Внеклассное мероприятие в 9-м классе "Темперамент, характер, способности – их влияние на успешность профессиональной деятельности"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: дать учащимся представление об особенностях личности, которые влияют на успех в профессиональной деятельности. Познакомить с понятиями: характер, темперамент, способности.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с понятием темперамент, характер, способности.
  2. Оптимизировать учет индивидуальных личностных особенностей для профессиональной деятельности.
  3. Активизировать процесс самопознания и рефлексии.

Используемые средства: мультимедийная доска.

Ход занятия

1. Объяснение нового материала.

Вопрос: “Чем же отличается один человек от другого?”

Ознакомление учащихся с темой (слайд 2). Презентация

Дается определение типа темперамента, ученики выбирают наиболее понравившееся и записывают его в тетрадь (слайд 3).

Темперамент - совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности.

Темперамент - (от латинского temheramentum – надлежащее соотношение частей) - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.

Еще в глубокой древности учёные, наблюдая внешние особенности поведения людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом отношении. Одни очень подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны. Другие медлительны, спокойны, невозмутимы. Одни общительны, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостны, другие замкнуты, скрытны. Вы, наверное, замечали, что одни люди “легки на подъём”, а других надо как следует раскачать. Одни - оптимисты, а другие- пессимисты, одни - уравновешенные, а другие - неуёмные. Все это свидетельство свойств (особенностей) психики людей, а именно темперамента. Впервые описал темпераменты древнегреческий ученый врач Гиппократ. Гиппократ (V–IV вв. до нашей эры) считал, что темпераменты объясняются различными соотношениями основных видов жидкости в организме и тем, какая из них преобладает: кровь (по-латински “сангвис”), слизь (по-гречески “флегма”), красно-жёлтая желчь (по-гречески “холе”) или чёрная желчь (по-гречески “мелайн холе”). Теперь ясно, откуда взялись названия темпераментов и сам термин “темперамент” (слайд 4).

Темперамент характеризует динамичность (подвижность) личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем большей или меньшей общественной ценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или со способностями).

Типы темпераментов (слайд 5).

Сангвинистический темперамент. Гиганты нервной системы. Оптимисты. Меньше всех болеют, мало спят. Обладают огромной работоспособностью. Речь и движение почти всегда так же быстры, как у холериков, но чувства не бурные, быстроменяющиеся. Как правило, хорошие работники. Но заставить работать сангвиника трудно. Его нужно заинтересовать - тогда он горы сдвинет.

Флегматический темперамент. Сильная уравновешенная нервная система нервная система. Чувства постоянные, но не ярко выраженные. Движения и речь спокойные, размеренные Реакция на неожиданное воздействие запаздывает. Чтобы флегматик хорошо работал, его необходимо время от времени встряхивать”: устроить разбор выполненной им работы, поругать или, наоборот, похвалить его.

Меланхолический темперамент. Быстро устают при высоких нервных напряжениях, склонны к обморокам. Вялы в речи и движениях. Сильно переживают по самым незначительным поводам. Очень мягкие, доброжелательные, но довольно бесхарактерные люди. Радуются, когда удаётся избежать неприятного разговора, хотя цель при этом не достигнута.

Холерический темперамент. Прямая противоположность меланхоликам. Наступательный характер, всегда идут на встречу трудностям. Любые переживания ведут к действию. Мягких замечаний не воспринимают, жесткие- приводят к бунту. Плохо воспринимают юмор, а особенно шутки на свой счет. Главные нарушители дисциплины. Лучший способ справиться с холериком- постоянно загружать его работой, чтобы его энергия всегда имела выход.

Темперамент характеризует врожденные особенности поведения человека: чувствительность, энергичность, уравновешенность, эмоциональность, активность. Так, например темперамент, влияет на способы общения, устанавливая большую или меньшую активность в нахождении контактов. Но от него не зависят интересы и увлечения, взгляды и убеждения, воспитанность и общественная направленность человека.

