Пояснительная записка
Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Пластичность природного механизма усвоения языка детьми раннего возраста, имитационные способности, природная любознательность и потребность в познании нового, отсутствие «застывшей» системы ценностей и установок, а также так называемого «языкового барьера» способствуют эффективному решению задач, стоящих перед предметом «Английский язык» и перед начальным образованием в целом.
В процессе овладения учащимися новым средством общения у них формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности, а также личностные качества: общечеловеческие ценностные ориентации, интересы, воля и другие. Кроме того, приобщение младшего школьника с помощью иностранного языка к иной культуре позволяет осознать себя как личность, принадлежащую к определенной социокультурной общности людей, с одной стороны, а с другой – воспитывает в нем уважение и толерантность к другому образу жизни.
По программе обучение иностранному языку начинается со 2-го класса. К этому времени у многих детей есть определенный багаж знаний и умений по английскому языку, который они получили в детском саду, на занятиях в подготовительной школе и в первом классе по желанию родителей на платной основе. Но не у всех родителей есть такие возможности. Также способности учащихся к изучению иностранного языка неодинаковые, различны их увлечения и прилежание.
Возникает проблема с которой сталкивается каждый учитель иностранного языка, который начинает работать во вторых классах. В группе есть дети, которые не изучали английский язык и дети, которые уже умеют читать на английском языке. Вследствие этого при выполнении упражнений у отдельных учеников возникали различные трудности: одним мешало выполнить упражнение недостаточный запас слов, другим сложности в грамматических структурах, третьи откровенно скучали так как уже знали материал. Поэтому возникла необходимость организовать дифференцированную помощь учащимся, чтобы максимально эффективно выполнить программу с учетом возможностей сильных и слабых учащихся.
Содержание и формы дифференцированной помощи зависят от характера упражнений.
Так, перед выполнением тренировочных упражнений с заданиями: вставить слова, дополнить или расширить предложение и тому подобное на доске выписываю слова значение которых могло быть забыто учащимися. С помощью перевода и наглядности они вспоминают их.
Грамматические трудности снимаю с помощью таблиц и схем, которые находятся перед глазами учащихся и меняются по мере необходимости. Так же использую в работе памятки, которые помогают учащимся последовательно и правильно выполнять задания.
При выполнении речевых упражнений (составить рассказ, диалог) сильные учащиеся получают индивидуальные творческие задания, а для остальных даю план, ключевые слова, образец высказывания. Многие виды работ, в особенности грамматические задания, предлагаю учащимся в виде тестовых заданий различной сложности в зависимости от уровня учащихся.
На начальном этапе обучения письму использую тексты в которые учащиеся вписывают букву, слово или словосочетание. Такие задания часто выполняются в виде соревнований между командами.
Почти на каждом уроке стараюсь включить игровой или соревновательный момент, чтобы поддержать интерес учащихся к уроку и предмету в целом.
В конце учебного года во всех вторых классах прошла единая тестовая грамматическая работа, которая показала , что учащиеся хорошо усвоили материал первого года обучения и уровень их знаний значительно выровнялся в сравнении с началом учебного года.