Внеклассное мероприятие по технологии для 5-х классов с использованием ИКТ "Самый умный"

Разделы: Технология


Цель:

  • образовательные: обобщение и расширение знаний по разделам программы: кулинария, конструирование, моделирование, материаловедение, изготовление швейных изделий, технологии ведения дома;
  • развивающие: развитие познавательных способностей, интеллектуальных и коммуникативных навыков учащихся;
  • воспитательные: воспитание уважительного и внимательного отношения к высказываниям окружающих, работоспособности.

Материально-техническая база: компьютер, проектор, экран, таблицы для подведения итогов по каждому раунду игры (для жюри), для команд - листы с таблицами для занесения ответов и листы для игры “Дешифровщик”, секундомер, презентация игры.

Заранее каждой команде - 5-6 представителям от каждого класса - до проведения мероприятия раздается материал для самостоятельного изучения:

  • 5а – “Пасхальные яйца фирмы Фаберже”;
  • 5б – “История вышивки”;
  • 5в – “Масленица”;
  • 5г – “История создания швейной машины”;
  • 5д – “Русский народный костюм”;

По вышеперечисленным темам составлены вопросы III раунда. Также каждая команда готовит свою визитную карточку.

Ход мероприятия.

Сегодня для 5-х классов в рамках предметной недели по технологии состоится игра “Самый умный”. За звание САМЫЙ УМНЫЙ будут бороться 5а, 5б, 5в, 5г, 5д классы! И все они хотят стать обладателями титула САМЫЙ УМНЫЙ!

Визитная карточка команд…

По правилам нашей игры до финиша дойдут все команды, но какая из них окажется сильнейшей, покажут результаты I, II и III раундов. Поэтому каждой команде нужно стремиться набрать максимальное количество баллов в каждом раунде.

I раунд состоит из 14 обязательных вопросов. К каждому вопросу предлагается четыре варианта ответа, из которых один только правильный. Свои ответы вы будете фиксировать на подготовленных листах . На размышление отводится 10 секунд. Итак, все готовы?! Внимание, я объявляю I раунд и задаю вам первый вопрос (см.Презентация игры).

1. Какое растение является сырьём для производства натурального текстильного волокна:

1

пустырник

3

ромашка

2

лён-долгунец

4

трифоль

2. Процесс получения ткани из ниток путём их переплетения:

1

прядение

3

отделка

2

крашение

4

ткачество

3. Этот витамин называется витамином роста:

1

витамин А

3

витамин D

2

витамин С

4

витамин E

4. Способность материала впитывать влагу из окружающей среды – это…

1

прочность

3

драпируемость

2

 гигроскопичность

4

воздухопроницаемость

5. Как называется ткань, окрашенная в один цвет:

1

цветная

3

однотонная

2

окрашенная

4

отбеленная

6. Какой из перечисленных способов будет относиться к тепловым способам обработки овощей:

1

нарезка

3

сортировка

2

запекание

4

удаление посторонних примесей

7. Направление нитей основы можно определить по:

1

внешнему виду и яркости окраски нитей

3

структуре ткацкого переплетения

2

кромке ткани

4

степени осыпаемости нитей ткани

8. Мерка, условно обозначаемая Ст:

1

обхват талии

3

длина изделия

2

ширины спины

4

полуобхват талии

9. После пересаживания комнатные растения следует поставить:

1

на подоконник на яркое солнце

3

в теплое слегка затененное место

2

на пол в холодном и влажном помещении

4

на балкон на яркое солнце

10. Мерку Сб снимают для:

1

определения длины пояса

3

определения длины спины

2

определения длины изделия

4

определения ширины изделия

11. Чтобы смягчить стук тарелок и приборов, под скатерть рекомендуется подкладывать:

1

картон

3

клеёнку

2

тяжёлую мягкую ткань

4

тонкую бумагу

12. К диетическим яйцам относятся яйца, срок хранения которых не превышает:

1

21 сутки

3

14 суток

2

7 суток

4

10 суток

13. Из какой зерновой культуры получают перловую крупу:

1

из ячменя

3

из овса

2

из гречихи

4

из пшеницы

14. Какой из перечисленных продуктов является наилучшим источником витаминаС:

1

шиповник

3

молоко

2

макароны

4

яйца

По окончании I раунда у команд забираются листы с ответами. За каждый правильный ответ даётся один балл. Пока жюри подводит итоги первого раунда и заносит результаты в электронную таблицу (см.Презентация игры), участники играют в “Дешифровщик”, чтобы определить порядок стартования команд во II раунде. Задание для игры “Дешифровщик”:

Способ нарезки овощей:

с

о

л

о

м

к

а

Ответы заносят на лист (Приложение2).

