Цель программы: обеспечить реализацию инновационных технологий в обучении и воспитании учащихся в школе как одного из условий повышения качества образования.
Задачи программы:
- сформировать у членов коллектива представления о значимости применения в образовательном процессе инновационных технологий;
- составить и утвердить критерии урока;
- разработать критерии эффективности применения новых педагогических технологий в образовательном процессе;
- провести методическую неделю.
Концепция программы:
Целью обучения на основе новых педагогических
технологий является – развитие личности
ребёнка, его индивидуальности и неповторимости;
в процессе обучения учёт ценностных ориентаций
ребёнка и структуры его убеждений, формирование
его «внутренней модели мира».
Ключевым фактором реализации принципов обучения
на основе новых педагогических технологий
являются условия, которые необходимо создать
учителю и остальным участникам образовательного
процесса для развития ученика (его активности,
самостоятельности, инициативы, интересов), для
формирования его субъектной позиции и
организации способствующей этому
образовательной среды.
Образовательная модель строится на следующих принципах:
– Целью обучения должно быть развитие
личности.
– Учителя и ученики являются равноправными
субъектами обучения.
– Учитель, прежде всего, является партнёром,
координатором и советчиком в процессе обучения,
а лишь затем лидером, образцом и хранителем
«эталона».
– Обучение должно основываться на уже имеющемся
личностном опыте ребёнка.
– Прежде чем обучать детей конкретным знаниям,
умениям и навыкам, необходимо развить их способы
и стратегии познания.
– Познавательные стратегии учащихся должны быть
зеркально отражены в образовательных
технологиях.
– В процессе обучения ученики должны обучаться
тому, КАК эффективно учиться.
– В процессе познавательной деятельности важно
учитывать личностные смыслы, которыми
пользуется конкретный ученик для собственного
осмысления, понимания и применения знаний.
– В процессе познания приоритетным должны быть
эвристические способы познания.
– Образовательные микротехнологии урока
необходимо строить на основе изучения
внутренних механизмов познавательных процессов
с учётом особенностей познавательных
микростратегий.
– Система оценивания должна строиться на основе
рефлексии и содержать как качественные, так и
количественные способы оценивания.
– «Вектор направленности» воспитательных
технологий должен исходить от личности к
коллективу.
Ожидаемые результаты:
– формирование профессиональной компетенции
педагогов на основе новых педагогических
технологий обучения;
– создание условий, в которых ученик может
выбирать собственный способ познания в
соответствии со своими особенностями,
личностными смыслами, познавательными и
когнитивными предпочтениями.
Сроки реализации программы 2008 – 2013 гг.
Этапы и план мероприятий по реализации программы
№ п/п | Название мероприятия | Ответственные | Сроки | Форма представления материала | Где подводятся итоги |
I. | Подготовительный этап | Администрация, руководитель ШМО | 2008-2009 | Отчёт | Методсовет |
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
Составление списка литературы Реализация инновационных технологий как условие обеспечения качества образования Формирование у педагогов представлений о значимости внедрения в системе обучения инновационных технологий Формирование ценности образования в системе обучения с реализацией инновационных технологий Анкетирование руководителей МО Подготовка информационного стенда |
Руководитель ШМО Руководитель ШМО, руководители предметных методических объединений Руководитель ШМО, руководители предметных методических объединений Руководитель ШМО Руководитель ШМО Руководитель ШМО |
Октябрь, 2008 Ноябрь, 2008 Январь 2009год Март, 2009 Апрель, 2009 Май, 2009 |
Информационный стенд Доклад Выступления докладчиков Выступление руководителя ШМО, руководителей предметных методических объединений Методическая копилка Стенд |
Заседания МО Педсовет Педсовет Методсовет Заседания МО Совещание при директоре |
II. | Этап реализации программы. Организационный | Руководитель ШМО | 2009-2012 2009-2010 |
отчёт | Методсовет |
1. 2. 3. 4. 5. |
Разработка критериев урока в
системе обучения на основе новых педагогических
технологий Взаимопосещение уроков по теме Создание методической копилки по теме Методическая неделя педагогического мастерства Отчёт о проделанной работе по теме |
