Открытый урок "Внешняя политика Екатерины II. Борьба России за выход к Черному морю. Русское военное искусство"

Разделы: История и обществознание


Внешнюю политику считают самой блестящей стороной государственной деятельности Екатерины II. Она вникала в детали военных операций, работала как настоящий начальник генерального штаба, входила в подробности военных приготовлений, следила за всем происходящим на фронтах. Итог был поистине грандиозен, в состав России вошли огромные территории, страна получила долгожданный выход в Чёрное море, её роль и влияние в мире возросли.

Во второй половине XVIII в. в России появилась плеяда талантливых военачальников, деятельность которых отражала новые ступени развития военного дела. Огромный вклад в усовершенствование военного искусства и военной науки внёс Пётр Александрович Румянцев (1725-1796).

Рассказ о внешней политики России во второй половине XVIII века нужно начать с главных задач, стоявших перед империей на протяжении всего столетия: борьба за выход в Балтийское море (успешно завершённая в правление Петра I) и завоевание Черноморского побережья (на что были направлены усилия дипломатии и военного ведомства в правление Екатерины II ). Помимо этих направлений внешнеполитических усилий имелись ещё: поддержание равновесия сил в Европе и борьба с революцией во Франции.

Тема урока: Внешняя политика. Борьба России за выход к Чёрному морю. Русское военное искусство.

Цели: дать представление о важности для России обретения выхода к Чёрному морю; описать ход русско-турецких войн, рассказать о выдающихся русских победах и русских полководцах; осветить также сложную дипломатическую борьбу вокруг этих событий; продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать, обобщать; продолжить формирование навыков самостоятельной работы.

В результате изучения темы учащиеся должны:

  • указывать хронологические рамки и называть даты сражений русско-турецких войн, уметь определять последовательность событий;
  • показывать на исторической карте: а) основные походы русских войск и места сражений в русско-турецких войнах; б) территории, вошедшие в состав России в ходе этих войн.
  • проводить самостоятельный поиск информации в исторических источниках в соответствии с заданиями;
  • рассказывать о ключевых событиях изучаемого периода и их участниках;
  • расширить представления о событиях внешней политики при Екатерине II.

Тип урока: изучение нового материала, с опережающими заданиями и сообщениями учащихся (в которых требуется не просто изложить личную биографию, но связать её с государственной политикой и теми войнами, которые вела Россия в то время).

На данном уроке мы изучаем часть внешней политики, обозначенной в теме урока.

Основные понятия:

  • Брандер – судно, нагруженное горючими и взрывчатыми веществами, которое поджигали и пускали по ветру или течению на неприятельские корабли.
  • Протекторат – форма зависимости, при которой страна, сохраняя своё государственное устройство, подчинена другой стране.
  • Диссиденты,в данном случае, - некатоликииз числа православных украинцев, белорусов и протестантов в Речи Посполитой.

Работа с картой: показать на карте турецкие владения в Причерноморье (Их владения огибали всё Чёрное море: Молдавия, Валахия (часть Румынии), Болгария) и территорию Крымского ханства.

1. Как в XVI-XVII вв. пытались миминизировать потери от набегов крымских татар? (Для этого организовалось строительство засечных черт в XVI-XVII вв).

Для русского правительства была очевидна необходимость развития внешнеторговых связей через Чёрное море для экономики России (например, экспорт хлеба в Европу).

Первая русско-турецкая война.

Причины войны. Предыстория конфликта.

  • Выход к Черному морю открывал для России широкие возможности для развития торговли, хозяйственного освоения новых земель, укрепление её положения на международной арене.
  • Постоянная опасность набегов являлась тормозом на пути освоения плодородных степных земель
  • Крымское ханство при поддержке Османской империи беспокоило южные пределы России. Но к концу 18 века Россия уже могла помериться силами с турками.
  • Предыстория конфликта: вопрос об уравнивании в правах католиков и диссидентов- в данном случае, диссиденты – некатолики из числа православных (украинцев и белорусов) и протестантов в Речи Посполитой.
  • В 1768 г. сейм под нажимом короля Станислава Понятовского принял такое решение. Но Барская конфедерация (объединение магнатов и шляхты) это решение не признала и подняла мятеж против своего короля. Начались военные действия между конфедератами и русскими войсками, введёнными по просьбе Понятовского. Конфедераты потерпели несколько поражений. Но в события вмешалась Турция.
  • Её поддерживали европейские страны, прежде всего Франция и Австрия, не желавшие усиления России. Подстрекаемая французским правительством, Османская империя в 1768 году объявила России войну.

