Цели:
- Углубить знания о непроизносимых согласных в слове.
- Развивать умение подбирать однокоренные слова; сравнивать в них произношение и написание корня.
- Воспитывать любовь к родному городу.
Оборудование: презентация, раздаточный дидактический для учащихся.
План урока:
I. Актуализация опорных знаний
-Прочитайте слова.
(на доске) КЛАСС, МОРОЗ, СЕРДЦЕ, ГРУППА, ДОРОЖКА, СОЛНЦЕ.
-Разделите слова на группы.
- КЛАСС
- ДОРОЖКА
- СОЛНЦЕ
- ГРУППА
- МОРОЗ
- СЕРДЦЕ
-Слова 1 группы – это слова с удвоенной согласной в корне слова. Как можно проверить написание слов с удвоенной согласной?
(Эти слова нужно запомнить)
- Во 2 группу вы поместили слова с орфограммой парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Как проверить парную согласную на конце или в середине слова? (Надо подобрать проверочное слово так, чтобы после согласного звука был гласный )
-3 группа - слова с непроизносимыми согласными звуками в корне. Как же не ошибиться в написании таких слов? (Надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук стал произносимый)
-Подберите проверочные слова к словам дорожка, мороз.
-Какие слова могут быть проверочными? (однокоренные слова, в которых согласный звук произносится на конце слова, согласный звук стоит перед гласным звуком)
- Подберите проверочные слова.
- Подберите проверочные слова к словам солнце, сердце.
II. Чистописание
-Какие согласные могут быть непроизносимыми? (д, т, в, л)
1 2 3 4 | 3 2 4 1 | 1 3 4 2 | 4 3 2 1 |
д т в л | в т л д | д в л т | л в т д |
-Продолжите по заданному алгоритму.
III. Словарная работа. (Слайд 1)
- Ребята, вам всем очень нравится быть в роли исследователей и открывать что - то новое. Вот и сегодня вам, на уроке русского языка, предоставляется возможность совершить открытия. Итак, за работу.
Исследовательская работа проводится в парах.
- ГРУС..НЫЙ –
- ЧУ..СТВО –
- ПРАЗ..НИК –
- КАПУС..НЫЙ –
- ЗВЁЗ..НЫЙ –
- ЛЕС..НИЦА –
- Подберите проверочные слова и вставьте пропущенную букву.
Проверка.
- К каким словам получилось подобрать проверочное слово?
- К каким словам не удалось подобрать проверочное слово?
- ЧУВСТВО, ПРАЗДНИК, ЛЕСТНИЦА – ЭТО СЛОВАРНЫЕ СЛОВА, ИХ НУЖНО ЗАПОМНИТЬ!!! (Слайд 2)
-Орфографическое чтение слов и запись в тетрадь.
- Составьте словосочетания с новыми словами и запишите.
- весёлый праздник
- красивая лестница
- радостное чувство
IV. Работа по теме урока. (Слайд 3)
- Продолжим исследовать слова. Определите, если среди них такие, в которых при стечении согласных СТН буква Т не пишется.
- ИНТЕРЕ..НЫЙ –
- ЧЕС..НЫЙ –
- ПРЕЛЕС..НЫЙ –
- ВКУС..НЫЙ –
- МЕС..НЫЙ –
Проверка: в словах интересный, вкусный буква Т не пишется.
- Что же нужно сделать, чтобы определить, есть ли в корне непроизносимый согласный звук?
Вывод: чтобы определить, надо подобрать однокоренное слово и посмотреть, слышится ли согласный звук перед гласным или на конце слова.
V. Физкультурная минутка.
Упражнения, корректирующие осанку.
VI. Закрепление.
Упражнение 89, с. 66
- Ужасно – ужасен
- Опасно – опасен
- Чудесно – чудесен
- Прекрасно- прекрасен
- Интересно- интересен
Буквенный диктант.
Запишите числа от 1-9 на полях.
Вы внимательно слушаете слово, определяете, есть ли непроизносимый согласный звук, записываете соответствующую букву. А если нет – ставите прочерк.
ЛЕСТНИЦА, ЧЕСТНЫЙ, ЗВЁЗДНЫЙ, СОЛНЦЕ, ПРЕКРАСНЫЙ, ЧУВСТВО, ПРАЗДНИК, ВКУСНЫЙ, РАДОСТНЫЙ.
Проверка по образцу на доске (Слайд 5)
- Т
- Т
- Д
- Л
- –
- В
- Д
- –
- Т
-Поднимите руки те, кто справился без ошибок. Молодцы!
Грамматическая загадка
- Отгадайте грамматическую загадку: (Слайд 6)
КРОСС + ВОРЫ – Ы + Д = ? КРОССВОРД
Составление кроссворда.
-Вставьте пропущенные слова.
1)
Дом пылает за углом,
Сто зевак стоит кругом.
Ставит … команда,
От огня спасает дом. (лестница) (Слайд 7)
2)
Лестница- …
Бежит сама собой. (чудесница) (Слайд 8)
3)
Ёлка наряжается,
… приближается. (праздник) (Слайд 9)
4)
“…, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?” (здравствуй) (Слайд 10)
5)
А сороки – белобоки
Поскакали по полям,
“Горе! Горе! Крокодил
… в небе проглотил!” (солнце) (Слайд 11)
6)
О, если я не дойду,
Если в пути пропаду,
Что станет с ними, больными,
С моими зверями …?” (лесными) (Слайд 12)
- Какое слово получилось? (СЕРДЦЕ) (Слайд 13)
Работа над лексическим значением слова сердце.
- Что такое сердце? (Слайд 14, 16)
1) Центральный орган кровеносной системы в виде мышечного мешка.
2)(переносное значение) Важное место чего – нибудь.
Работа с фразеологизмы. (Слайд 15)
-Как вы понимаете эти выражения?
- Сердце кровью обливается. (Переживаем, очень больно за кого – то)
- Этот человек мне по сердцу. (Мне нравится этот человек)
- Скажу тебе, положа руку на сердце. ( Скажу честно, искренне)
Игра “Открой картинку” (Слайд 17)
-А сейчас, если мы все вместе, правильно вставим буквы в слова, то узнаем, где находится сердце нашей республики?
Счас..ливый |
Интерес..ный |
Звёз..ный |
Со..нце |
Радос..ный |
Чуде..ный |
Открывается фотография города Казани
- Где же находится сердце РТ? (г. Казань)
VII. Домашнее задание.
Составить 4-5 предложений о нашем городе, используя слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
VIII. Итог.
-Всегда ли в словах, в которых есть несколько согласных звуков, стоящих рядом, есть непроизносимый согласный?
- Приведите примеры.
- Какие слова с непроизносимыми согласными надо запомнить?
IX. Самооценка