Урок музыки в 3-м классе по теме "Типы музыки: песенность, танцевальность, маршевость"

Разделы: Музыка


Тема урока: «Типы музыки: песенность, танцевальность, маршевость» (Итоговое занятие)

Цели и задачи урока: расширить и углубить знания по теме «Песенность, танцевальность, маршевость.

  1. Через игру повышать интерес у детей к музыке.
  2. Развивать музыкальную память, внимание, мелодический и динамический слух, чувство ритма. Передавать в игре на ложках и шумовых инструментах  контрастные изменения  в звучании  аккомпанемента.
  3. Развивать  музыкально-ритмические  движения.
  4. Прививать  любовь  к  народной  и  классической  музыке.
  5. В вокальной  работе  добиваться  певучести  в  песнях.

Методы: наглядно – слуховой, метод музыкального обобщения, метод передача информации с помощью практической деятельности, передача словесно – слуховой информации, метод анализа, метод  возвращение к пройденному и забегание вперед, метод стимулирования и мотивации.

Приемы: создания проблемной ситуации, иллюстрация, дидактическая игра, трудовая деятельность, выполнение творческих заданий, индивидуальный, групповой.

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Мультимедиа
  3. Эран
  4. Презентация
  5. Звукозаписи, аудиокассеты башкирской музыки
  6. Пластилин.
  7. Полоски бумаги, геометрические фигуры, кисточки, клейстер
  8. .Музыкально – шумовые инструменты

Музыкальный материал: Н. А. Римский – Корсаков   фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане»;  р.н.п. «Ах, ты береза»; р.н.п. «Со вьюном я хожу»; р.н.п. «Во саду ли, в огороде»; Х. Ахметов «Утро Урала»; Ф. Яруллин балет «Шурале»; муз. Е. Птчкина, сл. М. Пляцковского «Сказки гуляют по свету».                                                                                                                               

Тип урока: комбинированный 

Ход урока

 Дети  входят в зал  под музыку  и  встают у своих  мест.     

I. Организационный этап. Музыкальное приветствие с учениками и гостями.

II. Этап всесторонней проверки знаний.

Учитель.Какие жанры музыки вы знаете? Какие типы музыки эти жанры образуют?

Учитель. И тема нашего урока «Типы музыки: песенность, танцевальность, маршевость».  Слайд  1

III. Этап подготовки учащихся к активному усвоению  материала.

Учитель.Это что за конверт здесь лежит? Здесь что-то написано? (читает)

Сегодня, ребята, у вас будет необычный урок. Вы попадете за тридевять земель, в тридевятом  царстве,  в тридесятом  государстве. А для этого вы должны отгадать загадку, конверт откроется.

Учитель.И так, внимание! (звучит рус.нар.мелодия «Ах, ты береза»).Слайд  2

Три девицы под окном
Пряли  поздно вечерком 

1 девица:   

Кабы я была царица, -
Говорит одна девица        
То на весь крещенный мир
Приготовила б я пир!

2 девица:   

Кабы я была царица, -
Говорит  ее сестрица
То на весь  бы мир одна
Наткала б я полотна!

3 девица:   

Кабы я была царица, 
Третья  молвила девица
Я б для батюшки – царя
Родила богатыря.

Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,  
Стороны той государь.

Учитель.Вы узнали, какая сказка начинается такими словами? (ответ детей). Правильно – это «Сказка о царе Салтане» и написал великий поэт А.С. Пушкин Слайд  2,4

IV. Этап углубление усвоенных понятий.

Учитель. А композитору Н.А. Римскому - Корсакову эта сказка очень понравилась, и он решил написать к ней музыку, и получилась прекрасная опера. Слайд  5
Сейчас мы послушаем ее.

Звучит фрагмент «Белка»

Учитель. Вы услышали музыкальный отрывок, как вы думаете, что должно появиться, слушая эту музыку? (ответ детей). Правильно, композитор своей музыкой «нарисовал» образ белки. Слайд  6

Музыка  какая  по характеру? (ответ детей) сказочная, веселая.
Какой тип музыки здесь звучит? (песенно - танцевальный).
Какой тип музыки присутствует еще в этом фрагменте? (маршевый)
А почему композитор ввел здесь маршевость?
Какие интонации создают образ стражников? (суровые, грозные)

Еще раз звучит отрывок, на фоне прочитать

Мы объехали весь свет
За морем житье не худо,
В свете вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С  златоглавыми церквами,
С теремами, да садами,
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый  изумруд,
Слуги белку стерегут.

Учитель. Вот чудо так чудо, хоть бы одним  глазком посмотреть. Давайте для  белочки  слепим угощение, может быть она появиться?

Дети под музыку лепят орешки из пластилина и кладут на тарелку. Появляется белка-девочка.