Годы

Событие, значение

1768

 Войну начала именно Турция – султан потребовал вывода русских войск из Речи Посполитой, отказа от поддержки диссидентов. 25 сентября 1768 г. он объявил войну России и крымские татары совершили опустошительный набег на русские и украинские земли (оказавшийся для них последним).

России пришлось воевать на двух фронтах. Но, несмотря на это, уверенности придавали серьёзные факторы: превосходство России над Турцией в экономике, выучке и храбрости солдат, искусстве полководцев, уже заявившие о себе – П.А. Румянцев и А.В. Суворов

17 июня 1770

Сражение при Рябой Могиле. В этом сражении было доказано превосходство предложенного Румянцевым нового способа ведения боя расчленённым боевым порядком (войска двигаются отдельными колоннами) над традиционным линейным построением (в сражениях войска выстраивались в длинные линии, поражая друг друга ружейным огнём).

7 июля 1770

Сражение у реки Ларги (левый приток реки Прут). Русские войска под командованием П.А. Румянцева в ходе ожесточённого восьмичасового боя разгромили более чем вдвое превосходящие силы турок. Русские войска не потеряли и 100 человек, в то время как турки лишились 3 тысяч солдат.

21 июля 1770

Сражение у реки Кагул (впадает в Дунай) русская армия (27 тысяч человек) под командованием генерала П.А. Румянцева разгромила численно превосходящие турецкие силы, которые возглавил великий визир Халиль-паша. В результате Кагульского сражения турки, располагавшие 50 тысячами пехотинцев и 100 тысячами конных воинов, потеряли до 20 тысяч убитыми, а 2 тысячи попали в плен. Т.о., главная и наиболее боеспособная часть турецких войск была выведена из строя, что позволило русским развить успех и занять весь левый берег Дуная.

Выводы: В течение месяца русская армия одержала ряд блистательных побед (при Рябой Могиле, Ларге и Кагуле). П.А. Румянцев был произведён в генерал-фельдмаршалы, получил титул графа и почётное наименование Задунайский. Столь блестящие победы Румянцев одержал благодаря отказу от традиционных стратегий ведения боя. Он впервые использовал тактику построения в дивизионные каре в сочетании с рассыпным строем стрелков. Именно этот тактический приём положил начало зарождению новой тактики в русской армии. Несмотря на соотношение сил, Румянцев использовал атакующую тактику, умело применял артиллерию. В итоге турецкая армия на Дунае была полностью разгромлена. Его учеником и достойным преемником был А.В. Суворов.

24-26 июня 1770

Не меньших успехов добился российский флот. Для борьбы на море в обход Европы отправилась Балтийская эскадра под командованием Алексея Григорьевича Орлова (1737-1807). Летом 1770 года корабли вошли в Эгейское море. Передовую эскадру возглавлял адмирал Григорий Андреевич Спиридов (1713-1790). В Хиосском проливе 30 русских кораблей приняли бой с 70 турецкими под командованием Гассан-бея. Решительная атака Спиридова заставили турецкий флот отойти в Чесменскую бухту. (Эгейское море)

Особая заслуга принадлежит лейтенанту Дмитрию Сергеевичу Ильину, который с помощью брандера поджёг самый крупный турецкий корабль. В результате огонь перекинулся на другие турецкие суда, запылал весь флот турок, вскоре прекратив сопротивление. Потери турок составили 15 линейных кораблей, 6 фрегатов и около 40 мелких судов. Погибли 11 тысяч моряков. Турецкая крепость Чесма была занята высадившейся на берег русской командой. А граф А.Г. Орлов получил почётное наименование «Чесменский».

Победа в Чесменском сражении была достигнута благодаря гениальной стратегии командования, героическому подвигу лейтенанта Ильина, мужеству и стойкости русских моряков.

