Урок обучения грамоте "Изучение глухого мягкого согласного [щ']"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • знакомить со звуком [щ’], с буквами Щ, щ;
  • формировать технику чтения;
  • развивать фонематический слух, устную речь;
  • развивать устойчивость внимания, зрительную и слуховую память, ассоциативное мышление, эмоциональность детей;
  • воспитывать творческие, интеллектуальные способности.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие.

II. Речевая разминка.

1. Дыхательная разминка. («Ветерок», «Каша кипит», «Карате»…)
2. Артикуляционная разминка.

- гимнастика (Зарядка для губ, языка. Упражнения «Змейка», «Пятачок».)
- чистоговорка

Ща-ща-ща – мы несём домой леща.
Ащ-ащ-ащ – мы наденем плащ.

3. работа по «Ленте звуков»

 - Назовите гласные звуки. Докажите, что они гласные. Какие буквы не назвали? В чём хитрость этих букв?
 - Какие ещё знаете звуки? Какие звуки занимают первый этаж (нижний)? Верхний? Какие ещё бывают согласные звуки? Назовите их.

4. Чтение слогов.

- На какие группы можно разделить? (закрытые, открытые)

5. Чтение по слоговой таблице (по цепочке). Дополните слоги до слов.

6. Скороговорка.

Щенок за обе щеки
Уплетает из щавеля щи.

- Прочитайте про себя. Вслух. непонятные слова? Прочитайте ещё раз, выделив слово, которое отвечает на вопрос «Кто?», «Что делал?», Прочитайте с удивлением, с обидой, с вопросительной интонацией, грустно, радостно («Лицо»). Наушники. Расскажите друг другу, всем.

Физминутка. Упражнение, корректирующее осанку. «Ёлочка».

Есть в лесу три полочки
Ели, ёлки, ёлочки.
Лежат на елях небеса,
На ёлках – птичьи голоса,
Внизу на ёлочках – роса.

III. Новая тема.

1. Знакомство с буквами Щ, щ. Сравнение. Сходство и различие. Сходство с окружающими предметами. Конструирование. Печатание.

2. Звукобуквенный анализ слова. Выделение звука. Работа у доски и в тетрадях.

щука

Вывод. (Дописать.) Заселение.

3. Распознавание [щ’].

Развивающая физминутка «Поймай [щ’]!»

Щи, щука, сказка, щенок, друзья, овощи, конфета, щётка, цапля, плащ, лещ и др. (Если слышим звук Щ, ловим руками над головой, если не слышим – приседаем)

- Придумайте свои.

III. Работа по учебнику. Работа по группам.

1. II группа – читают по цепочке вслух (с. 104-105)

I группа

1) читают «про себя» (с. 105-106);
2) находят предложение с вопросительной интонацией;
3) готовятся к выразительному чтению данного предложения.

Физминутка. Упражнение для глаз «бабочка».  

(Учитель перемещает бабочку (на палочке) в разные стороны, дети следят глазами)

2. II группа – подчёркивают буквы, которые изменяются.

I группа – сначала проверить выразительность чтения вопросительного предложения. Затем выписывают слова с буквой щ.
II группа – называют буквы, которые изменяются (которые подчеркнули).

Проверка I группы – все вместе.

IV. Итог урока.

Что нового вы узнали на уроке? Что особенно запомнилось на уроке? За что ты можешь похвалить себя? Своего соседа? Учителя?
Молодцы!