Спортивно-психологическая игра "Тропа доверия и жизни"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • дать возможность участникам осознать, что результата можно достичь при совместной работе;
  • сплотить группу в процессе преодоления трудностей;
  • создать атмосферу взаимного доверия и поддержки в коллективе;
  • оказать помощь членам группы в преодолении собственного страха, своих комплексов;
  • диагностировать возникшие конфликты и пути  их разрешения;

Пояснительная записка

В процессе выполнения заданий создается атмосфера доверия и поддержки в коллективе. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений коллектив учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Индивидуальные упражнения часто связаны с преодолением страха, с выходом за пределы своих предполагаемых возможностей.  
Во время прохождения элементов  веревочного курса группа может отказаться проходить те или иные препятствия. Отказ может быть индивидуальным – это в том случае, когда человек не надеется, не доверяет группе.

Функции ведущего на этапах:

  1. В начале каждого упражнения ведущий зачитывает группе его задание и правила, и обязательно проговаривает правила техники безопасности. При возникновении у участников вопросов задание зачитывается повторно без дополнительных пояснений.
  2. Перед выполнением задания ведущий даёт участникам время на выработку
    командной стратегии.
  3. Во время выполнения упражнения ведущий не помогает и не мешает группе, никак не вмешивается в ее работу; помнит, что группа должна выполнить задание самостоятельно.
  4. Ведущий осуществляет страховку с помощью взрослого педагога, требует неукоснительное ее выполнение участниками игры на каждом ее этапе. Поддерживает хорошее настроение в группе.

Советы ведущему:

  1. Постарайтесь быть нейтральным в проявлении своих эмоций по поводу выполнения командой упражнения.
  2. Читайте правила упражнения четко, внятно, с паузами.
  3. Убедите членов группы, что этот курс не соревнование, что он не проводится на время, и задача команды — добиться результата. Им никуда не надо спешить.
  4. Постоянно наблюдайте за поведением группы. Если что-то не ладится, предложите им размяться, обсудить еще раз стратегию, и потом с новыми силами приступить к выполнению этого задания.
  5. Помните, что вы — страхующий. Не уходите от этого, и всегда будьте начеку, т. к. из-за этого может пострадать кто-то из членов группы. Страховка должна быть 100% квалифицированной.

Оборудование:

1. Маршрутные листы (в конце м/л приклеен конверт для сбора букв), (см. приложение № 1)

2. липкая бумага для букв из кодового слова для каждого отряда (раздаются по станциям)

Название кораблей:

Дружный                                                 
Веселый                                                    
Везучий                                                    
Удачный                                                   
Волевой                                                     
Быстрый                                                                                                                         

3. 12 веревок длиной 65см,

4. веревка длиной 30м,

5. веревка длиной 12м,

6. скотч (широкий),

7. покрывало,

8. мяч,

9. 2 скамейки,

10. таблички для названий (штандарты), 

11. музыка,  

12. маты,

13. 20 платков,

14. цветные ленты,

15. занавес (Сказочный город),

16. картонный паук,

17. компьютерное обеспечение.

Ход урока

Легенда.

Вы все живете в Городе Чувств. Это красивый и светлый город, но в нем случилась страшная беда - пересох фонтан радости. С этих пор жители города перестали радоваться и веселиться и ходили грустные-грустные. В конце концов, городской совет решил, что дальше так жить нельзя. Тогда жители города решили снарядить корабль на Остров Радости, чтобы привезти оттуда радость для фонтана. Это важное для всего города дело поручено вам. Вы поплывете на вашем корабле через разные загадочные места. А как будет называться ваш корабль, на котором вы поплывете, вы узнаете в конце игры. На каждом этапе будут даваться одна из букв названия вашего корабля. После прохождения всех этапов, все  возвращаются в зал, встают на свои первоначальные места, строго отведенные для них. Команды должны составить название своего корабля  и приклеить на штандарты.  Плавание будет трудным и опасным, но впереди вас ждет Остров Радости. Вы должны спасти свой город.
Капитаны получите  карты (маршрутный лист), где отмечен путь следования вашего корабля к Острову Радости.
Счастливого плавания! 

1. Верёвка.

Задание: Все члены экипажа встают в круг и берутся за руки. На одно из сцеплений надевается кольцо из веревки. Все члены  экипажа по очереди должны пролезть через кольцо, не размыкая рук.

Оборудование:  кольцо из веревки (1.5 м).

2. Поиск.

Задание: Упражнение выполняется в закрытом помещении. Всей группе завязывают глаза и предлагают найти в помещении веревку и сделать из нее окружность, взявшись за веревку руками. Снять повязки, посмотреть, что получилось. Поделиться мнениями.

