Тема урока: « Отряды пресмыкающихся. Черепахи и крокодилы».
Цели урока: углубить понятие о классе пресмыкающихся на примере представителей отрядов черепах и крокодилов; продолжить формирование умений работать с таблицами, учебником и другой дополнительной литературой; закрепить умения выделять признаки приспособленности организма к среде обитания.
Оборудование: таблица « Тип Хордовые», скелет и живой экземпляр черепахи, видеофильм и фото с изображением черепах и крокодилов, проектор и компьютер.
Ход урока
1. Проверка знаний.
Фронтальный опрос:
- Какие приобретенные особенности строения позволили пресмыкающимся перейти к наземному образу жизни?
- Каково значение змей в природе?
- Почему на суше успешно выживали те позвоночные, у которых развивался роговой покров?
Для закрепления материала на экране появляется тест, который учащиеся должны выполнить в течение 5 минут.
ТЕСТ
1. Пресмыкающиеся дышат при помощи:
А) кожи;
Б) легких и кожи;
В) жабр;
Г) легких.
2. В связи с жизнью на суше у пресмыкающихся:
А) тело покрыто сухой кожей с роговыми чешуйками;
Б) появляется кожное дыхание;
В) внутреннее оплодотворение;
Г) имеется третье веко.
3. Яйца пресмыкающихся покрыты:
А) известковой скорлупой;
Б) тонкой нежной оболочкой;
В) кожистой оболочкой;
Г) не имеют оболочки.
Каждый учащийся устраивает самопроверку с помощью ответов, которые появляются на экране.
(Количество вопросов теста может быть и больше, в зависимости от времени)
2. Изучение нового материала.
Учитель показывает небольшой фрагмент фильма о жизни черепах и крокодилов. На столе стоит скелет черепахи и живой объект в аквариуме. Учитель просит выделить отличительные черты черепах и крокодилов.
С помощью учебника и другой дополнительной литературы учащиеся самостоятельно заполняют таблицу:
Признаки | Черепахи |
Крокодилы |
Количество видов |
|
|
Особенности внешнего строения |
|
|
Строение конечностей |
|
|
Способ питания, наличие зубов |
|
|
Значение |
|
|
3. Закрепление знаний.
С помощью проектора и экрана все вместе проверяют таблицу и закрепляют полученные знания. Если осталось время в конце урока целесообразно провести зоовикторину:
- За что пресмыкающиеся получили свое название?
- Почему крокодил никогда не высовывает язык?
- Где ящерицы находят воду для питья?
- Как кричит крокодил?
4. Оценка результатов урока.
Каждый учащийся оценивает свои знания самостоятельно, анализируя ответы теста, составление таблицы и ответы на зоовикторину. Все оценки выставляются в дневник. Это учит ученика ответственности, помогает повысить ему самооценку, создает ситуацию успеха.
Домашнее задание: §26, подготовить сообщение о значении животных класса Пресмыкающиеся.