А теперь смотрим итоговую таблицу! По количеству баллов выявился победитель I раунда – 5…класс, за ним идёт 5…класс и т.д. Напоминаю, что эти баллы несгораемые, они будут суммироваться с последующими результатами.

Борьба вступает в решающую стадию, и мы переходим ко II раунду! Итак, по результатам “Дешифровщика” первыми за звание САМЫЙ УМНЫЙ вступает 5…класс, им соответственно первым предоставляется право выбрать одну любую категорию из 10 предложенных (см.Презентация игры). Каждая ячейка содержит 10 вопросов. На обдумывание вопроса дается не более 10 секунд, за каждый правильный ответ – 1 балл.

материаловедение

конструирование

народные ремесла и промыслы

народные традиции и обычаи

моделирование

машиноведение

кулинария

русская изба и современное жилище

изготовление швейных изделий

секрет

I. МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

  1. Растение, дающее волокно хлопка. (хлопчатник)
  2. Как называется неосыпаемый сред ткани. (кромка)
  3. В каком положении должен находиться терморегулятор утюга при утюжке хлопчатобумажных тканей. (лён)
  4. Как называется материал, который изготавливается на ткацком станке путём переплетения пряжи или нитей. (ткань)
  5. Поперечная нить в ткани. (н.у.)
  6. Совокупность операций с волокнистой массой. (прядение)
  7. Придание суровой ткани красивого вида. (отделка)
  8. Волокна, получаемые химическим путём в заводских условиях. (химические)
  9. Какой запах при горении характерен для натуральных волокон растительного происхождения. (запах жженой бумаги)
  10. Какое изделие можно сшить из хлопчатобумажной ткани (фартук, …)

2. МАШИНОВЕДЕНИЕ

  1. Регулятор швейной машины, с помощью которого можно увеличить или уменьшить расстояние между проколами иглы. (регулятор длины стежка)
  2. Часть швейной машины, на которую устанавливается катушка с нитками. (стержень для катушки)
  3. Основная часть швейной машины, осуществляющая движение материала к игле. (двигатель материала или зубчатая рейка)
  4. За счет чего можно увеличить скорость прокладывания машинной строчки на машине с электроприводом. (за счет силы нажатия на педаль)
  5. Расстояние между двумя проколами иглы – это… (длина стежка)
  6. Чтобы уменьшить шум швейной машины, предотвратить износ деталей, чем обрабатывают её основные узлы. (машинным маслом)
  7. Что представляет собой ряд повторяющихся стежков. (строчку)
  8. Сколько приводов швейной машины вам известно. (3)
  9. Место соединения двух и более деталей строчкой - … (шов)
  10. Часть швейной машины, её основание - … (платформа)

3. КОНСТРУИРОВАНИЕ

  1. Направление каких нитей указывается стрелкой на выкройках швейных изделий. (н.о.)
  2. Какой буквой обозначают мерки в половинном размере. (С)
  3. Снятие, какой мерки выполняется горизонтально вокруг туловища на уровне талии. (обхват талии)
  4. Величину чего цифрами и в сантиметрах указывают на чертежах выкройки швейного изделия. (припусков на швы)
  5. Назовите одну любую деталь фартука. (нагрудник, карман…)
  6. Её используют для снятия мерок с фигуры человека. (сантиметровая лента)
  7. Инструмент, с помощью которого выполняется чертёж выкройки фартука в масштабе 1:4. (линейка закройщика)
  8. Процесс построения чертежа выкройки швейного изделия – это…(конструирование)
  9. С какой стороны фигуры человека снимают мерки. (с правой)
  10. Чертёж швейного изделия, построенный по индивидуальным меркам в натуральную величину и вырезанный из бумаги, называют…(выкройкой)

