Урок "Отряды пресмыкающихся". "Черепахи и крокодилы" (с использованием ИКТ)

Разделы: Биология


Тема урока: « Отряды пресмыкающихся. Черепахи и крокодилы».

Цели урока: углубить понятие о классе пресмыкающихся на примере представителей отрядов черепах и крокодилов; продолжить формирование умений работать с таблицами, учебником и другой дополнительной литературой; закрепить умения выделять признаки приспособленности организма к среде обитания.

Оборудование: таблица « Тип  Хордовые», скелет и живой экземпляр черепахи, видеофильм и фото с изображением  черепах и крокодилов, проектор и компьютер.

Ход урока

1. Проверка знаний.

Фронтальный опрос:

  1. Какие приобретенные особенности строения позволили пресмыкающимся перейти к наземному образу жизни?
  2. Каково значение змей в природе?
  3. Почему на суше успешно выживали те позвоночные, у которых развивался роговой покров?

Для закрепления материала на экране появляется тест, который учащиеся должны выполнить в течение 5 минут.

ТЕСТ

1. Пресмыкающиеся дышат при помощи:

А) кожи;
Б) легких и кожи;
В) жабр;
Г) легких.

2. В связи с жизнью на суше у пресмыкающихся:

А) тело покрыто сухой кожей с роговыми чешуйками;
Б) появляется кожное дыхание;
В) внутреннее оплодотворение;
Г) имеется третье веко.

3. Яйца пресмыкающихся покрыты:

А) известковой скорлупой;
Б) тонкой нежной оболочкой;
В) кожистой оболочкой;
Г) не имеют оболочки.

Каждый учащийся устраивает самопроверку с помощью ответов, которые появляются на экране.

(Количество вопросов теста может быть и больше, в зависимости от времени)

2. Изучение нового материала.

Учитель показывает небольшой фрагмент фильма о жизни черепах и крокодилов. На столе стоит скелет черепахи и живой объект в аквариуме. Учитель просит выделить отличительные черты черепах и крокодилов.
С помощью учебника и другой дополнительной литературы учащиеся самостоятельно заполняют таблицу:

Признаки

Черепахи

Крокодилы

Количество видов

 

 

Особенности внешнего строения

 

 

Строение конечностей

 

 

Способ питания, наличие зубов

 

 

Значение

 

 

3. Закрепление знаний.

С помощью проектора и экрана все вместе проверяют таблицу и закрепляют полученные знания.  Если осталось время в конце урока целесообразно провести зоовикторину:

  1. За что пресмыкающиеся получили свое название?
  2. Почему крокодил никогда не высовывает язык?
  3. Где ящерицы находят воду для питья?
  4. Как кричит крокодил?

4. Оценка результатов урока.

Каждый учащийся оценивает свои знания самостоятельно, анализируя ответы теста, составление таблицы и ответы на зоовикторину. Все оценки выставляются в дневник.  Это учит ученика ответственности, помогает повысить ему самооценку, создает ситуацию успеха.

Домашнее задание: §26, подготовить сообщение о значении  животных класса Пресмыкающиеся.