Интегрированный урок обучения грамоте в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Предложения разные по интонации. Письмо заглавной буквы А, слов и предложений  с заглавной и строчной буквой А.

Цели урока

  1. Познакомить учащихся с предложениями разными по интонации.
  2. Формировать навык чтения по ролям.
  3. Научить писать заглавную букву А, слова и предложения с буквой А.
  4. Развивать фонематический слух, память, внимание.
  5. Создать условия для коллективной деятельности учащихся.

Учебно-методическое обеспечение: «Азбука»  Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец. «Русский язык» Тетрадь по письму Т.М.Андриановой, А.В.Остроумовой.

Ход урока

 

1. Организация  класса

2. Отгадайте загадку:

Он живет на крыше дома  -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками в болото.

- Разделите слово - отгадку на слоги. (Аист)



- Расселите звуки этого слова в «комнатки»(фонематический анализ слова). Надеваем наушники.   
- «Позови» слово (обозначить ударный слог).
- Положи слово  в «конвертик».  В разноцветные конверты дети «вкладывают»» слова  определенной структуры Хх, хХ, хХх ( где Х - ударный слог, х – безударный слог) ошибаются, анализируют, «перекладывают» в другой. «Достают» слова из конвертов и «читают». И все это, не зная букв и не умея читать. Для них это игра в «Крестики».

3. Упражнения для рук.

4. Работе в прописи часть 2, с.3 

Назови нарисованные предметы. «Поймайте» все звуки, которые живут в каждом слове, «снимите» их с губ. На рисунке: аист, шар, луна.

- Раскрасьте рисунок, где в слове «живут» три звука.
- Кто может прочитать подписи к рисункам?
- Обведите строчную букву а в написанных словах.
- Шнурком выложи на парте заглавную письменную букву А.
- Нарисуйте на строчке лодочки по образцу.
- Вы хотите, чтобы лодочки поплыли?
- Что для этого нужно сделать?
- Правильно, поставить парус.
- Закрепим его на лодочке, «надуваем» парус (упражнение для дыхания.)
- Лодочку, на которой ты хотел бы плыть, раскрась любым цветным карандашом.

5. Физкультминутка.

Аист, аист, длинноногий!
Покажи домой дорогу!

- Топай правою ногой!
- Топай левою ногой!
- Снова правою ногой!
- Снова левою ногой!
- Вот тогда придешь домой!

6. Скороговорка.

Алеша Арине сигнал подает. 
Арина услышит – Алешу найдет.

- Поиграем с Алешей и Ариной в прятки. Выбираем водящего .
- Кто знает считалку?
- Класс проговаривает медленно первую строчку скороговорки: Алеша Арине сигнал подает
- Водящий  отвечает: АУ! ( громко, тихо, радостно, с испугом.)
- Класс проговаривает вторую строчку скороговорки: Арина услышит – Алешу найдет.

- Проговаривание скороговорки в разном темпе. (медленно, быстро.)

7. Упражнение для глаз.

8. Чтение слоговой таблицы с гласной А.

Чтение с «горки», в «горку» (чтение слогов вверх и вниз с возвратом)

9. Работа в прописи с.3

Всем известно, буква А в алфавите главная.

- Сегодня мы научимся писать заглавную букву А. Показ образца буквы. Сравнение заглавной и строчной буквы.  
- Рассматривание образца буквы и ее элементов.
- Письмо заглавной буквы.  Пишем под счет.
- Письмо буквы самостоятельно.
- Какая из написанных букв тебе нравится больше других? Подари ей «зеркало» (обведи красивую букву).

10. Физминута. Имитация прыжков на скакалке с проговариванием стихотворения.

А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.

11. Работа с учебником. Азбука с.32.

- Чтение предложений с разными интонациями.
- Чтение предложений по ролям.

12. Работа с иллюстрациями учебника.

- Вы хотите узнать как зовут девочку?
- Назовите предметы парами:

Вол-волк
Мак-гамак
Рог-пирог
Корзина-Зина

«Посели» звуки имени девочки в «комнатки», место звука     закрась красным карандашом.

13. Стихотворение Е. Благининой  (чтение  письменного текста)

- А-а-а, - заплакала Аленка.
- На! – сказала ей сестренка.
Алый цветик сорвала
И Аленушке дала.
Та рада!

- Кто может прочитать стихотворение?
- Какие слова написаны с большой буквы? Для чего нужна заглавная буква? Слово алый это тоже имя?
- Обведите в стихотворении красным карандашом заглавную букву А.
- Посчитайте, сколько раз  вы обвели заглавную букву. (4 раза).

14. Работа в прописи с.4

- Найдите в прописи портреты  детей. Почему слова под рисунками написаны с большой буквы? 
- Прочитайте имена детей .
- Запишите имена. Заглавная буква А в именах: Алла, Антон, Анна.
- Запиши предложения к рисункам в прописи.

А.   А?    А!

 15. Запоминалки. Игра.

Дети передают друг другу фишку, называя при этом слова со звуком    Каждый следующий ученик повторяет все сказанные до него слова.

16. Рефлексия.

Нарисуйте на листочке в широкую линейку голубым карандашом волну и свой кораблик с парусом там, где ему уютно на этой волне.