Урок-путешествие по математике "Закрепление сложения и вычитания с 0" (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тема: Закрепление сложения и вычитания с 0.

Цели:

1) Образовательная: продолжить работу по формированию умения правильно прибавлять и вычитать число 0; сравнивать числа; развивать понятие о задаче;
2) Развивающая: развитие вычислительных навыков, мыслительных операций, речи, умений анализировать и решать задачи;
3) Воспитательная: воспитание положительной мотивации к учению, интереса к предмету; формирование системы ценностей, в соответствии с которыми учащиеся учатся сопереживать, помогать друг другу, работать в коллективе.

Оборудование: плакат с изображением карты путешествия, счетные палочки. веер цифр, дифференцированные карточки, раздаточный материал (треугольники), рисунки с изображением рыб, лисы, корабля, книги, тетради. Магнитофон, запись шума моря.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель вместе с детьми приветствует гостей, которые присутствуют на уроке.

Мы приветствуем гостей:
Дорогих учителей,
Всех знакомых, незнакомых,
И серьезных, и веселых.

 

2. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы повторим сложение и вычитание с 0, закрепим   навыки счета и сравнения чисел.Я приглашаю вас совершить путешествие по стране Математики. Без математики нельзя было бы построить и этой школы,
и парты, за которой вы сидите, нельзя запустить в космос ракету, даже купить продукты в магазине и то было бы нельзя. Вот какая это важная и нужная наука!
Путешествие далекое, интересное, поэтому нам нужна карта.
- На чем мы будем путешествовать? (На парусном судне ).
Начало нашего пути определим, отгадав загадку:

Могу назвать его мячем,
А хочешь, дыркой назовем,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким.
Но как его ни назовем,
Он называется  (нулем)!

 Задание: соединить точки в нужном порядке и получить изображение предмета. А вы ребята можете предположить, что за предмет появится, когда ребенок правильно соединит числа. Найдем этот предмет на карте. Он покажет нам начало пути остров «Считалкин».

3. Устный счет.

Вот мы оказались на острове «Считалкине». На нем есть зашифрованные задания.

1-е задание: дифференцированная работа по карточкам ( на местах работают трое учащихся )

2-е задание: индивидуальная работа на доске.

Нам понадобится три человека для вычисления

Все твои примеры                   На вычитание                    На вычитание из
на сложение с 0                        из числа 0                          числа самого же числа
0+2                                               2-0                                     2-2
0+3                                               3-0                                     3-3
0+6                                               6-0                                     6-6
0+8                                               8-0                                     8-8
0+9                                               9-0                                     9-9 

Вывод:

- Если к любому числу прибавить 0, то получим это же самое число.
- Если из любого числа вычесть 0, то получим это же самое число.
- Если от любого числа отнять это же  число, то получим 0.

Молодцы! Вы справились с этим заданием.

3-е задание: коллективное.

Игра «Называй - не зевай!». Она поможет нам вспомнить порядок чисел. Перед вами морские звезды.

- Назови числа в порядке уменьшения.
- Назови числа, которые повторяются.
- Назови числа, которые больше 9.
- Назови числа, которые меньше 3.

Проверяем примеры на доске. Молодцы!

4-е задание: работа с геометрическим материалом ( дети получают наборы из 8 одинаковых треугольников, из которых необходимо сложить фигуру лисы).
- Ребята! Там впереди кто-то просит о помощи!

Я несчастное животное
Ветер дунул посильней –
Я на части развалилось,
Собери меня скорей!

- Вы узнали  это животное? ( Лисичка )
Мы помогли лисичке. Она согласилась нас сопровождать в путешествии. Своим хвостиком нам показывает направление следующего острова.
Отправляемся к острову «Сравналкину».

4. Закрепление изученного материала.