Победа в Чесменском сражении является выдающейся не только по соотношению числа потерь сторон. В ходе этого сражения впервые в истории военных действий на море:

  • силы противника были уничтожены на его базе;
  • бой вёлся ночью, а не, как обычно, в светлое время суток и в тихую погоду (качка мешала стрелять из пушек). Лишь спустя 170 лет англичане смогли совершить подобное, когда в ночь на 12 ноября 1940 г. нанесли силами палубной авиации удар по главной базе итальянского флота в Таранто;

1771

Взятие Крыма русской армией (командующий – князь В.М. Долгоруков, которому в награду была дана фамилия Долгоруков-Крымский).

1772-1773

Мирные переговоры. Главный пункт разногласий – вопрос о судьбах Крыма; Турция не хотела предоставлять независимость Крыму: опираясь на поддержку Франции и Австрии и используя внутренние трудности России, где шла крестьянская война, Турция сорвала переговоры. Военные действия возобновились.

1773

Суворов разгромил 15-тысячное турецкое войско у Туртукая.

1774

Русские войска перешли Дунай. Победа русских войск (командующий – А.В. Суворов) с 8 тысячами солдат над 40-тысячной армией великого визиря у деревни Козлуджи открыла основным силам во главе с П.А. Румянцевым путь на Стамбул. Турция запросила мира.

10 июля 1774

Его заключили 10 (21) июля 1774 г. в Кючук-Кайнарджи (по названию болгарской деревни, в переводе с турецкого – «малый, горячий источник») между Россией и Османской империей. Россия получала выход к Чёрному морю, Новороссию (Степное Причерноморье – юг Украины. К России отошли земли между Днепром и Бугом, крепость Азов, Керчь и Еникале, Кинбурн, земли до Кубани на Северном Кавказе, Кабарда. Россия получила право строить флот на Чёрном море, её торговые суда – проходить через проливы Босфор и Дарданеллы, т.е. выход и в Средиземное море, контрибуция от Турции – 4,5 млн. руб. Крымское ханство стало независимым от Турции государством.

Г. Потёмкин в записке на имя Екатерины доказывает необходимость присоединения Крыма и его план принимается к исполнению. 8 апреля 1783 года – обнародован Указ Екатерины II о присоединении Крыма к России. (За операцию по присоединению Крыма (старое название - Таврида) Г.А Потёмкин стал именоваться князь Потёмкин-Таврический.) В Крыму сразу же начали строить крепости, в том числе Севастополь – базу русского Черноморского флота. Давний враг Руси, очаг постоянной опасности, грабительских набегов, полуостров превратился в опорный пункт России на Чёрном море. Началось хозяйственное освоение Северного Причерноморья. Русское правительство добилось также права выступать в качестве защитника законных прав христианских народов Османской империи. В результате – развернулась национально-освободительная борьба народов Балканского полуострова против турецкого ига; была восстановлена автономия Молдавии и Валахии (часть Румынии), принятых Россией под своё покровительство.

Усиление России тревожили европейские державы. (Англию, Пруссию, Францию).

Рассмотреть с учащимися причины этого явления - ожидаемые ответы (нарушение равновесия сил, опасения, что Россия вытеснит державы из борьбы за влияние на Порту. Кроме того, они боялись силы русской армии и экономической мощи империи.

Именно поэтому державы благосклонно отнеслись к требованию Стамбула (1787 г) эвакуировать русские войска из Крыма и отказаться от условий Георгиевского трактата 1783 г. (согласно трактату, Грузия перешла под протекторат России).

Июль 1787 г. Турция предъявила ультиматум с требованиями вернуть Крым, признать Грузию вассалом султана, просматривать русские суда при прохождении через проливы.

Причина новой русско-турецкой войны – стремление Турции взять реванш и желание России закрепиться на Черноморском побережье.

- Какие земли хотела закрепить за собой Россия? (земли бывшего Крымского ханства).

Вторая русско-турецкая война

Июль 1787 г.

Предъявление Турцией ультиматума России о возвращении Крыма, восстановления власти Турции над Грузией, предоставлении права осмотра русских кораблей, идущих через Дарданеллы. Турция объявила войну России.

Октябрь
1787 г.

Военные действия открылись нападением турецких войск на Кинбурн (неподалёку от Очакова), где они потерпели поражение (командующий русскими войсками – А.В. Суворов). Полководец, дважды раненый в ходе жаркого боя, не покинул своих «чудо-богатырей».

Июнь – июль 1788 г

Победа русского Черноморского флота на Днепровско-Бугском лимане и у о. Фидониси.

Декабрь
1788 г.