Руководитель ШМО, руководители
предметных методических объединений Руководитель ШМО, руководители предметных методических объединений Руководитель ШМО, руководители предметных методических объединений Руководитель ШМО, руководители предметных методических объединений Руководитель ШМО, руководители предметных методических объединений |
Декабрь, 2009 В течение года В течение года Март, 2010 год Май, 2010 |
Карта критериев анализа урока Анализ уроков Карта реализации урока на основе инновационных технологий обучения Семинар Весь проработанный материал |
Методсовет Заседания МО Заседания МО Педсовет Методсовет |
Этап реализации программы. Основной | Руководитель ШМО | 2010-2011 | отчёт | Методсовет | |
1. 2. 3. 4. 5. |
Практико-методическая
конференция «Из опыта учителей школы по
внедрению инновационных технологий обучения» Взаимопосещение уроков по теме Изучение ППО по теме Подбор материала учебного кабинета для осуществления урока, построенного на основе инновационных технологий обучения Методическая неделя профессионального мастерства |
Руководитель ШМО, руководители
предметных методических объединений Руководитель ШМО, руководители предметных методических объединений Педколлектив Руководитель ШМО, руководители предметных методических объединений Руководитель ШМО, руководители предметных методических объединений |
ноябрь, 2010 год В течение года Февраль, 2011 В течение года Апрель, 2011 |
Семинар Анализ уроков семинар Методическое и дидактическое оснащение Анализ уроков и внеклассных мероприятий |
Методсовет Заседания МО Методсовет Совещание при директоре Заседания МО |
Этап реализации программы. Завершение. | Руководитель ШМО, | 2011-2012 | отчёт | Методсовет | |
1. 2. 3. |
Взаимопосещение уроков Презентация о проделанной работе по теме учителей-предметников Методический семинар по завершению этапа реализации |
Руководитель ШМО, руководители
предметных методических объединений Руководитель
ШМО, руководители предметных методических Руководитель ШМО, руководители предметных методических объединений |
ноябрь, 2011 Январь, 2012 Март, 2012 |
Анализ уроков выступления учителей Семинар |
Заседания МО Педсовет Методсовет |
III. | Завершающий этап. | Руководитель ШМО | 2012-2013 | отчёт | Методсовет |
1. 2. 3. 4. |
Анализ эффективности работы над
методической темой Мониторинг роста качества знаний учащихся школы Мониторинг роста профессионального мастерства педколлектива Отчёт о проделанной работе по общешкольной теме |
Руководитель ШМО, руководители
предметных методических объединений Зам. по УВР Зам по УВР Руководитель ШМО, руководители предметных методических объединений |
Ноябрь, 2012 Январь, 2013 Март, 2013 Декабрь, 2013 |
Выступление Выступление Выступление Отчётный доклад |
Методсовет Педсовет Педсовет Круглый стол |
Содержание программы методической недели
Цель: Стимулирование педагогического коллектива к использованию инновационных технологий обучения.
Задачи методической недели:
1. Развитие навыков планирования, анализа,
самоанализа педагогами своей деятельности в
реализации инновационных технологий с целью
повышения качества образования.
2. Рациональное использование возможностей
кабинета.
3. Построение урока на основе диагностической
карты личности учащихся.
На этапе подготовки провести мероприятия:
– планирование методической недели;
– постановка целей и задач перед коллективом;
– разработка рабочих материалов;
– формирование творческих групп
На этапе реализации провести виды работ:
– открытые уроки;
– создание методической копилки;
– проблемно-методический семинар;
– практико-методическая конференция с
презентацией опыта учителей школы.
План проблемно-методического семинара
1. Мотивация коллектива: постановка целей и
задач.
2. Сравнительный анализ традиционного и
инновационного урока.
3. Работа творческих групп.
4. Представление результатов работы творческих
групп.
5. Подведение итогов
Презентация и экспертиза практического опыта педагогов школы
1. Обоснование актуальности выбранной темы.
2. Гипотеза.
3. Этап, на котором находится разработка.
4. Содержание деятельности и практический опыт.
5. Динамика результатов.
Форма организации этапа рефлексии – анализ эффективности работы над методической темой, рекомендации по обобщению положительного опыта, составление плана коррекции и регулирования.