Реализация профориентационной деятельности педагога-психолога во внеурочной деятельности

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Даже хорошо организованная профориентационная деятельность в процессе проведения основных наук не обеспечивает систематического и полного ознакомления учащихся с различными профессиями, т.к. в рамках школы не охватывает всех сфер производственной деятельности. Путь преодоления этих недостатков в организации, прежде всего внеклассной и внешкольной работы, которая должна служить своеобразным продолжением учебных занятий и выполнять свои задачи в формировании профессиональных интересов старших школьников.

Внеклассная и внешкольная работа сегодня представляет собой выполнение заказа индивидуальных интересов старшеклассников и решение обязательных вопросов, направленных на формирование личностных качеств, таких как идейное, политическое, трудовое, все они вместе могут быть дополнены ранней профинформацией. Результат будет виден именно там, где это связанно с профинтересом.

Наиболее распространенной формой воспитательного мероприятия является беседа. Беседа – это живое обсуждение волнующих вопросов жизни детского коллектива. Многообразно содержание бесед: здесь раскрывается значение общественного труда, сообщаются сведения о профессиях людей в различных сферах производства, о разных предприятиях и разнообразии профессий, о выпускаемой продукции. Отличительная черта бесед в старших классах это их обобщенность.
Воспитательную эффективность повышают игровые моменты, инсценировки, сюжетные ситуации – выбор самостоятельных решений и поступков.

Трудовые дела и занятия старших школьников во внеурочное время проводятся в разных организационных формах - индивидуальных, групповых и массовых.

Индивидуальная беседа – самый простой способ и достаточно распространенный вид беседы, носящий характер интегрирования, т.е. человек, ведущий беседу, должен иметь перечень достаточно конкретных вопросов. Данная беседа проводится один на один с учащимся и не предполагает заранее заготовленных ответов.

Беседы по наблюдениям носят свободный характер, старшеклассники делятся своими впечатлениями, задают вопросы о том, что они увидели, узнали, рассказывают о том, что им понравилось.
Существуют и другие формы индивидуальных занятий: моделирование, конструирование, коллекционирование, а также выращивание растений и животных, самостоятельные занятия аппликацией, вышиванием, чтением, рисованием и т.д.

Групповые формы занятий объединяют детей по интересам, имеют постоянный состав учащихся, план проведения занятий на месяц, четверть или полугодие. Такими формами являются кружки, самостоятельно действующие «мастерские», «ателье», а также временные объединения учащихся для современной работы - отряды патрулей, «друзей природы» и т.д.

Массовые формы проведения внеклассной работы со старшими школьниками - это праздники, вечера, фестивали, экскурсии, походы, встречи, выставки, смотры, игры-путешествия, конкурсы и викторины, матчи, турниры и т.д.
Таким образом, внешкольная и внеклассная деятельность учащихся старших классов гармонизирует целостность процесса формирования личности, высвечивает и оттачивает грани индивидуальности. Она органически связана прямой и обратной связью со всеми основными видами учебно-воспитательной работы и выполняет следующие задачи:

1. Образовательные.

Расширение общего кругозора учащихся и углубление знаний посредством интересующей их деятельности, обобщения, анализа и оценки свободно приобретаемой научной, художественной информации, формирование у старшеклассников умений и навыков творчества в области науки, техники, искусства. Осуществление профориентации.

2. Воспитательные.

Формирование яркой индивидуальности, активной творческой направленности личности, умение творчески подходить к решению любой задачи.

3. Развивающие.

Обеспечение условий и простора для проявления индивидуальных способностей и дарований учащихся; всех психических процессов, особенно воображения, нешаблонности мышления. Итак, современное просвещение старших школьников рассматривается как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. Оно имеет только ему присущую специфику во внеучебном процессе, может быть наполнено различными формами, методами, приемами, средствами.
Внеучебная деятельность с учетом возможностей своего содержания и эмоционального потенциала, методов проведения может и должна быть использована в целях формирования профессиональных интересов старшеклассников, приобщения их к труду, к выбору будущей профессии. Подготовка учащихся к выбору профессии во внеучебной деятельности предполагает овладение суммой политехнических знаний, формирование практических умений и навыков, необходимых для овладения будущей профессией, приобщение учащихся к трудовой деятельностью человека через содержание прикладных задач и практических работ.