Взятие русскими войсками под командованием Г.А. Потёмкина после долгой осады турецкой крепости Очаков

Июль 1789 г.

Победа русских войск под командованием А.В. Суворова над турками в Молдавии при Фокшанах.

Сентябрь
1789 г.

Победа А.В. Суворова над 130-тысячной турецкой армией на р. Рымнике. Русский полководец, считая и отряд австрийского принца Кобурга, имел 25 тысяч человек. За эту победу он получил графский титул и стал именоваться граф Суворов-Рымникский

11 декабря 1790 г.

В декабре 1790 г. Суворов и руководимые им войска добились нового, неслыханного успеха. В устье Дуная стояла сильнейшая турецкая крепость Измаил, возведённая французскими и немецкими инженерами и защищаемая 35-тысячным отборным гарнизоном, более 260 орудий защищали ворота, бастионы и все подступы к этой цитадели. Мощные, восьми метровые стены, заполненный водой ров, глубиной до десяти и шириной двенадцать метров, окружали её. Со стороны моря оборону несли суда турецкой речной флотилии. Изучив подступы к ней и её укрепления, Суворов доносил Потёмкину: «Крепость без слабых мест». После получения Суворовым приказа, началась напряжённая подготовка к взятию Измаила. Под его команду поступили войска численностью 31 тыс. человек при артиллерийском парке в 600 стволов. Подготовка к штурму велась в очень быстром темпе: заготавливались штурмовые средства, оборудовались огневые позиции, войска обучались на специально построенных укреплениях, подобных измаильским; велась и моральная подготовка солдат к штурму. Александр Васильевич сам наглядно показывал, как надо преодолевать рвы, засеки, волчьи ямы, как бить, колотить противника и врываться на укрепления Измаила. «Валы высоки, рвы глубоки, а всё-таки нам надо его взять!» - приговаривал он. Через девять дней после своего прибытия к Измаилу Суворов закончил все приготовления и собрал военный совет, где с уверенностью сказал: «Крепость сильна, гарнизон – целая армия, но ничто не устоит против русского оружия…» Коменданту Измаила Суворов предложил сдать крепость без кровопролития: «24 часа – воля. Первый выстрел – неволя. Штурм – смерть». На это последовал ответ: «Скорее небо упадёт на землю и Дунай потечёт вспять, чем сдастся Измаил», и советовал Суворову «…убираться поскорее, если они не хотят умереть от холода и голода». После интенсивной артиллерийской подготовки под прикрытием ночного тумана русские войска начали штурм. Потери были огромные. С обеих сторон били сотни орудий. Бой продолжался 9 часов, но сопротивление турок было сломлено, и Измаил пал. В этом бою впервые прославил себя ученик А.В. Суворова – будущий полководец М.И. Кутузов. Взятие Измаила – решающая победа в ходе войны. Эта грандиозная победа ещё больше приумножила славу русского оружия и ускорила окончание войны.

За такую великую и славную победу он не был награждён по достоинству этого подвига – не получил ожидаемого фельдмаршальского звания. Причиной тому послужили его обострившиеся отношения с Г.А. Потёмкиным.

Работа с источником. Фрагмент из книги А.В. Суворова «Наука побеждать» (см. приложение 1)

После взятия Измаила, напуганные силой русского оружия, Пруссия и Англия стали проводить активную политику, направленную на консолидацию западных государств в целях защиты Турецкой империи. Они начали распространять нелепые слухи о том, что Россия угрожает всей Европе. Но благодаря разоблачительным действиям русского посла в Лондоне С.Р. Воронцова, эта акция двух великих держав была сорвана. Народ лондонский писал на стенах домов: «Не хотим войны с Россией». Не поддержали Пруссию и другие западные державы.

А турки всё ждали и надеялись на помощь Англии, не решаясь на заключение позорного мира.

31 июля
1791 г.

 Флот под командованием Ф.Ф. Ушакова нанёс основательный урон турецкой эскадре сначала в Керченском проливе, а затем. 31 июля, утром Ф.Ф. Ушаков необычной своей морской тактикой разбил турецкий флот у мыса Калиакрия (неподалёку от болгарского г. Варна) и разметал остатки его по всему Черноморью. Тактика маневрирования – изменение построения кораблей от обстановки, главное – выведение из строя флагмана врага. Атакующий стиль – каждое судно имело свою задачу, самостоятельно решая её в бою. Быстрота, внезапность, сосредоточение сил по направлению главного удара, обстрел береговых укреплений, затем – десант – штурм крепостей. Турция обратилась к России с предложением заключить мир, только бы остановить «Ушак-пашу».

