Цели урока:
- познакомить учащихся с подготовкой к зиме диких животных, показать связь изменений в жизни животных осенью с изменениями в живой и неживой природе и в мире растений;
- развитие умения делать выводы, сравнивать; развитие творческого воображения, образного мышления, расширение кругозора детей;
- воспитание бережного отношения к природе через музыку, стихи.
Учебно-методическое обеспечение урока:
- Учебник “Окружающий мир” 3 класс, О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин
- Тетрадь по окружающему миру 3 класс, О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин
- Коллекция насекомых
- Персональный компьютер.
- Мультимедийная установка.
- Интерактивная доска Smart .
Программное обеспечение урока:
- Microsoft Word
- Microsoft Excel
- Power Point
- Smart Notebook
Содержание урока
1. Организационный момент.
Учитель приветствует учеников, настраивает на работу.
2. Целеполагание.
Сегодня к нам на урок я пригласила гостью. Кто это, поможет догадаться загадка.
Отгадайте загадку:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется -
Это время года …….. осенью зовется.
Верно!
По лесным тропинкам ходит-бродит осень
Сколько свежих шишек у зеленых сосен!
И листок с березы золотистой пчелкой
Вьется и летает над колючей ёлкой.
Входит девочка в костюме осени.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня ваш урок посвящается самому красивому времени года – осени. А пришла я к вам не одна, а со своими подружками- осенними листочками.
Девочки исполняют танец осенних листочков ( музыка П.И.Чайковского)
1 листочек.
Ветрено-ветрено, вся земля проветрена,
Ветер листья с веток разогнал по свету:
Липовый, березовый, желтый лист и розовый.
2 листочек.
День прохладный, голубой.
Лес овеян легкой дымкой.
Осень ходит невидимкой и шуршит листвой.
3 листочек.
Дали ясны и чисты,
На полях покой глубокий.
Улетают в край далекий птицы до весны.
Осень:
Ребята, я приглашаю вас в мой лесной терем. На память я подарю волшебный листочек. Он поможет в путешествии по моим владениям. Достаточно сказать : “Осень наступает, листья облетают” и вы окажетесь там, где пожелаете.
3.Активизация знаний учащихся.
Какие осенние изменения происходят в неживой природе и мире растений осенью?
4. Постановка цели урока.
Сегодня мы поговорим о том, что к зиме готовятся не только растения, но и животные. Поможет нам в этом волшебный листочек, который любезно подарила Осень. Взмахнем им и скажем волшебные слова: “Осень наступает, листья облетают”.
5. Планирование урока.
О каких группах животных предстоит сегодня узнать? Назовите их.
- Ученики называют следующие группы:
- Насекомые
- Птицы
- Млекопитающие
- Рыбы
- Пресмыкающиеся
- Земноводные
- Затем выходят к доске и, выбирая картинку с изображением животного, заносит ее в таблицу.
6. Жизнь насекомых и птиц осенью.
Видели ли вы летом насекомых? Покажите в коллекции, каких насекомых видели.
Много ли насекомых было летом?
Больше или меньше их стало с приходом осени? Почему?
Учащиеся рассказывают о своих наблюдениях.
Что вы знаете о подготовке насекомых к зиме?
Температура тела насекомых непостоянна. Она изменяется в соответствии с изменениями в окружающей среде. С наступлением осенних холодов часть насекомых забирается в укромные места и впадает в состояние сна. Другие насекомые зимуют в стадии личинки или куколки, взрослая особь у этих насекомых чаще всего погибает.
Учитель увеличивает объекты наблюдения на экране, сообщая информацию.
Как готовятся к осени коллективные насекомые? Путешествие в муравейник.
С помощью лупы ученики осуществляют путешествие в муравейник, осматривая его части и назначение.
С жизнью насекомых тесно связана и жизнь птиц. Каким образом , как вы думаете?
- Чем еще питаются птицы?
- Почему и куда улетают птицы?
- Какие птицы улетают первыми? Как называют их?
Работа по учебнику с. 50
Как летят перелетные птицы? Приходилось ли видеть в этом году отлет птиц? Почему летят птицы не стаей, а клином или цепью?
