Цели урока:
- Вспомнить приметы осени, произведения народного творчества, авторскую поэзию об осени.
- Рисование с натуры осеннего пейзажа.
- Использовать знания, полученные в стенах классного кабинета, в свободной беседе на прогулке.
- Развивать умение слышать и слушать собеседников.
- Воспитывать чувство прекрасного, восхищение природой родного края, внимательное и бережное отношение к природе.
План урока:
- Беседа о приметах осени и её особенностях.
- “Копилка народной мудрости” (пословицы и поговорки об осени).
- “Поэтическая страничка” (стихи любимых поэтов об осени).
- “Мы – юные художники” (рисование с натуры осеннего пейзажа).
- Выставка детских работ.
I. Ребята, вы уже не раз бывали в гостях у природы.
- О какой природе я говорю? К кому вы ходили в гости?
В те уголки нашей Земли, в которых хозяйничает не сам человек, а предметы природы: парк, лес, деревня, у реки загорали и жарили шашлыки…
Мы отправились в гости к природе в прекрасное время года – осень…
- Чем же это время года может быть прекрасно?
Разноцветием нарядов деревьев, богатством урожая хлеба, овощей, фруктов и некоторых ягод. Есть люди, которые любят смотреть на дождь – он им помогает мечтать.
- Сколько осенних месяцев вы знаете?
Три.
- Какие?
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
- Правильно! И в зависимости от месяца осень называют по-разному. В сентябре осень называют ранней. Почему?
Уж очень она напоминает лето. Даже с четырнадцатого сентября начинается пора, которая в народе называется “бабьим летом”, но на улице вечером и ранним утром, когда солнышко не согревает землю, становится очень холодно.
- В октябре осень – золотая. Почему?
Все растения одеваются в ярко-желты, золотой наряд.
- Все?
Нет! Самая первая переодевается береза, затем за ней и другие деревья. Рябина очень любит разноцветный наряд: и зеленый, и желтый, и красный… Также клен может надеть золотой наряд, а может разноцветный.
- В ноябре осень – поздняя. Почему?
Растения готовятся к зимнему сну и сбрасывают листочки.
- А ель и сосна сбрасывают листочки?
Да, но не все сразу. Ведь иголочки это и есть листочки. Можно подойти к ели или сосне – дерево будет в зеленом наряде, а внизу на земле много старых иголок.
- Откуда они?
Ель и сосна не сразу меняют листву – хвою, а постепенно: старая опадает, а на её месте тут же вырастает новая.
II. - Человек должен быть внимательным. Нужно подмечать все, что происходит вокруг нас, запоминать – тогда будете много знать. Русский народ придумал много пословиц и поговорок об осени. Пословицы и поговорки... Что это такое?
- Поговорку нужно понимать так, как она говорится, а чтобы понять пословицу, надо потрудиться. В ней обязательно есть тайный смысл. Какие пословицы и поговорки об осени вы помните?
Красна изба углами, а осень пирогами.
Осенью и у воробья пир.
Осенняя ночь на двенадцати подводах едет.
Осень всех наградила, все загубила.
В ноябре зима с осенью борются.
Осень идет и дождь за собой ведет.
III. - Самыми же внимательными к природе всегда были поэты – люди, которые сочиняют стихи, подмечая особенности осени. Вспомните стихотворение о ранней осени…
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…(Ф. Тютчев)
- Какое чувство передает Федор Тютчев? Как он воспринимает раннюю осень?
Ему грустно от того, что уходит лето, птиц не слышно, хлеба собрали, воздух пустеет; насекомые прячутся, готовятся к зимнему сну. Поэт восхищается красотой природы: день – хрустальный, вечера – лучезарные, на полями – чистая и теплая лазурь.
- Федор Тютчев очень любил раннюю осень. Послушайте еще одно его стихотворение:
Как увядающее мило!
Какая прелесть в нем для нас,
Когда, что так цвело и жило,
Теперь, так немощно и хило,
В последний улыбнется раз!
- Чаще всего поэты посвящали свои стихи “золотой осени”. Помните ли вы такие стихи?
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно, как тающий сахар лежит.Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!-
Листья поблекнуть еще не успели
Желты и свежи лежат, как ковер.(Н. Некрасов)
- Какое чувство передает вам автор?
Чувство восхищения красотой увядающей природы.
- Очень много стихов о “золотой осени” у Александра Сергеевича Пушкина.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые леса…
- Какое чувство передает автор?
Чувство восхищения и тоски.
- Какие стихи Пушкина вы знаете, в которых автор передает другие чувства?
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
- Да, ноябрь – “поздняя осень” должна быть самая унылая и печальная: дожди льют часто, на улице мокро и холодно. Вот как описал эту пору Сергей Есенин:
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось…
IV. - Не только поэты, но и художники посвящали свои творения осени. Я думаю, что мы с вами обязательно посетим картинную галерею, которую когда-то создал Павел Михайлович Третьяков и увидим настоящие произведения искусства.
- А пока мы сами попробуем передать красоту осенней природы…
Друзья мои, сегодня, в этой сказочной обстановке, мы вспомним этапы работы над пейзажем и попробуем передать с натуры красоту осеннего парка.
Дети готовят мольберты, краски, кисти, баночки с водой.
- Какую подготовительную работу необходимо сделать перед изображением предметов природы?
Надо тонировать лист двумя цветами: голубым – небо, светло-коричневым или желтым – земля.
- Молодцы, вы правильно выбрали цветовое решение. Сегодня небо насыщенного голубого цвета, а земля покрыта осенним лиственным ковром. Но ещё надо помнить о месте линии горизонта на наших листах.
- Пока тонированные листы сохнут, мы поиграем на поляне в русскую народную игру “Бояре” (физкультпауза).
- Помогите мне вспомнить правила композиционного построения и расположения изображаемых предметов на листе?
Надо помнить о том, что те предметы, которые расположены ближе к нам, мы рисуем ближе к нижнему краю листа, а те, которые расположены дальше от нас, мы рисуем ближе к линии горизонта и меньших размеров.
Можно использовать кисть для определения пропорционального соответствия деревьев, кустарников и травянистых растений.
- Вспомните, какими способами мы работаем с гуашью?
Мы используем палитру для смешивания красок и создания оттенков, близких к естественным.
Друзья мои, создавайте ваши прекрасные пейзажи. Желаю удачи!