Тема урока: «Путешествие капельки»
Цель:
- повторить известные учащимся свойства воды, попытаться удивить детей «очевидностью» ещё одного замечательного свойства воды, которое они не замечали: вода в природе одновременно может находиться в трёх состояниях - жидком, твёрдом и газообразном;
- сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое);
- развивать любознательность, умение анализировать обобщать полученные знания;
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, звуки воды (запись), учебник, рабочая тетрадь учащегося, презентация
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
- Вам тепло? (Да.)
- Вам светло? (Да.)
- Прозвенел звонок? (Да.)
- Уже закончился урок? (Нет.)
- Хотите учиться? (Да.)
- Можете садиться.
2. Сообщение темы урока.
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я,
Кто я такая? (Слайд1,Музыка со звуками воды)
- Как вы догадались, мы будем говорить сегодня на уроке о воде, узнаем о том, как вода умеет путешествовать. А поможет нам Капелька воды. В одном из мультфильмов вы видели капельку воды. Как звали капельку? (Капитошка)
3. Новый материал.
- Давайте вспомним, что мы знаем о воде, какая она?
- Почему про воду говорят, что она «вездесущая»?
- Найдите воду, где она спряталась в нашем классе? (Слайд 2)
- Налейте воду в стакан, попробуйте, понюхайте. Что вы заметили?
- Положите в стакан с водой ложку. Через стакан можно её увидеть? Какое свойство помогло вам в этом?
- Сравните воду с полоской белого, синего, желтого цвета. Что можно сказать: вода…
- Перелейте воду в банку, из банки в стакан. Что за свойство?
- Вы налили чай, положили сахар, размешали его. Теперь чай сладкий. Благодаря какому свойству?
Свойства воды |
без вкуса без запаха прозрачность бесцветность текучесть растворитель испаряемость |
---|
- Кто знает, в каком состоянии бывает вода? Рассмотрите рисунок, и расскажите, когда вода бывает в таком состоянии. (Слайд 3)
Состояния воды Жидкое
Твёрдое
Газообразное
- Давайте посмотрим, как наши Капитошки путешествуют (чтение рассказа о путешествии капельки в учебнике и рассматривание на слайдах 4 - 7).
Путешествие капельки
В маленьком родничке, что спрятался среди кустов ивы, родилась капелька. Да, да, обыкновенная прозрачная капелька воды. Откуда взялась капелька, она сама не знала. Может быть, вместе с другими упала с неба или приплыла из подземного ручейка. Сейчас она с интересом знакомилась с окружающей природой, слушала журчание своего родного родничка, пение птиц, кваканье лягушек и мечтала… о путешествии. А для этого ей нужно было обязательно попасть в ручеёк, который вытекал из родничка. Помог ей лягушонок, на своих лапках он перенёс капельку и других её подружек в ручеёк.
- Счастливого пути! – пожелал лягушонок капелькам. Ручеёк бежал быстро и очень скоро влился в небольшую речку. Капельки играли, переливались на солнце, катались на речной волне. Всем было очень весело. Наступили жаркие дни. То одна капелька, то другая от жары изменялась, превращалась в малюсенькое облачко и, испаряясь, поднималась к небу. Настала очередь и нашей капельки. Сначала на небе она была одна, но потом к ней присоединились другие капельки, и облачко поплыло над лесами и полями, городами и сёлами. И всё новые и новые капельки присоединялись к этому облаку, а оно соединялось с другими, превращаясь в огромную тучу. Наконец туча стала такой большой и тяжёлой, что хлынул дождь! Наша капелька попала на землю, вместе с другими просочилась, она очистилась, стала прозрачной, похожей на маленький хрусталик. Теперь она снова жила в родничке и готовилась к новому путешествию.
1. Чтение пословицы. Объяснение её смысла
Капля воды дороже золота
- Почему так говорят? (Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды)
- Первое из природных богатств, с которым встречается человек – это вода. Она становится неразлучным спутником человека на всю жизнь, с момента его появления на свет до последнего дня. Человек как-нибудь обойдётся без золота, алмазов, но без воды он не сможет жить.
- Зачем же вода так нужна человеку? (Пить, умываться, купаться, готовить еду).
4. Физминутка.
Солнце. Жарко. Стало тише.
Пар стремиться выше – выше.
Воздух тучи охлаждает
И осадки выпадают.
И к земле стремятся ближе:
Ниже, ниже, ниже, ниже.
5. Закрепление полученных знаний.
- Летом всё понятно: испарение, осадки, вновь испарение…, а зимой дождей нет, значит, и круговорота воды нет?
- Давайте подумаем, есть ли круговорот воды зимой? (да, нет)
- Может ли вода испаряться при низких температурах? (нет)
- Для чего хозяйки вывешивают выстиранное бельё на улицу? (сушить)
- Высыхает ли бельё на улице? (да)
- Значит, вода испаряется в мороз? (да) В природе в газообразное состояние вода может переходить не только из жидкого, но и из твёрдого: из снега и льда.
- Зимой в виде чего возвращается вода на землю? (в виде снега)
- А снег это вода? (да)
Значит, круговорот воды бесконечен.
6. Работа в тетрадях.
1) Отметьте свойства воды
2) Напишите, какие бывают водоёмы.
3) Закончите высказывание. Вода может находиться в трёх состояниях:________________
4) Соедини рисунки и подписи к ним.
7. Итог урока. (Слайд 8)
- В каких трёх состояниях находится вода в природе? (жидком, твёрдом и газообразным)
- Как происходит круговорот воды в природе?
- В виде чего бывает вода?( пар, роса, дождь, снег, иней, лёд, град, туман)
8. Домашнее задание.
В тетради выполнить рисунок-схему «Как капелька путешествовала», напишите пословицы о воде.