Другой составляющей личности является характер. Под характером понимаются особенности личности, проявляющиеся в поведении в той или иной ситуации. Объясните смысл цитаты:

“Когда мы теряем богатство, мы лишаемся чего-то, когда мы теряем здоровье, мы лишаемся многого, когда мы теряем характер, мы теряем все.”

Что такое характер? Прочитайте определения (слайд 6).

“Характер – это власть над самим собой. Человек с сильным характером – это человек, который имеет перед собой определенную цель и твердо ее преследует.”

“Человек не рождается с хорошим или плохим характером и не приобретает его по наследству”

“Характер нужно формировать, строить, постоянно работать над ним.” Характер проявляется в общении (общительный – замкнутый), в отношении к делу (ответственность или недобросовестность, трудолюбие или лень, и т.д.), в отношении к себе (скромность и самовлюблённость, гордость или чувство неполноценности…), в отношении к собственности (щедрость или жадность, бережливость или неряшливость…) (слайд 7).

Черты характера помогают - или мешают - личности устанавливать правильные взаимоотношения с людьми, проявлять выдержку и самообладание в решении сложных жизненных вопросов, отвечать за свои действия и поведение в обществе.

Характер зависит от мировоззрения, убеждений и моральных принципов. Характер формируется и утверждается под влиянием воздействия среды, деятельности и воспитательных воздействий от других людей. Кроме того, с возрастом все большую роль играет самовоспитание, однако оно обусловлено соответственной мотивацией - потребность самовоспитания, прежде всего, должна быть осознана. Характер не только формируется в деятельности и общении, но и сам влияет, обусловливает осуществление разных видов деятельности и процессы общения.

Давайте попробуем описать свой характер.

а) в первой колонке 10 черт своего характера, которые вам нравятся;

б) во второй 10 черт своего характера, которые вам не нравятся;

в) в третьей 10 черт характера, которые вы хотели бы иметь в идеале;

Обсуждение.

Ещё одной из составляющих характеристик личности являются способности. Как Вы думаете, что это такое? У всех ли они есть? Они появляются от рождения или развиваются?

Способности – это индивидуальные особенности человека, которые помогают ему успешно заниматься тем или иным видом деятельности. У всех людей они разные. До того момента, как человек приступит к деятельности, мы не можем говорить о его способностях. Способности формируются и развиваются только в деятельности. Каждую способность можно развить, если в этом есть необходимость. Главное, чтобы это делалось целенаправленно и регулярно (слайд 8).

Способности подразделяются:

На общие (широкий круг знаний), к ним относятся: трудолюбие, внимательность, сообразительность, целеустремленность.

На специальные (качество, обеспечивающее успех в конкретном виде деятельности), к ним относятся: память, внимание, мышление, воображение, восприятие, черты характера - способность к эмпатии, вежливость, общительность и т.д. (слайд 9).

Способность обнаруживается только в деятельности. О том человеке, который при равных условиях обучения и тренировки быстрее освоил дело и лучше с ним справился, говорят, что он способный.

Определенный уровень специальных способностей может быть сформирован у любого человека, даже при отсутствии больших задатков. Решающей при этом оказывается система компенсаций. Связана она с тем, что в основе одинаковых достижений при выполнении определенной деятельности могут лежать различные способности. Например, в основе способности хорошо запоминать литературное произведение у одного может лежать хорошая механическая память, у другого - память образная, возникающая на основе представлений.

Таким образом, способности – это индивидуальные особенности человека, которые помогают ему успешно заниматься тем или иным видом деятельности. К сожалению, при самоанализе мы редко задумываемся о своих способностях. Гораздо чаще мы говорим о чертах характера, своих особенностях в общении с другими людьми.

2. Заключительная часть.

Для обобщения полученного материала на уроке предлагаем ученикам ответить на ряд вопросов:

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какая информация вызывала у вас удивление?

Для чего могут быть необходимыми знания о своем типе темперамента, характере, способностях ?

3. Домашнее задание.

Составить список профессий, которые по вашему мнению больше всего подходят для человека с таким же типом темперамента, характера, способностей что у вас.

Написать мини-сочинение на тему “Мой характер”.