4. КУЛИНАРИЯ

  1. Как называется маленький закусочный бутерброд. (канапе)
  2. Два сложенных вмеате ломтика хлеба с маслом и колбасой. (сандвич)
  3. Что возбуждает вкусно приготовленная пища. (аппетит)
  4. Холодное блюдо из овощей. (салат)
  5. Пищевой продукт животного происхождения в скорлупе. (яйцо)
  6. Способ предварительного легкого обжаривания продукта. (пассерование)
  7. Какого вещества в процентном соотношении содержится больше всего в яйце. (воды)
  8. Группа овощей, к которой относится картофель. (клубнеплоды)
  9. Набор столовой или чайной посуды, рассчитанный на определенное количество человек. (сервиз)
  10. Накрахмаленные предметы сервировки стола. (салфетки)

5. НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ

  1. Название ниток, используемых в вышивании. (мулине)
  2. Приспособление для поддержания ткани в натянутом виде и предотвращения стягивания вышитого узора. (пяльцы)
  3. Производство различных изделий из природной глины. (керамика)
  4. Чередование элементов или группы элементов, узоров – это (орнамент)
  5. Название вышивки нитками по выдернутому полотну ткани с полотняным переплетением. (мережка)
  6. Где народные мастера закаляют вылепленные из глины игрушки. (в печи)
  7. Самый распространенный шов по канве. (крест)
  8. Узор, рисунок, выполненный по ткани нитками с помощью иголки. (вышивка)
  9. Самая известная вышивка, имитирующая кружево. (ришилье)
  10. Работа, исполняемая узелками и плетением ниток, шнура или веревок. (макраме)

6. РУССКАЯ ИЗБА И СОВРЕМЕННОЕ ЖИЛИЩЕ

  1. Керамический материал для отделки стен кухни (у плиты и мойки). (плитка)
  2. Сначала пользовались тяжелым камнем, позднее сделали чугунным с углями внутри, ещё позднее сделали электрическим. Что это за приспособление. (утюг)
  3. Шкаф для хранения продуктов. (холодильник)
  4. Основной элемент интерьера русской избы. ( печка)
  5. Занавеси на окнах из непросвечивающихся тканей. (шторы)
  6. Место, где человек отдыхает, живет. (дом)
  7. Назовите одно любое кухонное оборудование. (приборы, мебель)
  8. Что, в переводе с французского, означает интерьер. (внутренний)
  9. Помещение, которое используется для хранения и обработки продуктов, приготовления и приема пищи. (кухня)
  10. Они хорошо вписываются в интерьер жилых помещений, поднимают настроение, оживляют убранство. (цветы)

7. НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ

  1. Специальные песни праздника Рождества с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. (колядки)
  2. Название печенья в виде птичек, которое делали на Благовещенье. (жаворонки)
  3. Традиционное блюдо русской кухни, которое освещали на Пасху. (кулич)
  4. Сколько дней празднуется Масленица. (семь)
  5. Что олицетворяет собой масленичный блин. (солнце)
  6. Второе название праздника Масленицы. (сырная неделя)
  7. Чем по обычаю на Троицу украшали дома и храмы. (ветвями березы)
  8. Это особое творожное блюдо готовили только один раз в году на Пасху. (пасха)Натуральный краситель для пасхальных яиц. (луковая шелуха)
  9. Традиционный центр народного искусства по изготовлению кружева. (Вологда)

8. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ

  1. Лицевую сторону от изнаночной можно определить по … (яркости рисунка,…)
  2. Инструмент, необходимый при раскрое изделия. (ножницы)
  3. Запас ткани на выполнение машинных швов. (припуск)
  4. Уточнение посадки изделия по фигуре. (примерка)
  5. Дефект ткани. (непрокрас,…)
  6. Наиболее подходящей для изготовления фартука является ткань … (хлопчатобумажная)
  7. Чтобы изделие получилось аккуратным и его детали приобрели желаемую форму и вид, при пошиве проводят обработку с помощью утюга. Дайте название этой обработки. (ВТО)
  8. Застежка-молния в женской одежде вшивается с какой стороны. (с левой)
  9. Как называются стежки, которые прокладываются в качестве контрольных линий на деталях кроя. (копировальные)
  10. Временное соединение деталей кроя. (сметывание)

