Внеклассное занятие по теме "Я – семь «я»"

Разделы: Внеклассная работа


Цели: Воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи; воспитывать ценнейшие качества человека: доброту, отзывчивость, скромность; привить детям этические качества личности и нормы поведения в обществе.

Оформление:

  1. Выставка детских рисунков «Моя семья», «Моя мама лучше всех на свете».
  2. Классная доска украшена «рожицами» (мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка).
  3. Плакат с правилами дружной семьи:

 «Уважай и люби старших»,
«Позаботься о младших»,
«Помни! Ты в семье – помощник».

Ход занятия

I. Вступление.

- С чего начинается дружба?

Давайте улыбнемся друг другу, чтоб, как сказал поэт:

«На капельку солнца прибавилось в мире,
Чтоб на капельку счастья прибавилось в мире,
Чтоб на капельку радостней сделалась жизнь».

- А кому из вас нравиться одиночество?

Сказка о первой семье.

Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами, которые росли на деревьях. Но было этому мальчику очень грустно.

Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.

- Куда ты идешь? – спросил старик.

- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.

- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.

Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.

- Посмотри! – сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.

Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.

У каждого из вас, ребята, есть люди, самые близкие и любимые вами. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда.

- Кто же это?

- Подумайте, как сказать одним словом? Папа, мама, братик, сестры, бабушка, дедушка – это…. (Семья)

Слово «семья» произошло давно, когда настоящей семьей считалась семья, которая состояла не менее чем из семи человек. Раньше семьи были большими. В них было по 9, 10, 12 детей.

Давайте поразмыслим. Продолжите предложение: «Семья – это группа живущих вместе родственников. Счастливая семья – это….»

- Что нужно, чтобы у каждого из вас была самая дружная, самая крепкая семья?

II. Чтение стихов детьми.

«Наша мама, как весна,
То как солнце засмеется,
То как легкий ветерок
Головы моей коснется.
То рассердится слегка,
Будто тучка набежала.
То, как радуга, она,
Поглядишь – и засияла.
Как заботница-весна,
Не присядет, не устанет.
Вот придет она домой,
И тотчас светлее станет».

 «Люблю свой дом, свою речушку,
Люблю в ней каждую ракушку
И каждый камешек на дне,
И мостик радугой над ней.
Люблю я лес в зеленой майке,
Ромашки на лесной лужайке.
Люблю я солнце, добрый ветер,
А маму – больше всех на свете».

 «У нас рабочая семья.
Когда отец с работы
Под вечер входит в дом,
Мы в этот миг до неба
От радости растем!..
Мы держим полотенце,

И мыло подаем,
И, как дела у папы,
По взгляду узнаем.
Он у станка за смену,
Конечно, устает,
Но весел взгляд – и, значит,
Как надо все идет!..
А мама ставит ужин
И ласково глядит:
У всей семьи рабочей
Прекрасный аппетит!

И весело снимаем
С отцовских плеч пиджак,
И маленький братишка
От папы – ни на шаг.
Потом проверит папа
Уроки и дневник,
Увидев тройку, скажет:
- В чем дело, ученик?
Пятерку встретит молча,
Лукав у папы взгляд:
Мол, что же тут такого?
Но сам он очень рад.
Придет отец с работы,
И сразу – полон дом!
И мы – и мы до неба
От радости растем»!

Ваши родители всегда будут любить вас и заботиться о вас. Но придет время, когда и вам придется ухаживать за своими родителями. Давайте посмотрим со стороны, как некрасиво поступают со своими родителями некоторые ребята.

Сценка 1.

Девочка собирается на вечер, примеряет наряды, небрежно бросая не понравившиеся.

Мама: Света! Положи вещи на место!

Света: Мам! Отстань! Не видишь, я тороплюсь?

Мама: Ты когда вернешься?

Света: А что?

Мама: Я сегодня устала на работе, хотела лечь спать пораньше. А ты свой ключ потеряла. Как дверь откроешь?

Света: Так тебе и надо! Может, побыстрее мне новый ключ закажешь! Ну, ладно, некогда мне!

Мама: До свидания, дочка…

- Понравилось ли вам поведение Светы? Почему? Как надо относиться к родителям?

- Кто был с вашими родителями рядом, когда они были такие же маленькими, как вы?

Стихотворение.

