Урок окружающего мира в 3-м классе с использованием интерактивной доски Smart

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить учащихся с подготовкой к зиме диких животных, показать связь изменений в жизни животных осенью с изменениями в живой и неживой природе и в мире растений;
  • развитие умения делать выводы, сравнивать; развитие творческого воображения, образного мышления, расширение кругозора детей;
  • воспитание бережного отношения к природе через музыку, стихи.

Учебно-методическое обеспечение урока:

  • Учебник “Окружающий мир” 3 класс, О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин
  • Тетрадь по окружающему миру 3 класс, О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин
  • Коллекция насекомых
  • Персональный компьютер.
  • Мультимедийная установка.
  • Интерактивная доска Smart .

Программное обеспечение урока:

  • Microsoft Word
  • Microsoft Excel
  • Power Point
  • Smart Notebook

Содержание урока

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учеников, настраивает на работу.

2. Целеполагание.

Сегодня к нам на урок я пригласила гостью. Кто это, поможет догадаться загадка.

Отгадайте загадку:

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется -
Это время года …….. осенью зовется.

Верно!

По лесным тропинкам ходит-бродит осень
Сколько свежих шишек у зеленых сосен!
И листок с березы золотистой пчелкой
Вьется и летает над колючей ёлкой.

Входит девочка в костюме осени.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня ваш урок посвящается самому красивому времени года – осени. А пришла я к вам не одна, а со своими подружками- осенними листочками.

Девочки исполняют танец осенних листочков ( музыка П.И.Чайковского)

1 листочек.

Ветрено-ветрено, вся земля проветрена,
Ветер листья с веток разогнал по свету:
Липовый, березовый, желтый лист и розовый.

2 листочек.

День прохладный, голубой.
Лес овеян легкой дымкой.
Осень ходит невидимкой и шуршит листвой.

3 листочек.

Дали ясны и чисты,
На полях покой глубокий.
Улетают в край далекий птицы до весны.

Осень:

Ребята, я приглашаю вас в мой лесной терем. На память я подарю волшебный листочек. Он поможет в путешествии по моим владениям. Достаточно сказать : “Осень наступает, листья облетают” и вы окажетесь там, где пожелаете.

3.Активизация знаний учащихся.

Какие осенние изменения происходят в неживой природе и мире растений осенью?

4. Постановка цели урока.

Сегодня мы поговорим о том, что к зиме готовятся не только растения, но и животные. Поможет нам в этом волшебный листочек, который любезно подарила Осень. Взмахнем им и скажем волшебные слова: “Осень наступает, листья облетают”.

5. Планирование урока.

О каких группах животных предстоит сегодня узнать? Назовите их.

  • Ученики называют следующие группы:
  • Насекомые
  • Птицы
  • Млекопитающие
  • Рыбы
  • Пресмыкающиеся
  • Земноводные
  • Затем выходят к доске и, выбирая картинку с изображением животного, заносит ее в таблицу.

6. Жизнь насекомых и птиц осенью.

Видели ли вы летом насекомых? Покажите в коллекции, каких насекомых видели.

Много ли насекомых было летом?

Больше или меньше их стало с приходом осени? Почему?

Учащиеся рассказывают о своих наблюдениях.

Что вы знаете о подготовке насекомых к зиме?

Температура тела насекомых непостоянна. Она изменяется в соответствии с изменениями в окружающей среде. С наступлением осенних холодов часть насекомых забирается в укромные места и впадает в состояние сна. Другие насекомые зимуют в стадии личинки или куколки, взрослая особь у этих насекомых чаще всего погибает.

Учитель увеличивает объекты наблюдения на экране, сообщая информацию.

Как готовятся к осени коллективные насекомые? Путешествие в муравейник.

С помощью лупы ученики осуществляют путешествие в муравейник, осматривая его части и назначение.

С жизнью насекомых тесно связана и жизнь птиц. Каким образом , как вы думаете?

  • Чем еще питаются птицы?
  • Почему и куда улетают птицы?
  • Какие птицы улетают первыми? Как называют их?

Работа по учебнику с. 50

Как летят перелетные птицы? Приходилось ли видеть в этом году отлет птиц? Почему летят птицы не стаей, а клином или цепью?