9. МОДЕЛИРОВАНИЕ

  1. Назовите любое швейное изделие плечевой группы.(блузка, …)
  2. Процесс создания различных фасонов швейного изделия на основе базовой выкройки. (моделирование)
  3. Для отделки швейного изделия используют вспомогательные материалы - пуговицы, тесьму. Дайте название этим материалам. (фурнитура)
  4. Известный российский модельер. (Юдашкин, …)
  5. Вид рукоделия, который применяют при отделке швейного изделия. (вышивка, аппликация..)
  6. К какому стилю одежды относятся вещи, которые мало подвержены капризам моды (классический)
  7. Разновидность платья, но без рукавов, иногда на бретелях, обычно без воротника. (сарафан)
  8. Совокупность предметов, дополняющих костюм. (аксессуары)
  9. Женская одежда, покрывающая верхнюю часть туловища. (блузка)
  10. Женская одежда, состоящая из лифа и юбки, объединенных в одно целое. (платье)

10. СЕКРЕТ ( Гигиена. Косметика )

  1. Самая выразительная часть лица. (глаза)
  2. Она защищает тело от механических повреждений, от бактерий, регулирует температуру тела человека. (кожа)
  3. Он регенерирует защитный слой кожи, делает её более мягкой и гладкой. (крем)
  4. После теплой ножной ванны твердую кожу и мозоли на ногах обрабатывают … (пемзой)
  5. Назовите один тип кожи. (сухая,…)
  6. Их нужно мыть не только перед едой, но и по мере их загрязнения. (руки)
  7. Специалист, который осуществляет лечение кожи, лица, шеи, волос. (врач-косметолог)
  8. Самое распространённое природное очищающее средство. (вода)
  9. Средство, которое усиливает очищающее действие воды. (мыло)
  10. С их помощью можно изменить внешность. (волосы)

Жюри подводят итоги II раунда. Чтобы определить порядок стартования в III раунде, командам предстоит сыграть в “Дешифровщик”. Задание: если лук от семи недуг, то этот овощ – от 99 болезней:

ч

е

с

н

о

к

И вновь смотрим итоговую таблицу! По количеству баллов выявился победитель II раунда – 5…класс, за ним идёт 5…класс и т.д. Игра выходит на финишную прямую, и в следующем раунде определится САМЫЙ УМНЫЙ! Внимание! Я объявляю III раунд!

Итак, по результатам “Дешифровщика” первыми будут отвечать на вопросы 5…класс, вторыми-…, третьими -…, четвертыми -…, пятыми-…

Условия игры III раунда: запомнить каждой команде расположение своих ячеек. Цвета ячеек будут соответствовать цветам столиков, за которыми вы сидите: 5а – синий, 5б – фиолетовый, 5в – зеленый, 5г – желтый, 5д – красный. Если правильно отвечаете на свой вопрос – получаете 2 балла; правильно отвечаете на вопрос соперника – 3 балла; открываете ячейку, окрашенную в белый цвет с категорией знаний “Общие вопросы”, и отвечаете правильно – 1 балл. В каждой специальной теме три вопроса, на обдумывание отводится 10 секунд. А теперь я слушаю, какую кто тему подготовил… Знаете ли вы темы соперников? Внимание! По моей команде на 2 секунды откроется табло, ваша задача - запомнить расположение своих ячеек. Я открываю табло!(см. Презентация игры). Ответы:

1 ячейка - модель крейсера;

2 ячейка – понедельник – встреча, вторник – заигрыш, среда – лакомка, четверг – разгуляй, пятница – тещины вечера, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – прощеный день;

3 ячейка – вышивка, кружевоплетение и т.п.;

4 ячейка – праздничная, свадебная, будничная, траурная;

5 ячейка – Леонардо да Винчи;

6 ячейка – растительный, животный, геометрический;

7 ячейка – Исаак Зингер;

8 ячейка – ткачество, вышивка;

9 ячейка - ключик, приводящий в движение механизм поезда

10 ячейка – сервировка;

11 ячейка – 10 яиц;

12 ячейка – “хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить”;

13 ячейка – золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами;

14 ячейка – творчество;

15 ячейка – Подольский механический завод;

16 ячейка – воскресенье;

17 ячейка – приданое;

18 ячейка – сарафан - в северных областях, в южных – юбка.

И вновь смотрим итоговую таблицу! В таблице представлены результаты III раунда и окончательный итог. Таким образом, в честной борьбе первыми становятся – 5…класс! Второе место у 5…класса, третье - …класса! Анализ работы команд.