Крупным птицам труднее лететь, чем мелким, поэтому они выстраиваются при перелетах в цепочку или угол. Птицы по очереди становятся впереди всех, где труднее преодолевать сопротивление воздуха. Как первому лыжнику в походной колонне, пробивающему для всех лыжню. А потом перемещаются в самый хвост стаи для отдыха ( там, за всеми птицами, лететь легче)
Осенью происходят изменения и в жизни птиц, которые не улетают от нас. Почему они не улетают от нас? Как называют этих птиц?
Эти птицы питаются сохранившимися на растениях плодами и семенами, отыскивают спрятавшихся насекомых. Некоторые из них прилетают ближе к жилью человека, где находят тепло ( на чердаках и в застрехах домов), и пищу. Для птиц, остающихся зимовать, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.
Самая большая группа птиц – это птицы кочующие. К ним относят многие виды птиц, живущих на далеком севере. Они ежегодно кочуют в пределах определенной области, не улетая в страны с теплым климатом. Весной они улетят от нас обратно на север.
7. Первичное закрепление изученного.
Соедини понятие и его значение.
Учащиеся с помощью маркеров на доске Smart соединяют понятия “перелетные птицы”, “кочующие птицы”, “оседлые птицы” и их значения.
Раздели птиц на три группы.
Учащиеся распределяют разноцветные кружки рядом с рисунками птиц, определяя их к группам кочующих, перелетных или оседлых птиц.
Примечание: Для более глубокого запоминания материала и расширения кругозора детей дается дополнительная информация на доске Smart о повадках, питании сойки, синицы, воробья, свиристеля, снегиря, лебедя, дятла.
8 .Физминута.
9. Знакомство с жизнью млекопитающих.
- Что изменяется в жизни млекопитающих с приходом осени?
- Как готовятся к зиме медведи? Ежи? Белки?
- Как называются эти жилища?
Под рисунками норы, берлоги, хатки, дупла ученики стирают с помощью ластика доски Smart подписи- названия жилищ.
Распределите животных в эти жилища.
Животные: медведь, белка, лиса, бобр, барсук, мышь, заяц. Ученики с помощью маркеров разносят рисунки животных к месту их жилищ.
- Почему не поселили в постоянное зимнее жилище лису и зайца-беляка?
- Почему у животных происходит линька?
- Какие цвета для зимней шубки для животных выберете?
Животные готовятся к зиме, изменяя окраску шерсти.
С помощью цветовой палитры доски Smart дети выбирают белый, серый, коричневый цвет и изменяют окраску шерсти животных.
10.Знакомство с жизнью рыб, пресмыкающихся, земноводных.
Закончите предложения:
- Летом вода ______________, поэтому рыбы плавают ____________________.
- Осенью вода ___________________, поэтому рыбы плавают ______________________.
Ученики выбирают из справки слова: “остывает”, “ по всему слою воды”, “нагревается”, “в нижнем слое воды”, дополняют предложения. Рисунки рыб опускают вниз страницы.
Как готовятся к зиме лягушки, тритоны, змеи?
С наступлением осенних холодов земноводные и пресмыкающиеся забираются в укромные места и впадают в состояние анабиоза – застывают .
Где будут зимовать лягушки? Пресмыкающиеся?
Тритоны в отличии от других земноводных подальше уйдут от водоемов и перезимуют под сухими корнями деревьев.
11. Рефлексия урока.
Пора возвращаться домой. Волшебный листочек помоги нам. Скажем волшебные слова: “Осень наступает, листья облетают”.
Вот и закончилось наше осеннее путешествие. А теперь предлагаю блиц-опрос:
- Кто собирает яблоки спиной? (еж)
- Кто сушит грибы на дереве? (белка)
- У какого зверя осенью появляются детеныши в листопад? Как они называются? ( у зайца: листопаднички)
- Собирают ли себе птицы на зиму запасы? ( да, совы и сойки)
- Как готовятся к зиме муравьи? (закрывают входы и выходы муравейника)
- Куда на зиму деваются лягушки? (прячутся на глубину под камни или ил)
12.Самооценка работы на уроке:
Нарисуй осенний листочек на ветке. Красный листик – мне было интересно, желтый листик – я узнал много нового, зеленый листик – мне было трудно все запомнить. Используя программу Paint, учащиеся рисуют листочки разного цвета на доске Smart.