«… ученье, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения…
убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдёт».
К.Д.Ушинский
Пояснительная записка
После победы в конкурсе «Лучшие учителя России» в 2006 году мне со стороны Комитета по образованию Г. Майкопа было предложено провести «Мастер-класс» в рамках Национального проекта «Образование». Сразу возникла мысль провести фестиваль по физике для учащихся города Майкопа. Размышляя над технологией проведения данного мероприятия, решил, что в основу проведения должна быть положена идеи гуманизации и деятельностного подхода.
Идея гуманизации в образовании, на сегодняшний момент, одна из самых назревших в педагогике – это прежде всего:
- признание главной ценностью человека;
- признание его права на свободное самоопределение, независимо от внешних воздействий.
Учитель должен создать внешние условия для того, чтобы ученики смогли «разбудить» внутренние обстоятельства способные к самосознанию, самореализации, самоанализу. И главная цель учителя воспитать ученика думающего, сомневающегося, радующегося, способного добыть самостоятельно и легко адаптироваться в любых меняющихся социально-экономических условиях. Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности.
Деятельность – это активное взаимодействие человека с окружающей средой. Педагогами и психологами доказано: учебный процесс эффективен в отношении усвоения знаний и умственного развития учащихся только тогда, когда он вызывает и организует их собственную познавательную деятельность. Какова структура деятельности учащихся, такова структура качества.
В основе деятельностного подхода лежат идеи: целепологания, планирования деятельности, реализация, рефлексивно – оценочная деятельность. И все действия учителя должны быть направлены на развитие творческих способностей учащихся через организацию деятельности.
Исходя из этих идей, были сформулированы цели и задачи фестиваля.
Цели и задачи Фестиваля по физике:
- поиск и поддержка талантливых детей;
- создание условий проявления креативных способностей, соответствующих творческой деятельности учеников и учителей;
- раскрытие творческого потенциала учащихся;
- повышение качества образования учащихся по физике;
- поощрение проявлений инициативности, изобретательности, смекалки в учебной и внеучебной деятельности школьников;
- обогащение учителей физики новым опытом.
Подготовка к фестивалю:
За несколько месяцев до проведения фестиваля на городском методическом объединении учителей физики (август месяц) оговариваются цели, задачи и условия проведения мероприятия. Называются сроки проведения (конец апреля - май) оговариваются этапы и чётко формулируются требования к тому или иному этапу фестиваля. А также форма и сроки подачи заявок. В комитет по образованию подаются предложения и пожелания о проведении данного мероприятия. Руководителем комитета издаётся приказ и положение о проведении фестиваля.
(см. приложение)
Проведение фестиваля:
Фестиваль проводится в течении нескольких дней ( обычно 3-4 дня) и содержит четыре независимых друг от друга этапа. Награждение проходит после каждого этапа и в тот же день.
День первый (торжественный)
В этот день происходит торжественное открытие фестиваля, и проводится первый этап. Обычно данный день приурочен к торжественной дате: так например в 2007 году проводилась конференция «Физика и физики в годы Великой Отечественной войны», в 2008 году проходил турнир «Занимательные опыты Я.И. Перельмана», в 2009 г. конференция, посвященная Галилео Галилею.
День второй (Конкурс оружейников. Конкурс движителей.)
В данном конкурсе могут принимать учащиеся 7-11 классов, и даже группа учеников. Критерии оценивания конкурса:
- Историческое обоснование проекта ( должно содержать точное оригинальное название орудия, время и место создания, в каких войнах, кем и насколько успешно использовано, ссылка на исторические источники);
- Техническое обоснование проекта (чертёж с указанием размеров, используемые материалы в оригинале и в модели);
- Баллистическое обоснование проекта (максимальная дальность полёта снаряда, точность попадания и стрельба по закрытой мишени).
День третий конкурс «Робинзонада»
Конкурс «Робинзонада» проводится среди команд учащихся 7-8 классов. Команда состоит из шести человек, в которой выбирается капитан, готовится эмблема, придумывается девиз. На общем построении каждый капитан представляет свою команду. Здесь же объясняются условия игры, выдаются маршрутные листы. К команде прикреплён гид, который помогает быстро найти этапы.
Ход игры
Конкурс «Робинзонада» содержит девять этапов. Оформление, вопросы и задачи, к которым готовятся старшеклассниками.