Белка. Ой, сколько орешков! Да какие они все красивые! Да, белочка, ребята постарались, приготовили  тебе угощение.
Белка. Я вижу, что руки у ваших ребят умелые. Красны  девицы, добры молодцы, а  в вашем царстве – государстве  бывают празднества? (ответ детей) А как вы веселитесь, какие песни поете, какие пляски пляшите? А умеете  ли вы играть на музыкальных  инструментах?

Учитель. Конечно, белочка, да ты и сама  послушай. 
Исполняется р.н.п «Во саду ли, в огороде» пение песни с ложками.

Учитель.Белочка, тебе понравилась наша песня и игра на инструментах? Белочка отвечает, затем благодарит ребят и уходит. Дети садятся на места.
Учитель.Сейчас послушаем следующий музыкальный отрывок (звучит фрагмент «Царевна – Лебедь») Слайд  7
Учитель.

- Какой тип   музыки в этом фрагменте? (ответ детей).
- Что изображает музыка?
- Какие интонации здесь мы слышим?
- Какой образ вы можете представить, слушая эту музыку?

Послушаем еще раз (на фоне прочитать отрывок)

За морем царевна есть
Что не можно глаз отвесть,
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава
Выступает будто пава,
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво!

Выходит Царевна-Лебедь.

Царевна-Лебедь: Здравствуйте, ребята! Рада побывать  у вас  в гостях, посмотреть, как  вы живете, как веселитесь, какие наряды носите?

Вы знаете, наши красны девицы  и  добры молодцы,  украшения  делали своими руками. Девушки – кокошники мастерили, а юноши – ковали  богатырские пояса. А вы сможете сделать их?

Дети выполняют аппликацию девочки - ленты на голову, мальчики -  богатырские пояса. По окончанию надевают на себя.

Царевна-Лебедь. Вы знаете, ребята, что раньше на Руси  красны девицы хороводы  водили да песни  распевали.

Дети заводят хоровод и исполняют русскую нар. песню «Со вьюном я хожу» вместе с Царевной – Лебедь.

Учитель.Спасибо Царевна – Лебедь. Девочки запомнят твой хоровод. А сейчас внимание, вернемся к нашей  музыке.

Звучит музыкальный фрагмент «Тридцать три богатыря» и читается  отрывок) Слайд  8

В свете есть такое диво:
Море вздуется бурливо
Закипит, поднимет вой
Хлынет на берег крутой,
Разольется в шумном беге-
И очутятся  на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы  удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор
Это диво, так уж диво,
Можно молвить справедливо!

Учитель.

Какой тип музыки звучит в этом фрагменте? (ответ детей)
Какими средствами выразительности изображены богатыри?

Под музыку вбегает Шурале.

Шурале. Здравствуйте, мальчишки и девчонки.  Меня зовут Шурале. Я самый сильный, ловкий.  А у вас есть такие мальчишки?

Учитель.У  нас все мальчики  очень сильные и  ловкие. (Проводится башкирская игра «Шурале» . Звучит плясовая из балета  Ф. Яруллина «Шурале»)

V. Этап закрепления основных понятий.

Учитель.

Молодцы, ребята, узнали все музыкальные  загадки,  и  нашли к ним  соответствующие картинки,  но для вас есть еще одно испытание: запомнили ли вы музыку? Сейчас проверим! А Царевна – Лебедь  посмотрит, правильно ли вы  запомнили музыку.

Проводится музыкально-дидактическая игра «Три чуда» Дети поднимают карточки с определенным цветом с изображением орешек, корона, богатырский шлем в соответствии с мелодией.)

Царевна-Лебедь. Ну, вот и мне уже пора возвращаться  в сказку. Но как же это сделать?

Учитель.Не  волнуйся, в этом  нам поможет музыка.   Слайд  9

(звучит фрагмент «Море». Царевна-Лебедь  исчезает  за ширму и появляется на ширме игрушка – лебедь, которая плывет и исчезает).

Учитель.А сейчас на таблице мы увидим, правильно ли вы определили музыкальные  фрагменты (высвечивается таблица на экране)

Учитель.Ребята, смотрите, некоторые слова в таблице исчезли, это, наверно, их смыло волной, когда уплывала лебедь. Давайте заполним нашу таблицу. Каждая группа посовещается и даст правильный ответ (ребята совещаются в группах и заполняется таблица).

VI. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель.

- Вам, ребята, понравилась эта опера?
- Кто написал ее?
- А какой  музыкальный фрагмент  вам больше понравился? 
- Какие типы музыки звучали в этих фрагментах?

Учитель.И мне было очень интересно и приятно вместе с вами еще раз вспомнить прекрасную  сказку  А.С. Пушкина  и познакомить вас с замечательной музыкой  Н.А. Римского-Корсакова  написанной  к ней.
Закончим урок песней «Сказки гуляют по свету»

VII. Домашнее задание. Нарисовать понравившийся вам фрагмент. Слайд  10