Крупным птицам труднее лететь, чем мелким, поэтому они выстраиваются при перелетах в цепочку или угол. Птицы по очереди становятся впереди всех, где труднее преодолевать сопротивление воздуха. Как первому лыжнику в походной колонне, пробивающему для всех лыжню. А потом перемещаются в самый хвост стаи для отдыха ( там, за всеми птицами, лететь легче)

Осенью происходят изменения и в жизни птиц, которые не улетают от нас. Почему они не улетают от нас? Как называют этих птиц?

Эти птицы питаются сохранившимися на растениях плодами и семенами, отыскивают спрятавшихся насекомых. Некоторые из них прилетают ближе к жилью человека, где находят тепло ( на чердаках и в застрехах домов), и пищу. Для птиц, остающихся зимовать, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.

Самая большая группа птиц – это птицы кочующие. К ним относят многие виды птиц, живущих на далеком севере. Они ежегодно кочуют в пределах определенной области, не улетая в страны с теплым климатом. Весной они улетят от нас обратно на север.

7. Первичное закрепление изученного.

Соедини понятие и его значение.

Учащиеся с помощью маркеров на доске Smart соединяют понятия “перелетные птицы”, “кочующие птицы”, “оседлые птицы” и их значения.

Раздели птиц на три группы.

Учащиеся распределяют разноцветные кружки рядом с рисунками птиц, определяя их к группам кочующих, перелетных или оседлых птиц.

Примечание: Для более глубокого запоминания материала и расширения кругозора детей дается дополнительная информация на доске Smart о повадках, питании сойки, синицы, воробья, свиристеля, снегиря, лебедя, дятла.

8 .Физминута.

9. Знакомство с жизнью млекопитающих.

  1. Что изменяется в жизни млекопитающих с приходом осени?
  2. Как готовятся к зиме медведи? Ежи? Белки?
  3. Как называются эти жилища?

Под рисунками норы, берлоги, хатки, дупла ученики стирают с помощью ластика доски Smart подписи- названия жилищ.

Распределите животных в эти жилища.

Животные: медведь, белка, лиса, бобр, барсук, мышь, заяц. Ученики с помощью маркеров разносят рисунки животных к месту их жилищ.

  • Почему не поселили в постоянное зимнее жилище лису и зайца-беляка?
  • Почему у животных происходит линька?
  • Какие цвета для зимней шубки для животных выберете?

Животные готовятся к зиме, изменяя окраску шерсти.

С помощью цветовой палитры доски Smart дети выбирают белый, серый, коричневый цвет и изменяют окраску шерсти животных.

10.Знакомство с жизнью рыб, пресмыкающихся, земноводных.

Закончите предложения:

  • Летом вода ______________, поэтому рыбы плавают ____________________.
  • Осенью вода ___________________, поэтому рыбы плавают ______________________.

Ученики выбирают из справки слова: “остывает”, “ по всему слою воды”, “нагревается”, “в нижнем слое воды”, дополняют предложения. Рисунки рыб опускают вниз страницы.

Как готовятся к зиме лягушки, тритоны, змеи?

С наступлением осенних холодов земноводные и пресмыкающиеся забираются в укромные места и впадают в состояние анабиоза – застывают .

Где будут зимовать лягушки? Пресмыкающиеся?

Тритоны в отличии от других земноводных подальше уйдут от водоемов и перезимуют под сухими корнями деревьев.

11. Рефлексия урока.

Пора возвращаться домой. Волшебный листочек помоги нам. Скажем волшебные слова: “Осень наступает, листья облетают”.

Вот и закончилось наше осеннее путешествие. А теперь предлагаю блиц-опрос:

  • Кто собирает яблоки спиной? (еж)
  • Кто сушит грибы на дереве? (белка)
  • У какого зверя осенью появляются детеныши в листопад? Как они называются? ( у зайца: листопаднички)
  • Собирают ли себе птицы на зиму запасы? ( да, совы и сойки)
  • Как готовятся к зиме муравьи? (закрывают входы и выходы муравейника)
  • Куда на зиму деваются лягушки? (прячутся на глубину под камни или ил)

12.Самооценка работы на уроке:

Нарисуй осенний листочек на ветке. Красный листик – мне было интересно, желтый листик – я узнал много нового, зеленый листик – мне было трудно все запомнить. Используя программу Paint, учащиеся рисуют листочки разного цвета на доске Smart.