Цель: Познакомить родителей с различными играми, направленными на развитие мелкой моторики и речевых навыков.
Задачи:
- Вызывать у родителей и детей позитивное отношение к детскому саду; желание заниматься с ребенком по развитию мелкой моторики;
- Развивать у детей ориентировку в пространстве, мелкую моторику рук, упражнять в играх с песком и водой, в прыжках с места, развивать дыхательный аппарат, закрепить знание знакомых песенок и стихов.
Материал: контейнеры с крупой с заранее спрятанной в ней игрушкой; фасоль разного цвета, мисочки для ее сортировки; мисочки с манкой и фасолью, смешанных вместе, сито для просеивания манки, ложки; ванночки с водой, резиновые игрушки, сачок; губки; готовое соленое тесто, шарики, дощечки; большая игрушечная кошка, салфетки.
Предварительная работа: выставка пособий для развития мелкой моторики; консультация по изготовлению этих пособий.
Ход урока.
Мамам предлагается расположиться на заранее приготовленные места для них за столами. Рядом стоят стульчики для детей.
Воспитатель проводит с детьми музыкальную игру “Вышла курочка гулять”:
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки, - дети идут за воспитателем
Желтые цыплятки.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите, - “клюют” зернышки
Зернышки ищите.
Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы - гладят по животу
Полное корытце.
На пригорке у окошка
Разлеглась и дремлет кошка. – сидят, изображая спящую кошку
Кошка глазки открывает
И ребяток догоняет.
На последние слова дети убегают от кошки и садятся рядом с мамами.
- Детки, кошечка у нас хорошая, добрая, ее не надо бояться. Она с вами поиграла, а теперь посидит здесь и посмотрит, как вы будете играть с мамами.
Воспитатель:
Дорогие мамы! Сегодня мы продолжим разговор о развитии мелкой моторики у детей. Мы покажем вам некоторые игры. Пожалуйста, выполняйте игры по нашему показу вместе со своим ребенком, будьте внимательны и активны!
Предлагается пальчиковая игра “Давайте познакомимся”:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
Дети вместе с мамами поочередно дотрагиваются пальцами левой руки до пальца правой (показывают его), начиная с большого (дедушка), и кончая мизинцем (я). На последние слова разжимают и зажимают ладони в кулак (вот и вся моя семья).
Игра “Сортировщик”.
Детям предлагается рассортировать фасоль по цвету – переложить из тарелки, где фасоль смешана на разные тарелки – белую отдельно от цветной. Мамы активно помогают детям.
Игра “Перебираем крупу”.
Детям предлагается выбрать из манки горох. Для этого смесь гороха и манки ложкой накладывается в сито, манку отсеивают на одну тарелку, а оставшийся горох из сита перекладывается на другую тарелку.
Воспитатель: Для детей третьего года жизни важен процесс, а не результат, поэтому, если он не хочет заниматься тем, что вы ему предлагаете, не настаивайте, смените вид деятельности, а потом вернитесь опять к предыдущему заданию, либо совсем прекратите занятие и перенесите его на другое время.
Сейчас мы переключимся на другой вид деятельности – пальчиковую гимнастику.
Игра “Пропавший малыш”.
У меня пропали руки. руки за спиной
Где вы, рученьки мои?
Раз, два, три, четыре, пять –
Покажитесь мне опять. показывают руки
У меня пропали уши. уши закрывают ладонями
Где вы, ушеньки мои?
Раз, два, три, четыре, пять –
Покажитесь мне опять. показывают уши
У меня пропали глазки. глаза закрывают ладонями
Где вы, глазоньки мои?
Раз, два, три, четыре, пять –
Покажитесь мне опять! убирают ладошки от
глаз.
- А теперь можно продолжить наши игры с крупой.
Игра “Найди сюрприз”
Детям предлагается найти предмет (игрушку), спрятанный в мисочке с пшеном на ощупь.
Игра “Вылови игрушку”
Детям предлагается выловить сачком (ложкой) игрушки из тазика с водой (пальчикового бассейна).
- А теперь мы опять немного отдохнем, поменяв вид деятельности.
Все выстраиваются “паровозиком” - впереди воспитатель с кошкой, за ним родители с ребенком (ребенок впереди мамы) и “едут” по группе, меняя направление, преодолевая препятствия:
- перешагивают через бревно
- идут по дорожке между кубиками
- дети пролезают в воротца, мамы им помогают
Потом “поезд” возвращается на свое место (дети и мамы рассаживаются за столы).
Игра “Вот такое тесто”
Перед мамами и детьми лежат дощечки с соленым тестом. Предлагается “испечь пирожок” - раскатать тесто скалкой, положить начинку (изюм), положить свои пирожки на общий поднос.
- Мы отдадим наши пирожки кошечке, она их испечет и покормит котят.
- А теперь можно поиграть еще с кошечкой. Киска очень любит играть с клубочками, давайте и мы поиграем.
Игра “Достань клубок”.
Дети подпрыгивают, пытаясь достать привязанный на нитке клубок.
Игра “Подуй на пушок”.
Дети дуют на привязанный к нитке “пушок”.
Игра “Стираем платочки”
Дети с мамами выполняют упражнения для пальчикового бассейна в соответствии с текстом:
Мама и дочка стирают платочки движения ладонями по дну
Вот так, вот так. вперед-назад
Мама и дочка полоскали платочки
Вот так, вот так. движения слева направо
Мама и дочка сушили платочки вверх – вниз над бассейном
Вот так, вот так.
Игра “Пальчики разбежались”
Ребенок опускает то одну, то другую руку в “бассейн”, прижимает ладонь ко дну, попеременно сдвигает и раздвигает пальцы (ладонь находится на дне “пальчикового бассейна”).
- А теперь вытрем руки. Покажите, ребятки, как вы умеете это делать. (мамы помогают детям вытереть руки салфетками). Ой, какие чистые носики! Давайте поиграем в игру “Носик”.
Упражнение “Носик”
Мамы и дети щекочут друг другу носы.
В мой курносый носик
Забралась смешинка.
Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!
Забралась смешинка.
Забралась смешинка,
Всех развеселила,
Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!
Всех развеселила.
Я смешинки не боюсь,
Я чихаю и смеюсь!
Ап – чхи!
Воспитатель выполняет это упражнение с кошкой.
Воспитатель: Ребята, кошечке очень понравилось с вами играть, она благодарит вас и за угощение для котят. Кошечка тоже приготовила для вас угощение. Она очень любит молоко, и принесла его для вас, а еще она принесла вам вкусные вафельки. Угощайтесь!
Дети полдничают в присутствии и (если нужно), с помощью мам.