Переместительное свойство сложения (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: познакомить первоклассников с переместительным законом сложения, закреплять умение записывать равенства, продолжить формирование представлений о понятиях «числовое выражение», «слагаемое», «сумма», «значение суммы», формировать приёмы умственной деятельности (анализ, синтез, аналогия, обобщение), развивать логическое мышление, учить делать выводы, воспитывать интерес к точным наукам и исследовательской деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, веера цифр.

Презентация к уроку

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня наш урок будет не совсем обычным. Мы с вами выступим в роли учёных, проведем ряд научных наблюдений, сделаем важный вывод о сложении и будем учиться применять полученные знания при выполнении заданий. В этом нам поможет наш гость Профессор Плюс. Он сообщит нам тему сегодняшнего урока.

Слайд №1

Приготовьте веера цифр, чтобы наш Профессор убедился в том, что мы с вами знаем, что такое сложение, умеем называть компоненты сложения и складывать числа.

II. Устный счёт.

Работа с веерами цифр.

1 задание.

Посмотрите на экран.

Слайд № 2

Сколько героев отправились в Простоквашино? Проверка ответа (коллективный счёт).

Чтобы выполнить следующее задание нашего Профессора, мы должны вспомнить, как называются компоненты при сложении?
Слайд №3

2 задание - математические загадки. Учитель читает загадки. Ученики показывают ответ на веерах, один ученик читает равенство с называнием компонентов.

Загадка №1.

Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря:
Пять карасиков в ведёрке
И четыре пескаря.
Посчитайте-ка улов.
У кого ответ готов?
(5+4=9)

Загадка №2.

На качели, на качели
В зоопарке звери сели.
Два пятнистых леопарда
Солнцу улыбаются
И со старым добрым львом
Весело качаются.
Сколько всего зверей?
(2+1=3)

Загадка №3.

Пять ворон на крышу сели,
Две ещё к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело?
(5+2=7)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

1. Поднимает руки класс – это «раз»,
Повернулась голова – это «два»,
Руки вниз, вперед смотри – это «три»,
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять»,
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

2. Упражнение на внимание «Запретное движение».

Учитель выбирает и показывает «запретное» движение, которое нельзя повторять. Далее он показывает ряд упражнений, а дети повторяют за ним, чередуя их с «запретным». Задача учеников – не повторить указанное движение.

III. Новая тема.

1. Наблюдение.

А сейчас открыли тетради, нашли число, точку, поставили туда ручку и приготовились к следующему заданию Профессора.

Слайд № 4.

Посмотрите на экран. Кого вы видите? Кто собрался на пикник? Сколько утят готовы жарить шашлыки? (3) Сколько взрослых их сопровождают? (1) Какое числовое выражение можно записать, используя числа 3 и 1?

Запишите его в тетрадях.(3+1=4) Проверьте, так ли посчитал наш Профессор Плюс?

Как мы считали? (Сначала посчитали маленьких утят, а затем прибавили к ним Дональда Дакка) А можно ли посчитать их по-другому? (Начать с Дональда Дакка и затем прибавить утят) Изменилось ли их общее количество? (нет) Почему? Запишите оба равенства в тетрадь.

Следующее задание.

Слайд № 5.

На следующей полянке Профессор встретил зверей. Сколько зверей идут вправо? (2) Сколько зверей идут им навстречу? (3).Составьте числовое равенство, используя эти числа.

Сравните свою запись с записью Профессора. Чему равна сумма? (2+3=5) Как вы посчитали? Можно ли по-другому? Изменится ли от этого общее количество зверей? Запишите оба равенства в тетрадь.

Следующее задание.

Слайд № 6.

Возле моста профессор встретил своих друзей: двух белочек и Микки. Составьте числовое выражение, используя числа 2 и 1. Найдите его значение. Запишите его в тетрадь и сравните с записью Профессора.

Как посчитали друзей Профессора Плюса? (2+1=3) Можно ли посчитать их другим способом? (1+2=3) Запишите оба равенства в тетрадь.

2. Обобщение наблюдения.

Слайд № 7.

Посмотрите на экран.

Сколько ёлочек на первом рисунке, сколько снежинок на первом рисунке?

Сколько ёлочек на втором рисунке, сколько снежинок на втором рисунке?

Какие числовые выражения можно составить, используя первую картинку? Вторую картинку?

Чему равно количество предметов на первой картинке? На второй картинке?

Какой вывод вы можете сделать? (сначала посчитали снежинки, а затем к ним прибавили одну ёлочку и получилось 3. На второй картинке к одной ёлочке прибавили две снежинки и получилось 3).

Изменилось ли общее количество предметов при их перестановке? (нет). Почему?

Ну, а теперь вывод, который приготовил нам Профессор. Внимание на экран.

Слайд № 8.

От перемены мест слагаемых значение суммы не меняется. К 3 прибавить 1 получится 4 и к 1 прибавить 3 получится 4.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

1. Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места:
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два, раз и два!

2. Гимнастика для глаз. Написать глазами дату своего дня рождения, количество лет, номер дома.

3. Закрепление изученного.

Для того чтобы выполнить следующее задание, Профессор предлагает вам выбрать одну из понравившихся вам рисунков и записать равенства, которые ему соответствуют.

Слайд № 9.

Проверка записи. Проверьте, правильный ли вы выполнили задание.

IV. Итог урока.

Давайте снова обратимся к началу нашего урока.

Слайд № 10.

Какую тему нам предложил Профессор Плюс? (Переместительный закон сложения)

Почему он так называется?

Какой научный вывод мы можем сделать на основании нашей сегодняшней работы?

(От перемены мест слагаемых сумма не меняется)

Ну, а теперь Профессор хотел бы поблагодарить вас за сотрудничество. Посмотрите на экран.

Слайд № 11.

Список литературы

  1. Волина В.В. Праздник числа.- М.:АСТ-ПРЕСС,1996.