29 октября 1791 г.

Ясский (г. Яссы) мирный договор между Россией и Турцией: Крым был признан владением России; границей между двумя странами стала р. Днестр; в состав России вошла территория между реками Буг и Днестр; Турция признала российское покровительство Восточной Грузии, установленное Георгиевским трактатом 1783 г. Этим миром была завершена вековая борьба России за доступ к незамерзающему Чёрному морю, необходимому ей для экономического развития.

В ходе войн 60-х – начала 90-х гг. Россия показала высокий уровень военного и военно-морского искусства. В чём причины побед русского оружия? - (Выросло новое поколение талантливых полководцев и флотоводцев, русская армия была лучше вооружена, дисциплинированна и обучена. Для военно-морского искусства характерна глубокая проработка стратегических замыслов. В армии на смену линейной тактике приходит усилиями Румянцева, Суворова и других военачальников тактика колонн и рассыпного строя. В действиях войск и флотов полностью оправдали себя решительность, опора на солдат, их сознательность и любовь к Отечеству. Большую роль сыграли и преобразования в армии. Особенно большой вклад в дело укрепления российской армии внесла деятельность Г.А. Потёмкина, вице-президента Военной коллегии. При нём Коллегия стала независима от Сената и подчинила себе всё военное управление. Несмотря на проведённую централизацию, Потёмкин не сковывал разумную инициативу отдельных военачальников. Изменились принципы обучения рекрутов: их сразу предназначали для какой-то определённой военной специальности, а время строевой подготовки (шагистика) сокращалось до минимума. В составе кавалерии появились полки карабинеров (отборные стрелки). При Потёмкине конница набиралась из южнорусских степных областей, егеря – из Полесья, стрелки – из Малороссии, флот и пехотные части гребной флотилии – из поморов.

В 1795 г. был издан манифест, в котором впервые проводилась мысль, что защита Отечества – священный долг каждого его гражданина.

Военное искусство опиралось на экономическую мощь государства. Экономические реформы Екатерины II позволили выделить достаточно средств на ведение войны).

Каковы последствия русско-турецких войн.

В результате русско-турецких войн ускорилось хозяйственное освоение степного юга России. Земли в Северном Причерноморье осваивались не только нашими людьми. Скоро на южных землях появились образцовые колонии земледельцев. Из Англии и Франции были выписаны специалисты для устройства парков и садов, разведения шелковичных деревьев. Особое внимание Потёмкин уделял посадке и сохранению лесов на степных территориях. Была создана даже Контора земледелия и домоводства, в ней давались советы по развитию хлебопашества, садоводства и виноделия. Князь предполагал организовать хозяйство на основе новейших достижений европейской науки.

Во вновь присоединённых к России областях создавались кожевенные, свечные, кирпичные, фаянсовые и другие заводы и фабрики.

Было ликвидировано Крымское ханство – постоянный очаг агрессии против украинских и русских земель. Давний враг Руси, очаг постоянной опасности, грабительских набегов, полуостров превратился в опорный пункт России на Чёрном море.

На юге России были основаны города Екатеринослав (1776) (Днепропетровск), Херсон (1778), Николаев (1789), Екатеринодар (1793) (Краснодар), Одесса (1794). Ни один из этих городов не похож на другой. В этом заслуга талантливых русских архитекторов (таких как И.Е. Старов, К. Геруа, В.В. Ванрезант), которые воплощали творческие замыслы наместника края. Ширились связи России со странами Средиземноморья. Возрос вес России в международной политике, её влияние на Балканах, на Кавказе.

Внешняя политика Екатерины II ознаменовалась большими достижениями. Россия вышла к Чёрному морю, присоединила украинские, белорусские и литовские земли, начала освоение Аляски. Наша страна превратилась в огромную державу – одно из сильнейших государств мира.

Вопросы для закрепления материала.

