- овладение учащимися специальной художественно-творческой деятельностью;
- способствовать развитию художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, способности оценивать окружающий мир «по законам красоты»;
- воспитание средствами искусства творческой активности, устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Критерии эффективности и способы проверки
Задачи | Критерии | Показатели | Способы проверки |
1. Формирование представлений о классическом и современном искусстве, ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной культуры. | Знание, понимание основных видов и жанров искусства, произведений отечественной и зарубежной культуры. | Умение определить произведение искусства, соотнести его с определенным видом, жанром, стилем, назвать автора. | Анкетирование. Наблюдения. |
2.Овладение учащимися умениями и навыками художественно-творческой деятельности. | Сформированные умения и навыки художественно-творческой деятельности. | Умение применять на практике различные средства художественной изобразительности петь соло, в ансамбле, в хоре, использовать средства театральной выразительности. | Практическая деятельность. Наблюдения. |
3.Развитие художественного вкуса учащихся, способности оценивать мир «по законам красоты». | Положительное эмоциональное реагирование на эстетические ценности предметов и явлений окружающего мира. | Умение выразить свои мысли, чувства, впечатления в форме эстетического суждения, оценки. | Индивидуальные и групповые беседы, опросы, наблюдения, анализ творческих работ. |
4.Воспитание средствами искусства творческой активности, устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры. | Наличие интереса к музыке, театру, изобразительному искусству, народно-прикладному творчеству. |
Стремление к художественно-творческому самовыражению (пение в хоре, игра на музыкальных инструментах, участие в импровизации, конкурсах рисунков, театральных постановках). | Диагностика уровня творческой
активности учащихся (методика М.И. Рожкова). Анкета интересов (приложение 2). |
Предлагаемая программа развивающих занятий предназначена для учащихся младших классов в системе коррекционно-развивающего обучения. Она предполагает преимущественно игровую форму занятий, наиболее доступную для детей в начале этапа смены ведущей деятельности (перехода от игровой деятельности к учебной).
В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев), творческий метод (Л. Предтеченская), системный подход. Метод междисциплинарных взаимодействий является важнейшим методом данной программы. Все предметы эстетического цикла взаимодействуют друг с другом и составляют единую образовательную область «Искусство». Программа имеет трехуровневую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы систематичности и последовательности (метод «шаг за шагом»); «развития по спирали» (многократные повторения тем на разных этапах, в разных классах на более обогащенном смысловом уровне; сквозного развития (непрерывное развитие тем внутри каждого класса).
Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематизма, содержания материала, видов практической деятельности.
Творческий метод используется в программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество проявляет себя во всех формах художественной деятельности учащихся: в пении, импровизации, театрализации, изобразительной деятельности.
Комплекс занятий первого года обучения носит название «Творческая прогулка», второго года – «Путешествие в страну «Искусство», третьего года – «Мы и искусство».
Содержание первого года обучения раскрывает картину необыкновенного, доброго мира, окружающего ребенка. Рассказывается, что повсюду звучит музыка – в природе, в сказках, в мультфильмах, театральных постановках, мир расцвечен различными красками, эмоциями, настроением.
Во второй год содержание углубляется за счет привлечения более широкого контекста музыкальных, театральных, изобразительных и других художественных явлений.
В третий год обучения школьники знакомятся с культурой России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья – Украины, Белоруссии, Германии, Франции, Норвегии. Рассказывается о многообразии художественных произведений, освещаются вопросы влияния искусства на жизнь и творчество людей.
Программа рассчитана на 150 часов. Занятия проводятся в течение трех лет 1-2 раза в неделю продолжительностью от 30 до 40 минут.
В конце каждого года работы проводится диагностика творческой активности (методика М.И.Рожкова, Ю.С.Тюнникова, Б.С.Алишева, Л.А.Воловича), делается сравнительный анализ изменений в сформированности уровня творческой активности учащихся, анкетирование с целью выявить интересы и направленность детей, анализ продуктов творческой деятельности. Заполняются карты индивидуального развития личности.
Изучение изобразительного искусства направлено на решение следующих задач:
- развитие художественно-творческих особенностей, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, архитектуры;
- овладение практическими умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира, о выразительных средствах живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры;
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству.
Изучение театрального искусства направлено на решение следующих задач:
- раскрытие индивидуальных способностей ученика, в том числе эмоционально – образного восприятия мира;
- развитие основных психических процессов (восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения, коммуникабельности, смелости публичного самовыражения);
- развитие речевого аппарата, пластической выразительности;
- обогащение духовного мира;
- воспитание чувства ответственности перед коллективом.
Изучение музыки направлено на решение следующих задач:
- освоение знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, особенностях музыкального языка, музыкальном фольклоре, о воздействии музыки на человека, о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении, инструментальном музицирование, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание интереса и эмоционально-ценностного отношения к музыке
Составлены разделы программы с рекомендуемым
почасовым делением по каждому из направлений,
количеством времени, отведенным на теорию и
практику (Приложение 1),
учебно-тематический план занятий первого года
обучения (Приложение 2),
учебно-тематический план занятий второго года
обучения (Приложение 3),
учебно-тематический план занятий третьего года
обучения (Приложение 4),
содержание занятий первого года обучения (Приложение 5),
содержание занятий второго года обучения (Приложение 6),
содержание занятий третьего года обучения (Приложение 7); список
литературы, использованный при составлении
программы (Приложение 8),
рекомендуемые методики диагностирования (Приложение 9),
рекомендуемые упражнения, задания, игры для
занятий по театральному творчеству (Приложение
10). Фоторепортаж (Приложение
11)