Цель: Указать на значение лесов. Показать влияние человека на природу. Воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе.
Оборудование: использование мультимедиа (видеосюжеты, видеоролики в защиту природы), аудиокассета со звуками природы. Природоохранные знаки, природный материал (шишки), клеящий пистолет, тубы для клеящего пистолета, картонная бумага, степлер.
План занятия:
- Организационный момент
- Объявление новой темы и цели занятия.
- Работа по теме.
- Физкультминутка
- Поделки из лесного материала.
- Подведение итогов.
- Подвижная игра “ЛЕС”
Ход занятия
Включается аудиокассета со звуками природы.
Организационный момент.
- Ну-ка, детки, встаньте вряд, готов работать мой отряд?
Вырезаны слова пословицы “Лес – наше богатство” и розданы ребятам. Дети составляют пословицу, выстраиваясь по порядку.
- Ребята, догадались, о чём мы будем беседовать? Да, о лесе и его охране.
Раскрывается тема занятия на доске и эпиграф:
- Наш русский лес очень нуждается в друзьях – охранителях.
(Д.Н. Каигородов).
На экране мультимедийный сюжет леса. Оглашается цель занятия. Занятие проводится в форме беседы с учащимися.
- Ребята, кто ответит, что такое лес? Из чего состоит лес?
(Ответы детей)
- Лес это множество деревьев и кустарников, травянистых растений. Это грибы, ягоды, животные – обитатели леса.
- Очень хорошо! Из чего состоит дерево? (Из корня, ствола, кроны дерева)
(Рассматривается схема дерева на доске)
- Ребята, а давайте изобразим дерево! (Вызываются 3-4 человека, чтобы изобразить дерево) (смотри Приложение №1)
- Молодцы! А что такое кустарник? (Это несколько одревесневших стволов). Вот мы и нашли различия между деревьями и кустарниками и определили состав леса. Вы знаете также и ярусы леса (этажи леса). Первый этаж состоит из самых высоких деревьев. Второй ярус - это кустарники и небольшие деревья, а третий ярус составляет кустарнички, травы, мхи (напочвенный покров).
О милый сердцу дивный лес!
Моя душа к тебе стремится,
Твой воздух чист, прозрачен, свеж,
И я хочу тебя напиться,
Напиться грудью всей своей,
Чтоб, опьянев от наслажденья,
Я смог понять язык ветвей,
Познать всю радость вдохновенья!
(С. Шаляпин)
Привет тебе, приют покоя и свободы,
Родного севера неприхотливый лес!
Ты полон свежести, и всё в тебе живое,
И сколько у тебя загадок и чудес!
(В. Рождественский)
- О чём говорят поэты в своих стихах? Ответы детей.
(о красоте, о чистоте и свежести воздуха, радости)
- Давайте рассмотрим, что нам даёт лес?
(Рассуждения школьников)
Учитель: - Откуда берётся чистый воздух, которым мы дышим?
Его производит лес. Лес – это фабрика чистого воздуха. Лес даёт нам кислород, который нам необходим, а поглощает углекислый газ, который мы выдыхаем. Лес – это лёгкие планеты.
(Для справки: Одно дерево за сутки выделяет столько кислорода, сколько требуется для дыхания трёх человек).
Учитель: - Почему нас тянет в лес особенно летом?
Да, действительно там красиво, спокойно. Лес словно в зелёном наряде, под этим нарядом можно укрыться от жары.
(Для справки: Леса покрывают третью часть поверхности суши).
Учитель: - Лес является домом для растений и животных. Мы входим в лес как в свой дом, где расставлено всё по своим местам. И нельзя нам хозяйничать в лесном доме. Там хозяйка – мать Природа.
Учитель: - Что ещё даёт нам лес? Конечно же, грибы, ягоды, орехи. А значит – лес нас кормит. Лес нас и лечит. В нём растёт много лекарственных растений. Какие растения вы знаете? (Это малина, брусника, шиповник, клюква, мать -и –мачеха, подорожник, ромашка и много других растений)
- А ещё даёт нам лес строительный материал. Мы строим дома, изготавливаем мебель. Даёт нам тепло (заготовка дров).
Физкультминутка:
- Юннаты, давайте сыграем в игру, я буду называть различные предметы. Если это предметы сделанные человеком из древесины – вы встаёте, если нет – сидите.
