Цель: создать условия для заочного знакомства с учителем, классным руководителем Паны Прокопьевой – А.И.Завеляевым, способствовать формированию представления о краеведческом поиске, о роли учителя в нашей жизни.
План:
Рудногорская школа борется за право носить имя П.Прокопьевой. Упоминание в дневниках Паны о своем учителе. Поиск сведений о нем.
Завеляев Адам Иванович. Результаты поиска. Воспоминания учеников.
Стихотворения А.И.Завеляева.
Учитель в нашей жизни.
Звучит “Журавлиная песня”.
Учащиеся, любящие поэзию, выбирают стихотворения для выразительного чтения.
Сегодня я вам предлагаю поразмышлять о том, какую роль в жизни человека играет или должен играть учитель, какими качествами должен обладать настоящий учитель. Для этого предлагаю заочно познакомиться с учителем Паны Прокопьевой – Адамом Ивановичем Завеляевым.
Что мы знаем о Пане Прокопьевой? Наша землячка, отважная летчица 46-го Гвардейского Таманского женского авиаполка ночных бомбардировщиков, которая прожила очень короткую, но яркую жизнь.
Жила в Нижнеилимске красивая и умная девушка, бессменный комсорг школы, заводила многих интересных дел. Магнит ее характера, жар большой человеческой души навсегда передались тем, кто вместе с ней учился в школе, общался по комсомольским делам.
Судьба П.Прокопьевой во многом схожа с судьбой тысяч юношей и девушек, воспитанных советским обществом. Принципиальность, обезоруживающая прямота в большом и малом, яркая разносторонность одаренной натуры – все это было присуще Пане.
Да и внешне она была под стать своему времени: гордая посадка головы с лихой челкой, унаследованной от отца – беспокойного сельского фельдшера, умная доброта искрящихся глаз.
Родилась Пана 23 сентября 1919 года в д.Березник. Училась вначале в д.Оглоблиной, затем в с.Нижнеилимске, куда отец Михаил Самойлович как медик был приглашен в райбольницу.
В 1937 году поступила в Черемховское педучилище. Одновременно училась в аэроклубе. Самый памятный день – самостоятельный вылет на самолете 20 июля 1938 года.
“Полет – это не просто учеба по книжке, необходимо не только уметь сочетать знания с теорией, нужны смекалка и мгновенная реакция. Так как у самолета нет заднего хода, нужно как никогда сочетать силу воли со всеми перечисленными требованиями. Авиация не терпит людей рассеянных и нерасторопных”, - так писала она в своем дневнике.
В июле 1939 года Пана окончила педучилище (в аттестате только хорошие и отличные оценки), а в декабре получила пилотское свидетельство. В своем дневнике Паша заметила: “Моя мечта – окончить институт”.
Но в январе 1940 года Пану направляют в школу штурманов-летчиков в Херсон. Затем – летчиком-инструктором в Йошкар-Олу. На двухмесячный отпуск в сентябре 1940 года она приехала в Нижнеилимск. Стройная и красивая, в форме летчика. Это был ее последний приезд домой.
В октябрьские дни 1941 года по инициативе Героя Советского Союза Марины Расковой начался набор женщин-добровольцев в авиацию. В результате появился авиационный полк, впоследствии названный Таманским. Как раз в этот полк и была зачислена летом 1943 года Пана Прокопьева.
Легкие ночные бомбардировщики ПО-2, на которых воевали летчицы, были грозой для фашистов. На боевом счету полка - сотни взорванных вражеских складов с боеприпасами и военным имуществом, много уничтоженных огневых точек.
Ночь с 8 на 9 апреля 1944 года была особенно напряженной для полка. Самолеты непрерывно бомбили вражеские позиции.
Около полуночи Женя Руднева, штурман полка, с Паной Прокопьевой пошли в бой. В районе станции Булганак необходимо было уничтожить вражеские склады с боеприпасами и горючим.
Сброшен смертоносный груз. В этот момент их самолет попал в сетку прожекторных лучей, и весь огненный шквал обрушился на него.