Оборудование: 20 платков, веревка (2 м).

3. Паутина.

Между деревьями натянуты веревки в виде паутины с ячейками разного размера. Расстояние между деревьями — 2,5 метра. Верхняя веревка — на высоте 1,5 метра над землей. Нижняя — на высоте 30 сантиметров.

Легенда: Не только странные места, но и диковинные животные попадались экипажам на пути. Некоторые из них могли представлять серьезную опасность, и вот встреча с одним из них - нужно выбраться из ловушки гигантского паука.

Задание: команде нужно переправить всех на другую сторону паутины, используя каждое отверстие, в том числе верх и низ, только один раз. Касаться веревки нельзя - отверстие «закроется» и станет недоступным. Если отряд достаточно дружно проходит этап, можно заново «открыть» некоторые отверстия. Здесь велика вероятность падений, поэтому  на данном этапе должны  быть маты. При выполнении упражнения каждого ребенка  обязательно страхует педагог помощник.

Оборудование: веревки (2.5*3, 1.5*5,  ленты цветные (20 шт.), маты).

4. Бермудский треугольник.

Между тремя деревьями на высоте 1 метра натянута веревка. Расстояние между   деревьями — 2 метра.

Легенда: Бремя испытаний бросило вас в океанские просторы. И вы оказались в  загадочном месте. Люди, птицы, корабли бесследно исчезают, попав сюда. Это  место называют бермудским треугольником.

Задание: Группа находится внутри «треугольника». Вся группа должна выбраться из «колодца» через «верх» над веревками. Нельзя касаться веревки и пролезать под ней. Если кто-то из участников коснется веревки – вся  команда  возвращается в треугольник.

Оборудование:
  веревка 6 м, 3 опоры, маты.

5. Монстр.

Задание: Группе в 10 человек необходимо преодолеть расстояние 10 шагов, используя всего лишь 6 конечностей или точек опоры. Если группа больше или меньше, то количество точек опоры прибавляется или отнимается (с 3 человек – 1 точка опоры).

Оборудование:  разметка, таблица.

Таблица кол-во шагов и точек опоры  на кол-во чел.

Кол-во чел.

           10

          15

          20

шаги

           10

          15

          20

Точка опоры

            6

           8

           9

6.  Заколдованный круг.

Легенда: Издревле круг являлся символом единства; множество оберегов, амулетов, талисманов имеют округлую форму. Создайте свой магический круг.

Задание: Ведущий дает экипажу покрывало. Участники берутся руками за края покрывала по периметру, максимально натягивая его. Ведущий кладет в центр покрывала мяч. Участники балансируют покрывалом так, чтобы мяч описал правильную окружность. К мячу прикасаться нельзя.

Оборудование: покрывало (на покрывале нарисован круг), мяч.

7. Антихаос.

Легенда: Мир создан из хаоса. Но человечество всегда стремилось упорядочить окружающую его действительность.  И в этом залог успешного развития нашей цивилизации.

Задание: Экипаж делится на 2 команды. Команды встают на скамейки. Задание: не слезая со скамеек, надо перестроиться
ПО:

… росту начиная с самого высокого,
... цвету волос от темного к светлому,
... алфавиту имен от А до Я.

Оборудование: 2 скамейки, маты.

Финал.

Экипажи возвращаются в свой город. Каждая команда встают на свои первоначальные места, строго отведенные  для них. Команды должны составить название своего корабля и приклеить название на  штандарт    и поднять его  вверх.  Затем каждая команда по очереди прокричит  дружно свое название.

Перекличка по командам:

  • первая команда назовите название вашего корабля
  • вторая команда…

Капитаны ставят свои штандарты   в отведенные места.

Финальная, совместная игра.

 КРУГ  РАДОСТИ.

Все классы  встают в общий круг, лицом в центр. По команде выполняют действия: направо, сомкнись плотнее.
На счет: 

«РАЗ» -  руки положить на пояс впереди стоящего соседа,
«ДВА» – присели на колени сзади стоящего соседа.

Если получилось не дружно, повторяем заново.

Посмотрите, фонтан снова ожил, сколько в нем чувств…
Каждая команда постаралась и принесла нам свое чувство и готова поделиться  своим чувством с другими.
А мы хотим поделиться с вами  сладостями.

 Команды награждаются  по номинациям:  

  • целеустремленность,
  • сообразительность, 
  • настойчивость,
  • взаимовыручка,
  • воля к победе,
  • дружеское отношение друг  к другу,
  • терпение.

Приложение 2