 «Две бабушки на лавочке
Сидели на пригорке,
Рассказывали бабушки:
«У нас одни пятерки».
Друг друга поздравляли,
Друг другу жали руки,
Хотя экзамен сдали
Не бабушки, а внуки.

Ходит в школу на собранья,
Варит бабушка бульон.
Ей за это каждый месяц
Носит деньги почтальон.
Если бабушка сказала:
«То – не трогай, то – не смей!»,
Надо слушать, потому что
Дом наш держится на ней.

Наш дедушка не любит тени,
Он любит солнышка тепло.
Дрожат у старого колени,
Ходить бедняге тяжело.
Но без него мы жить не можем,
Он не чужой, он наш родной,
Он выйдет, мы ему поможем,
Поставим стульчик раскладной.
И хорошенечко усадим,
Укроем ноги, а потом
Седую бороду разгладим
Или косички заплетем».

Сценка 2.

Входит Борька с товарищем. Их в прихожей встречает бабушка.

Борька: Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.

Бабка: (одернув кофту и поправив платок, тихо). Обидеть, что ударить, приласкать – надо слово искать…

Уходит.

Товарищ: А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.

Борька: Как это – главная?

Товарищ: Она старенькая, всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей так? Смотри, отец взгреет!

Борька: Не взгреет. Он сам с ней не здоровается.

Товарищ: (покачав головой). Чудно! Теперь старых все уважают. Вот у одних в нашем дворе старичку плохо стало, так теперь они ему платят. Суд постановил. А стыдно-то как перед соседями, жуть!

Борька: (покраснев). Да мы свою бабку не обижаем. Она у нас сыта и здорова.

Борька прощается с товарищем, но задерживает его у дверей.

Борька: Бабка, иди сюда!

Бабка: Иду-иду!

Борька: (товарищу). Вот, попрощайся с моей бабушкой.

- В какой семье правильное отношение к бабушке?

И еще одна история.

«После уроков девочки договорились навестить заболевшую учительницу. Прибежав домой, Галя с порога заявила: «Я за хлебом не пойду. Мне некогда». Небрежно бросив на стул свой портфель и одежду, она крикнула бабушке, которая, наклонившись над тазом, стирала.

- Ба! Обедать! И поскорее!

Бабушка бросила стирку и поспешила на кухню».

- Нравится ли вам поведение Гали? Почему?

- Что значит быть хорошей внучкой (внуком)?

Бабушки прожили долгую жизнь, много испытаний выдержали они. К их советам надо внимательно прислушиваться. У некоторых бабушек неважное здоровье, поэтому им не мешает почаще помогать. Даю вам, ребята, домашнее задание: тем, у кого бабушки живут в деревне, а у кого в другом городе, сегодня же постараться написать письмо, позвонить, а у кого бабушка дома – не забывать поблагодарить за обед, когда нужно, вынести мусор, помыть обувь, сходить в магазин, полить цветы и стараться делать так каждый день, без напоминания и просьб.

- А теперь поговорим об отношении к другим членам семьи?

 «Папа ушел на работу,
Мама продукты ушла покупать,
И у меня есть забота –
Младшего брата качать.
И так я ему, и эдак:
- Не плачь, мой дружок, не реви!
А он и слышать не хочет:
- Ви, ви, ви!
С улицы Петька и Колька
С друзьями зовут погулять,
Но дело есть поважнее –
Младшего брата качать.

Сценка 3.

Два брата дома одни, рисуют.

Старший: Дай-ка сюда красный карандаш!

Младший: Отдай, я же им рисую!

Старший: Тебе все равно, чем калякать, а я картину рисую!

Младший: Ну ладно, возьми! А покажешь картину?

Старший: Отстань, мелюзга, не мешай!

- У кого правильное отношение к младшим братьям?

Хорошие поступки радуют окружающих, делают самого человека красивым и счастливым.

С ранних лет, ребята, надо стремиться помочь сделать отношения в семье теплыми, жизнь интересной и приятной, тогда счастье не покинет ваш дом. Сейчас я прочитаю, а ребята покажут случай из жизни. Вы определите, кто прав в этой ситуации, кто неправ? Если ваши ответы будут верными, то все мы убедимся, что вы, действительно помогаете вашей семье быть счастливой, помогаете маме и папе жить дружно, своим разумным поведением поможете сделать жизнь в вашей семье интересной и приятной.
 