Вылетевшие вслед другие девушки видели, как загорелся в воздухе самолет Прокопьевой – Рудневой, как стал падать, объятый пламенем. За мгновение до его удара о землю из самолета вылетели ракеты. Рвались ли они сами от сильного жара, или это стреляли девушки, прощаясь с подругами, осталось навсегда тайной.
Только через 21 год стало известно, что их самолет упал в центре Керчи. Пану приняли за мужчину и похоронили в братской могиле, а Женю положили отдельно в парке имени Ленина. В 1966 году их перехоронили на керченском военном кладбище и написали на памятнике фамилии.
Более емко о судьбе Паны сказано в стихотворении:
Была она простой девчонкой,
Каких немало на земле,
Но свято илимчане помнят
Тех, кто остался на войне.
Она ничем не отличалась
От своих сверстниц и подруг,
Пока не грянул сорок первый,
И Пана так решила вдруг:Хочу летать, пойду учиться,
Не время в стороне сидеть,
Могу с врагом коварным биться
И, если надо, - умереть.Учеба быстро пролетела,
И вот она уже в строю,
В Таманском женском знаменитом
Гвардейском авиаполку.Летать немного пришлось Пане,
В свой сотый вылет поднялась…
Над Керчью ночь тогда стояла,
Но битва страшная велась.Был роковым тогда тот вылет
Для Жени с Паной, ведь они
Уже назад летели смело,
Как вдруг – прожектора огни…И самолет упал, оставив
В земле глубокий скорбный след,
Но в светлой памяти народной
Им никогда не меркнуть, нет!
После гибели Паны ее подруги по полку переслали в Нижнеилимск фотографии, письма, документы. Среди них была толстая, сплошь исписанная тетрадь. Пять лет Пана вела дневник, занося в него все самые важные события жизни, раздумья о себе и о времени. Дневник охватывает период с 1936 по 1941 год. Именно в эти годы сформировались ее характер, мировоззрение. Наше внимание в записях Паны привлекло частое упоминание о классном руководителе – Адаме Ивановиче Завеляеве.
Послушайте, пожалуйста, выдержки из дневника и постарайтесь составить свое мнение об этом человеке:
Однажды “устилали площадку у школы. Работали очень весело. Адам Иванович Завеляев сказал мне, что за хорошую работу могу идти всех раньше домой. Чудак! Если комсомольцы будут плохо работать, так что тогда получится?”
“Прошел месяц, и меня снова выбрали в комитет (комсомола). Адам Иванович сказал: “Тебя обязательно нужно избрать, я вижу, ты не можешь без этой работы, ты уже привыкла к ней, все время с ребятами. Они тебя очень любят”.
“Нужно гореть на работе”, - говорит Адам Иванович.
- О чем говорит тот факт, что Пана пишет в дневнике о своем классном руководителе, цитирует его слова, называет его исключительно по имени и отчеству? (Человек, достойный внимания, уважения).
- Как вы считаете, прислушивалась Пана к мнению своего учителя? (Да, но имела свое собственное).
2. Желание побольше узнать о человеке, чьим мнением дорожила Пана, побудило нас к краеведческому поиску. И сегодня мне бы хотелось поделиться с вами теми сведениями, которые удалось собрать. К сожалению, их не так много.
Родился Адам Иванович в 1909 году. Где родился – пока выяснить не удалось. Считают, что по произношению он белорус. Служил на Дальнем востоке. Неизвестно также, когда приехал в Нижнеилимск и откуда. До 1937 года работал в Нижнеилимской средней школе, но позднее он снова появляется на фото с ребятами. Ветеран Великой Отечественной войны или нет? Много еще белых пятен в его биографии.
Некоторые сведения о нем сообщила Балакшина Мария Ивановна – руководитель краеведческого музея с.Ербогачен, в которое в 1948 году приехал Адам Иванович.
Преподавал в школе русский язык и литературу. Любил поэзию, особенно Маяковского, и часто читал его со сцены клуба. Любил спорт, ходил на лыжах, играл в шахматы, увлекался спортивной охотой и рыбалкой. Женился на Тамаре – она была делопроизводителем в школе. У них родилось четверо детей – две дочери (Катя и Наташа) и два сына (Саша и Владимир). Работал в Ербогаченской средней школе до 1971 года, а затем в вечерней школе. Писал стихи, юморески, фельетоны, басни. Некоторые из них печатались в местной газете “Правда Севера”.