  1. В чём проявилась преемственность внешнеполитического курса Петра I при Екатерине II? (ожидаемый ответ: сохранение завоеваний Петра I и укрепление позиций России в Прибалтике; расширение территории за счёт земель по Кучук-Кайнарджийскому и Ясскому мирным договорам, 3 раздела Польши (показать на карте), основание первых русских поселений на Аляске 1784 г.).
  2. Определите по краткой характеристике, о каком полководце идёт речь.
    Современники считали, что он сделал для России на юге не меньше, чем Пётр I на севере, а Екатерина II говорила о нём: «Он был мой дражайший друг… человек гениальный. Мне некем его заменить!». (Г.А. Потёмкин).
  3. Вставьте вместо пропусков.
    За особые заслуги перед отечеством ряд полководцев и государственных деятелей к дворянской фамилии и титулу специальным указом Екатерины II получили почётное наименование:
    А) Князь Г.А. Потёмкин - __________________________;
    Б) Граф А.Г. Орлов - ______________________________;
    В) Граф П.А. Румянцев - __________________________;
    Г) Граф А.В. Суворов - ____________________________.
    Д) В связи с какими событиями они были удостоены этой чести?
  4. О чём идёт речь? О каком сражении говорится в рапорте адмирала Г.А. Спиридова: «Турецкий флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили и оставили на том месте страшное позорище, а сами стали быть во всём архипелаге господствующими». В честь этой победы была выбита медаль с лаконичной надписью «Был».
  5.  Выберите правильные ответы. Основные направления внешней политики при Екатерине II:
    А) обеспечение выхода России к Чёрному морю
    Б) возвращение в состав России украинских и белорусских земель
    В) создание антитурецкой коалиции
    Г) освобождение балканских народов от турецкого владычества
    Д) продвижение в Среднюю Азию
    Е) борьба с революционной Францией.

- А завершить урок мне хочется отрывком из оды Г.Р. Державина «На взятие Измаила».

О, росс! О, род великодушный!
О, твердокаменная грудь!
О, исполин, царю послушный!
Когда и где ты досягнуть
Не мог тебя достойной славы?
Твои труды – тебе забавы;
Твои венцы – вкруг блеск громов:
В полях ли брань, ты тмишь свод звёздный:
В морях ли бой, ты пенишь бездны;
Везде ты страх твоих врагов.
На подвиг твой, вождя веленьем,
Ты идешь, как жених на брак.
Марс видит часто с изумленьем,
Что и в бедах твой весел зрак:
Где вкруг драконы медны ржали,
Из трёхсот жерл огнём дышали,
Ты там прославился днесь вновь.
Вождь рек: «Се стены Измаила!
Да сокрушить твоя их сила…»
И воскипела брана кровь…
Чего не может род сей славный,
Любя царей своих, свершить?
Умейте лишь, главы венчанны,
Его бесценну кровь щадить:
Умейте дать ему вы льготу,
К делам великим дух, охоту
И правотой сердца пленить,
Вы можете его рукою
Всегда, войной и не войною,
Весь мир себя заставить чтить.
Война, как северно сиянье,
Лишь удивляет чернь одну;
Как светлой радуги блистанье,
Всяк мудрый любит тишину.
Что благовонней аромата?
Что слаще мёда, краше злата
И драгоценнее порфир?
Не ты ль, которого всем взгляды
Льют обилие прохлады,
Прекрасный и полезный мир?

Приложение 2

Приложение 3

Презентация

Оборудование и используемая литература

  1. В.И. Буганов П.Н. Зырянов История России конец XVII-XIX век. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией А.Н. Сахарова. Москва «Просвещение» 1995.
  2. В. Кириллов Г. Кулагин. История России. Справочник для школьников, абитуриентов, студентов. Ростов-на-Дону «Феникс» 2003.
  3. А.П. Шикман. Деятели Отечественной истории. Биографический словарь-справочник А-Я. Издательство АСТ-ЛТД. 1997.
  4.  А. Кузнецов Н. Чепурнов. Наградная медаль 1701 – 1917. Москва «Патриот» 1992.
  5. Русские полководцы. Под редакцией Б.А. Алмазова. Санкт-Петербург «Золотой век» «Диамант» 1999.
  6. В.А. Золотарёв, И.А. Козлов. Флотоводцы России. Москва «Терра» 1998.
  7. История Отечества. Мультимедийный учебно-методический комплекс-супертьютор. 882-1917.
  8. «Интерактивный мир».Энциклопедия Истории России 862-1917. АО Коминфо. 1998-2001.