Цели и задачи:
- знакомить со звуком [щ’], с буквами Щ, щ;
- формировать технику чтения;
- развивать фонематический слух, устную речь;
- развивать устойчивость внимания, зрительную и слуховую память, ассоциативное мышление, эмоциональность детей;
- воспитывать творческие, интеллектуальные способности.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие.
II. Речевая разминка.
1. Дыхательная разминка. («Ветерок», «Каша кипит», «Карате»…)
2. Артикуляционная разминка.
- гимнастика (Зарядка для губ, языка. Упражнения «Змейка», «Пятачок».)
- чистоговорка
Ща-ща-ща – мы несём домой леща.
Ащ-ащ-ащ – мы наденем плащ.
3. работа по «Ленте звуков»
- Назовите гласные звуки. Докажите, что они гласные. Какие буквы не назвали? В чём хитрость этих букв?
- Какие ещё знаете звуки? Какие звуки занимают первый этаж (нижний)? Верхний? Какие ещё бывают согласные звуки? Назовите их.
4. Чтение слогов.
- На какие группы можно разделить? (закрытые, открытые)
5. Чтение по слоговой таблице (по цепочке). Дополните слоги до слов.
6. Скороговорка.
Щенок за обе щеки
Уплетает из щавеля щи.
- Прочитайте про себя. Вслух. непонятные слова? Прочитайте ещё раз, выделив слово, которое отвечает на вопрос «Кто?», «Что делал?», Прочитайте с удивлением, с обидой, с вопросительной интонацией, грустно, радостно («Лицо»). Наушники. Расскажите друг другу, всем.
Физминутка. Упражнение, корректирующее осанку. «Ёлочка».
Есть в лесу три полочки
Ели, ёлки, ёлочки.
Лежат на елях небеса,
На ёлках – птичьи голоса,
Внизу на ёлочках – роса.
III. Новая тема.
1. Знакомство с буквами Щ, щ. Сравнение. Сходство и различие. Сходство с окружающими предметами. Конструирование. Печатание.
2. Звукобуквенный анализ слова. Выделение звука. Работа у доски и в тетрадях.
щука
Вывод. (Дописать.) Заселение.
3. Распознавание [щ’].
Развивающая физминутка «Поймай [щ’]!»
Щи, щука, сказка, щенок, друзья, овощи, конфета, щётка, цапля, плащ, лещ и др. (Если слышим звук Щ, ловим руками над головой, если не слышим – приседаем)
- Придумайте свои.
III. Работа по учебнику. Работа по группам.
1. II группа – читают по цепочке вслух (с. 104-105)
I группа
1) читают «про себя» (с. 105-106);
2) находят предложение с вопросительной интонацией;
3) готовятся к выразительному чтению данного предложения.
Физминутка. Упражнение для глаз «бабочка».
(Учитель перемещает бабочку (на палочке) в разные стороны, дети следят глазами)
2. II группа – подчёркивают буквы, которые изменяются.
I группа – сначала проверить выразительность чтения вопросительного предложения. Затем выписывают слова с буквой щ.
II группа – называют буквы, которые изменяются (которые подчеркнули).
Проверка I группы – все вместе.
IV. Итог урока.
Что нового вы узнали на уроке? Что особенно запомнилось на уроке? За что ты можешь похвалить себя? Своего соседа? Учителя?
Молодцы!