Цель игры: формировать устойчивый интерес к предметам математики и физики; интеллектуальное развитие учащихся; создание условий для творческой работы учащихся.
Оборудование: портреты учёных-физиков и математиков, краткие их автобиографии ( на листах), карточки с задачами, печатный материал к конкурсам, физические приборы, плакаты с высказываниями учёных.
Ход игры
1. А) Играют учащиеся 9-х классов. В каждой команде по 6-8 человек. Для проведения игры необходимо подготовить 3 кабинета: 1-й – фотогалерея учёных. Здесь проводится конкурс «Их знаем в лицо» и викторина «Биографии учёных»; 2-й кабинет – зал эрудитов; 3-й кабинет – физико-математическая лаборатория.
Б) Учащиеся собираются в одном из кабинетов, им объясняют кратко цель и ход игры, раздают маршрутные листы.
2. Игра начинается, команды расходятся по кабинетам.
«Фотогалерея»
На столе лежат портреты учёных и листы с краткими биографиями. Учащиеся должны распределить портреты физиков и математиков отдельно и развесить на доску. Затем, читая биографии, разместить их соответственно под каждым портретом. После чего проводится викторина.
Вопросы к викторине.
- Кто из учёных родился в Рязанской области? (Циолковский)
- Кого считают «отцом современной алгебры»? (Виета)
- Где родился Н.И.Лобачевский? (в Н-Новгороде)
- Кому присуждена премия Шведской академии наук? (С.В.Ковалевской)
- Кого А.С.Пушкин назвал «Нашим первым университетом»? (М.В.Ломоносова)
- Кто считал Землю шаром, движущимся вокруг Солнца? (Пифагор)
- С каким немецким учёным занималась С.В.Ковалевская? (с К.Вейерштрассом)
- Кто изобрёл зеркальный телескоп? (Ньютон)
- До которого знака высчитал число П Виет? (до 18-го)
- Кто занимался математикой и поэзией? (С.В.Ковалевская)
- Кто работал над созданием электродвигателя? (Якоби)
- Кто в 1827г. назначен ректором Казанского университета? (Н.И.Лобачевский)
- Где родился Пифагор? (о.Самос в Эгейском море)
- Кто был назначен учителем в Калужской губернии? (К.Э.Циолковский)
- Кто шёл на учёбу в Москву пешком? (М.В.Ломоносов)
- Английский учёный, родившийся в семье небогатого фермера. (Ньютон)
«Зал эрудитов»
Проводится конкурс эрудитов в несколько этапов.
1-й этап. «Реши математические задачи». Предлагается 9 задач.
2-й этап «Соображай- отвечай». Нужно дать ответы на 5 вопросов, связанных с физикой.
3-й этап «Найди нужную информацию». Даны листы с различной информацией из энциклопедии, связанной с математикой и физикой, а так же лист с вопросами. Учащиеся должны найти ответы на вопросы.
«Физико-математическая лаборатория»
Проводится конкурс «Хочу всё знать»
1-е задание. Игра «Третий лишний». Даны три задания по математике. Нужно убрать лишний элемент и объяснить установленную закономерность.
2-е задание. Эстафета «Электрическая цепь». По схеме вычислить показания вольтметра
3-е задание. Решить две задачи по геометрии по готовым рисункам.
4-е задание. Провести практические опыты по физике.
1) С помощью сообщающихся сосудов провести на доске горизонтальную прямую.
2) Определить полюса магнита.
3. Подведение итогов.
Награждение команд.