Ситуация.

Ровно в половине восьмого, грязные и красные, перекидывая друг другу баскетбольный мяч, братья ворвались в квартиру и ринулись включать телевизор. Мама убирала со стола в кухне немытую посуду. Она молча взяла сыновей за руки и отвела в ванную комнату.

- Ма! Давай скорей ужинать. Сейчас «В мире животных» будет!

- Ужинать? Хлеба – то не купили. Миша, сбегай-ка в булочную!

- Миша, Миша… Всегда Миша… Что я рыжий… Пусть Генка идет!

- Хитренький! Сегодня твоя очередь!

- А твоя очередь была посуду мыть. Ты помыл? Помыл?

- Ты вчера тоже не мыл! А я за тебя ведро вынес!

- Ничего не за меня! Это я за тебя с Леськой в понедельник гулял.

- В понедельник была твоя очередь, потому что в ту пятницу у тебя кружок, и я…

Хлопнула дверь… Когда мама вернулась с хлебом, братья в своих расчетах добрались до позапрошлого месяца. На экране уже кружились в воздушном танце аисты, прыгали обезьянки, грозно рычал тигр.

- Что вы думаете об отношении братьев между собой? Об отношении к матери?

А задавали вы себе когда-нибудь такой вопрос: « А хороший ли я сын (дочь)»? Я предлагаю, вам проверочное испытание, чтобы убедиться в этом.

III. Тестирование.

- На каждый из моих вопросов вы должны ответить однозначно: да или нет. Если «да» – ставьте плюс, если «нет» – минус.

(Работают на листочках бумаги).

  1. Если тебе приходится задерживаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, через товарища)?
  2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (ген. уборка, ремонт), а тебе отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?
  3. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки и дедушки, братьев, сестер?
  4. Свои нужды (купить коньки, мяч, джинсы) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь необходима матери или отцу, и когда они собираются ее приобрести.
  5. Случается ли, что, помимо маминого поручения, ты еще выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своему желанию (например, тебя просили протереть пол в прихожей, а ты еще и всю обувь привел в порядок).
  6. Мама угощает тебя апельсином, пирожным, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым (а может быть ты и вправду веришь, что взрослые не любят апельсинов, мороженого, сладкого?)
  7. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь          их не уходить, требуешь взять тебя с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?
  8. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заниматься каким-то тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?

- Если ты очень хороший сын или прекрасная дочь, знаки у тебя должны быть такие: + - + + + + - - .

Если картинка получилась совсем противоположная, тебе надо всерьез задуматься, каким ты растешь человеком. Если есть некоторые несовпадения, не огорчайтесь. Дело вполне можно исправить. Просто нужно завести несколько правил поведения в семье для себя лично.

(Работа с правилами дружной семьи – плакат.)

Свою любовь к мамам и к своей семье ребята показали в своих рисунках. (Выставка рисунков.)

IV. Итог занятия.

Сегодня говорили о том, какими должны быть настоящие сын (дочь), брат (сестра), внук (внучка).

- Вы хотите быть уважаемыми в своей семье? Тогда вы ими непременно станете, если будете выполнять правила дружной семьи и помнить старинную заповедь.

Стихотворение «Старинная заповедь».

«Скажут «Меньше тебя нет никого!» -
Ты не гневись!
Скажут «Больше тебя нет никого!» -
Ты не гордись!
Будь стоек, как камни эти,
Молчащие и в бурю, и в снегопад,
Будь добр, как деревья,
Тень приносящие
Всем, кто прохладе рад.
Учись, как потоки эти упорные
Себе прокладывают путь,
Чтоб ни стряслось, как снега эти горные,
Чистым и светлым будь!
Не скупись никогда
На улыбку, на шутку, на доброе слово,
Не стесняйся быть щедрой
В дружбе, любви.
Если даже ошиблась подруга,
Не спеши обойтись с ней сурово.
Если с близким размолвка,
Прости, позови,
Не скрывай никогда
Доброты и любви своей к людям,
Ведь они в них нуждаются
Так же, как ты.
От того, что глаза чьи-то
Станут теплее, доверчивее, чище,
Тебя не убудет.
Может, в мире как раз
Не хватает твоей доброты».