Игра содержит следующие этапы:
Этап № 1 «В гостях у водяного»
Этап № 2 «Там, на неведомых дорожках»
Этап № 3 «Я на солнышке лежу»
Этап № 4 «Лучше гор могут быть только горы»
Этап № 5 «Дым костра создаёт уют»
Этап № 6 «Цитадель ума»
Этап №7 «На рыбалке»
Этап № 8 «Конкурс кроссвордистов»
Этап №9 «Эксперимент»
Команды проходят этапы по циклу указанному в маршрутном листе, после прохождения их капитан сдаёт маршрутный лист жюри, где обязательно отмечают наиболее понравившиеся этапы. Жюри подводит итоги, подсчитывая балы, затем проходит награждение команд.
День четвёртый (завершающий)
В этот день проходят соревнования для старшеклассников (принимают участие учащиеся 9-11 классов). Конкурс «Знатоков физики» содержит два тура.
Тур первый «Физическая драка»
Проводится для всех команд одновременно. Одновременно для всех учащихся чётко зачитывается задачи, которые содержит в ответе целое число. Капитан команды, решившей задачу и получившей ответ, поднимает руку. Член жюри проверяет правильность ответа и информирует председателя жюри особым знаком. Если ответ данной команды неправилен, то проверяется ответ следующей по очереди команды, и так до правильного ответа. Команда, решившая правильно задачу, получает балл. Данные баллы выводятся на информационную доску, доступную для внимания всем участникам игры. Для решения командам представляется определённое количество задач, затем определяется четыре команды, которые будут участвовать в следующем туре.
Тур второй «Физический бой».
Физический бой – это соревнование двух команд в решении физических задач. Команды получают условия задач и определённое время на их решение. При решении задач команда может использовать любую литературу, но не имеет права общаться по поводу решения задач ни с кем, кроме жюри. По истечении этого времени начинается собственно бой, когда команды в соответствие с правилами рассказывают друг другу решения задач. Если одна команда рассказывает решение, то другая оппонирует его, т.е. ищет в нём ошибки ( недостатки ), и, если решения нет, то, возможно, приводит своё. При этом выступления оппонента и докладчика оценивается жюри в баллах (за решение и за оппонирование). Если команды, обсудив предложенное решение, всё-таки до конца задачу не решили или не обнаружили допущенные ошибки, то часть баллов (или даже все) может забрать себе жюри боя.
Бой состоит из нескольких раундов. В начале каждого раунда одна из команд вызывает другую на одну из задач, решения которых ещё не рассматривались. После этого вызванная команда сообщает, принимает ли она вызов, т.е. согласна ли, рассказывать решение задачи, на которую была вызвана. Если да, то она выставляет докладчика, который должен рассказывать решение, а вызвавшая команда выставляет оппонента, обязанность которого - искать в решении ошибки.
Каждый член команды имеет право выйти к доске в качестве докладчика или оппонента не более двух раз за бой.
Жюри является верховным толкователем правил боя. Жюри может снять вопрос оппонента, прекратить доклад или оппонирование, если они затягиваются. Жюри ведёт на доске протокол боя.
Жюри следит за порядком. Оно может оштрафовать команду за шум, некорректное поведение, общение со своим представителем, находящимся у доски.
Эпилог
Данный фестиваль уже можно считать традиционным, т.к. в этом году он будет проходить в четвёртый раз. При проведении фестиваля наблюдается динамика роста участвующих. Так, если в 2007 году приняло участие 11 общеобразовательных учреждений и 166 ученика, в 2008 было уже 15 школ и 204 школьника, а в 2009 254 ученика из 15 ОУ. С моей стороны работа над фестивалем будет продолжаться и дальше. На фестивале поддерживается непринужденная доброжелательная обстановка, царит атмосфера доверия, некоторый спортивный азарт, особый творческий микроклимат. Всё это благодаря тому, что многие учителя физики города интересуются жизнью детей, знают их увлечения, понимают мотивы их действий, остаются выдержанными, терпеливыми, принципиальными, любящими своё дело и своих учеников.
Для учеников фестиваль - это не только возможность показать свои знания по физике, но и найти решение на многие физические, инженерные, бытовые, исторические вопросы и задачи. Но самое главное - это возможность общения со своими сверстниками, возможность реализации себя. Сколько умных и горящих глаз видишь на фестивале. Поэтому я только в очередной раз убеждаюсь в словах написанных 300 лет назад великим нашим соотечественником М.В.Ломоносовым
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрым разумом Невтонов
Российская земля рождать.