Название острова подсказывает нам, чем мы будем заниматься? Что мы  будем делать здесь? (Сравнивать)

1. Работа по учебнику (стр. 67)

 Лисичка к нам пришла не одна, а с другом и попросила нас поиграть в игру «Больше? Меньше?», «Левее? Правее?» (Работа с веером)
Какое число показывает лисичка? (8) Вы должны показать число меньше 8, больше 8. Лисёнок показывает какое число? (4). Покажите число, которое стоит левее 4 (показываем левой рукой), покажите число, которое стоит правее 4 (показываем правой рукой).
Следующее число 5.Покажите число, которое стоит перед числом 5. Покажите число, которое следует за числом 5.
Число 6. Покажите соседей этого числа, начиная с наименьшего.
Молодцы! Перед нами остров «Задачкин».

2. Рифмованные задачи.

Наша лисичка приготовила для вас веселые задачи. Мы должны их решить.

1)

Шла лисица
Вдоль тропинки
И несла грибы в корзинке
5 опят
И 5 лисичек
Для лисят и для лисичек.

(Сколько всего грибов несла лисица?)

2)

Задали детям в школе урок:
Прыгают в поле 10 сорок.
9 взлетели, сели на ели.
Сколько осталось в поле сорок?

3)

Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по три яблока . Сколько всего яблока? (Нисколько)

4)

За калиткой спрятались утята. Видны 10 лапок. Сколько утят? (5)

5)

Построй фигуру из палочек так, как показано на рисунке. На что она похожа?

(Кораблик с парусами)

Переложи 2 палочки так, чтобы получилось 3 равных треугольника. Вы молодцы! Теперь на своих лодочках мы     
отправляемся на остров «Отдыхалкин».

5. Физ. минутка.

Остров «Отдыхалкин». Вспомним и представим, что мы с вами на море. Море слегка волнуется. Повторяем движение моря. Теперь глазки закроем и будем представлять то, о чем я говорю.

Корабли по морю плыли,
К чудо - острову спешили.
Ждали там давно гостей,
Первоклассных малышей.

Морской ветер гладит вам щеки, волосы, яркое солнышко улыбается и посылает вам свои жаркие лучи. Галдят летящие за кораблем чайки, указывают путь к следующему острову «Рыболовкин». Вокруг него плавает множество рыб. Чтобы их поймать на крючок, нужно вспомнить состав чисел.

6. Работа над составом чисел.

Пополним запасы для лисички рыбками.

Игра «Ловля рыбок».

Состав чисел (у  доски работают 3 ученика)

Проверка:

- первого ученика проверяет другой ученик;
- второго ученика – коллективно
(если написал верно, то вы  делаете один хлопок в ладоши);

вывод: как ты находил первое  неизвестное число, если второе равно 0?
- третьего ученика – коллективно ( если правильно, встаем, если  нет - сидим.)

7. Работа над задачей (стр. 66)

Читает учитель, потом ученик.
- Дети о чем эта задача? (О рыбах и о мальчиках) Как звали мальчиков? (Ваня и Саша)  Что нам известно про Ваню? ( Что он поймал 4 рыбки) Что известно про Сашу? (2) У Вани 4 и у Саши-2. Это условие задачи. Что мы должны узнать про Ваню и Сашу? Прочитайте. Ребята – это вопрос задачи. Его можно определить по вопросительному знаку. Чтобы решить задачу нужно объединить Ванины и Сашины рыбки. Сколько же получится, если мы объединим 4 и 2? (6) 6 рыбок – это ответ задачи.
Вы молодцы! Помогли Саше и Ване. Мальчикам из задачи поймать большой улов рыб.
А как наши рыболовы? (Проверка у доски)

8. Работа в тетрадях (стр.18.)

Мы приближаемся к завершению нашего маршрута. На пути остров «Журналкин». Пора сделать записи и в бортовых журналах. ( стр.18 ) Вставь пропущенные числа. По «цепочке» с объяснением. Молодцы!

9. Подведение итогов урока, награждение.

Перед нами остров «Всезнайкин». На этом острове мы с лисичкой отметим тех, кто был самым активным во время путешествия. Вы помогли лисичке добыть улов. Она решила поделиться с вами. Мы смогли с вами преодолеть все препятствия на островах, потому что работали дружно, каждый из вас старался правильно считать, сравнивать, решать задачи. Молодцы! Я довольна как вы работали на уроке.