Интересные воспоминания сохранили ученики Адама Ивановича. Например, Юрий Юрьев вспоминает: “Учились мы у таких замечательных людей и педагогов, как Адам Иванович Завеляев – наш классный руководитель. Он подготовил нас к вступлению в самостоятельную жизнь. Он научил нас понимать жизнь такой, какая она есть, он научил нас понимать Маяковского! И это здорово! Он вел у нас литературный кружок, и мы готовили прекрасные литературные вечера. Мы жили тайгой, мы жили природой родного края и об этом писали в своих литературных сочинениях…”
Владимир Агапович Верхотуров учился у Адама Ивановича в вечерней школе, в которой тот был директором и преподавал русский язык и литературу. Бывший ученик рассказывает, что А.И.Завеляев был высоким, солидным человеком, строгим и справедливым, обладал отличной памятью, читал все наизусть. Дома любил заниматься огородом. Никогда не курил. Был замечательным человеком, всем старался помогать. Любил шутить.
Однажды Владимир Агапович один пришел из класса, и Адам Иванович провел весь урок. Говорит: “Вопрос такой-то, так, кто у нас будет отвечать?” Ищет по журналу: “Так, ответит Верхотуров”. Затем второй вопрос, третий, и все так же ищет по журналу и вызывает снова его. Тот перестал садиться. “Почему же не садитесь?” “Так все равно отвечать”.
Владимир Агапович не любил русский язык. Однажды жена написала ему сочинение, он переписал. Попросила соседка по парте списать, да еще мужу переделала. Ей – “пять”, мужу – “четыре”, а Владимиру Агаповичу – “три”. Пошел разбираться, почему? “Вам жена писала, а соседка переделала, а вы не удосужились”.
С Владимиром Агаповичем училась Тоня Титкова. Адам Иванович ее спрашивает, а она: “Мадам Иванович, я не выучила”. А он говорит: “Я не Мадам, я Адам”.
Любил ходить – руки за спину, слегка наклонившись вперед, одно плечо у него было выше другого.
Очень болел в последние годы, уединился. Умер Адам Иванович в 1986 году. Из троих детей (Саша умер рано) больше всего на отца похожа Катя, которая работает в районной библиотеке. Владимир работает в администрации. На этом наши поиски не заканчиваются. Надеемся, что и вас заинтересовала личность А.И.Завеляева.
3. Как уже было сказано, Адам Иванович писал стихи. Мария Ивановна Балакшина прислала нам несколько его стихотворений. Предлагаю вам послушать некоторые из них и рассказать о своих впечатлениях.
Наизусть чтение стихотворения “Не стреляйте в белых лебедей”, выразительное чтение стихотворений “Дайте радугу-дугу”, “Новогоднее”, “В день Победы”, “Буря в тайге”.
- Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
- Какова тематика стихотворений? (Лирические, отражающие историческую эпоху, жизнь природы, в том числе нашей родной, сибирской).
4. Итак, сегодня вы узнали об учителе Паны Прокопьевой – А.И.Завеляеве.
- Как вы думаете, какие качества ценила Пана в своем учителе?
- А какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать учитель в наше время? Напишите самое главное качество на листочке, и мы с вами поместим их на Древо Учителя.
Подводим итог занятия, рассматривая получившееся Древо Учителя и осмысливая вопрос о роли учителя в жизни каждого человека. (Думаю, сегодняшний разговор послужит только началом для такого размышления).
Дополнительно можно предложить учащимся осмыслить следующие изречения:
- Кто не в силах учиться, тот не в силах учить.
- Учитель тот, кто убивает страх.
- Учитель тот, кто утверждает Радость.
По этим признакам Учителя найдешь. (Из философских чтений).
Образованность, теплота сердца, участие и симпатия к чужим делам, стремление быть в некотором роде пропагандистом между детьми нравственных понятий, энергичность воли – вот основные черты, характеризующие учителя. (А.Острогорский).