- Молодцы! Многое даёт нам лес. Без него нам не прожить. А это значит, нам надо беречь его. А как его беречь? - Это соблюдать правила поведения в лесу. Давайте вспомним эти правила! Как вы их понимаете и выполняете? (На доске запрещающие знаки)
“Не ломать ветки”
“Не рвать цветы”
“Не разорять птичьи гнёзда”
“Не брать из леса животных и их детёнышей”
“Не лови насекомых”
“Не шуметь в лесу”
- Вы, ребята, молодцы! Ответьте ещё на один вопрос. Кто помогает лесу быть здоровым и охраняет его? (Ответы детей). Да, конечно же, лесники и мы – юные натуралисты, друзья природы. Лесоводы ухаживают за лесом, прореживают его, занимаются посадками саженцев на выгоревших участках после пожара, охраняют лес. И мы с вами должны помогать лесникам, но как? (Ответы детей) Соблюдать правила поведения, готовить кормушки и скворечники для птиц, заготавливать для них корм и подкармливать в самые голодные зимние дни. Производить посадки саженцев на участки гари, т. е. восстанавливать лес.
Самым страшным врагом леса является пожар.
8 из 10 пожаров возникает по вине человека.
(Просматриваются природоохранные аудио и видеоролики)
Учитель: - А сейчас мы повторим природоохранные “кричалки”. Хором повторяйте за мной:
Лес – живое существо?
Его пожары портят,
Так не жги в лесу костров –
Тебя потомки вспомнят!Лес способен и лечить и радовать,
Не беречь его – себя обкрадывать!
Знают взрослые и дети
Пожаров хуже нет на свете!Если в лес пришла беда –
Пропадёте навсегда!
Берегите этот лес,
Полный сказок и чудес!Мы друзья зверей и птиц
Мы враги пожаров,
Защитим мы мир лесной –
Мы же здесь недаром!Мы пожара не боимся,
Лесу будем помогать,
Мы не будем жечь кострища.
Лес мы будем охранять.
Учитель: - Молодцы, ребята! Вспомним наш девиз! (зачитываются строки девиза, дети повторяют хором)
Подведём итоги занятия.
Ребята делают свои выводы о том, зачем и как нужно беречь лес.
- Юный друг природы!
Подумай, как ты будешь вести себя в природе:
- Во время отдыха в лесу -
- При обнаружении птичьего гнезда –
- При встрече в лесу детенышей лесных зверей –
- При встрече красиво цветущих растений –
- При разжигании костра в лесу –
- При встрече с пораненными деревьями.
Физкультминутка.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотрели вправо, влево.)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
Практическая часть:
Учитель: - Лес нам даёт поделочный материал, из которого мы сейчас попробуем сделать поделки своими руками – это сувенирные ёлочки. Мы их подарим нашим гостям.
(Предлагаются для поделок шишки лиственницы, сосны, ели)
Проведём игру, которая называется “ЛЕС”:
Участники становятся по кругу, им выдаются карточки с силуэтами деревьев. Например, сосна, берёза, ель, кедр. Один человек (лесник), оставшийся без места, становится в круг. Каждый стоящий играет роль одного из четырёх деревьев. Лесник называет дерево (например, сосна). В это время все сосны должны поменяться местами, а лесник – занять чьё-то место. Оставшийся участник игры без места становится лесником. Лесник, занявший место какого-либо дерева, сам становится этим деревом, ему передаётся карточка с силуэтом дерева.
Если лесник долго не может занять чьё-то место, он может сказать ключевое слово “ЛЕС”. В этом случае все участники игры должны поменяться местами.
По окончании игры школьники оценивают самостоятельно занятие. Если занятие им понравилось, то сбрасывают в закрытый сундучок красный бумажный жетончик, если не понравилось – то синий. Допускается и средняя оценка – жёлтый жетончик.
- Всем спасибо!
Используемая литература.
- В.Г. Атрохин Е.Д. Солодухин Лесная хрестоматия. – М.: Лесн. пром-сть, 1998г.
- Д.Н. Кавтарадзе Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. – М.: Москов. Психолого-социальный ин-т; Изд-во “Флинта”, 1998г.
- Л.П. Салеева Будь другом лесу! Памятка для младших школьников и подростков. – М.: ВООП, 1988г.
- С.А. Лёвина, С.И. Тукачёва Физкультминутки. – Волгоград: Учитель, 2005г.