Говоря о внеучебной деятельности, не стоит забывать о взаимодействии школы с семьей и общественными организациями в профориентационных целях.
Определенный опыт взаимодействия с семьей подростка накоплен в работе обычных учителей и классных руководителей, когда организуется взаимодействие с родителями по вопросам школьной успеваемости и поведения их детей. Но реальность такова, что родителей подростков все большие и больше начинает волновать будущее их детей, связанное с выбором профессии и места дальнейшего (уже профессионального) образования. Поэтому оснований для укрепления взаимодействия психолога (или педагога) с семьей старшеклассников по вопросам формирования профессионального интереса и профессионального самоопределения появляется вполне достаточно.

Сразу важно обозначить, что вообще понимается под взаимодействием. Это не просто общие разговоры, а реальное решение конкретных задач. Взаимодействие предполагает:

1) общее понимание цели профориентации применительно к данному подростку;
2) совместное выделение конкретных задач, решение которых и обеспечивает достижение намеченной цели (лучше эти задачи выписать перечнем и обсудить с родителями);
3) распределение этих задач между педагогами, классными руководителями, психологами и самими родителями (естественно, важно учесть при этом реальные возможности тех, кто возьмется за выполнение данных задач);
4) постоянный взаимоконтроль за выполнением намеченных задач и своевременная корректировка задач и их исполнителей, если ответственные за их выполнение демонстрируют пассивность или непонимание.

Лучше, если такой план совместной работы будет не просто «проговорен», но и представлен в напечатанном виде.
В самом общем плане можно выделить следующие основные направления работы с семьями самоопределяющихся подростков (эти направления как раз и могут стать основой плана совместной работы с родителями).

1. Обсуждение возможных перспектив профессионального самоопределения школьников на родительских собраниях. На таких собраниях можно обсуждать общие вопросы, связанные с выбором вариантов предпрофильной и профильной подготовки в школе, дополнительных занятий по подготовке в вузы (на базе школы или в других местах), информировать родителей о той профориентационной работе, которая ведется в данной школе и в данном классе. Важным условием организации взаимодействия с родителями является совместное составление планов и мероприятий по профориентации. Для этого лучше заранее подготовить план профориентационной работы и обсудить его, дополнив новыми предложениями. И уже на других собраниях заслушивать отчеты по выполнению конкретных пунктов такого плана. Причем заслушивать не только педагогов психологов, но и тех родителей, которые возьмутся за выполнение отдельных пунктов плана.

2. Организация родительских лекториев по вопросам профориентации. Проводить занятия с родителями могут не только специалисты данной школы, но и приглашенные психологи из Центров профориентации, Центров занятости, из психолого-педагогических вузов, которые профессионально занимаются данными вопросами.

3. Организация диспутов и дискуссий по вопросам профессионального и личностного самоопределения с приглашением учащихся, родителей, преподавателей вузов и колледжей, по возможности, и представителей близлежащих организаций. Для этого желательно обозначить конкретную проблему, связанную с профессиональным самоопределением, подготовить основных докладчиков (например, из числа, учащихся или родителей) и организовать саму дискуссию.

4. Индивидуальные беседы и профконсультации. Это могут быть консультации самих родителей, а также совместные консультации с присутствием родителей и их детей. В последнем случае психолог-консультант должен быть уверен, что между родителями и школьником существует взаимоуважение и некоторое взаимопонимание.

5. Иногда рекомендуется поддерживать определенные контакты с семьей для получения оперативной информации о сложных подростках. Например, с помощью телефонных разговоров, а иногда – и через посещение семьи подростка, хотя сейчас опыт такого взаимодействия во многом утрачен, но он представляется достаточно перспективным.

Когда речь идет о взаимодействии с семьей самоопределяющегося подростка, то это не должно ограничиваться общением только с его родителями. Важными членами семьи, значимыми для конкретных старшеклассников, могут быть бабушки и дедушки, старшие братья и сестры и другие члены семьи.

Чтобы лучше понять особенности взаимодействия педагогов-психологов с теми или иными специалистами, следует воспользоваться известным принципом: надо всегда ставить себя на место того человека, с которым организуется взаимодействие. Ниже представлены обобщенные советы-рекомендации по организации взаимодействия с разными группами специалистов, с которыми реально приходиться общаться профконсультанту.

1. Особенности взаимодействия с администрацией. Главное, чего боится «нормальный администратор», это того, что вы не знаете своей работы, не знаете, чем заняться в подчиненной ему школе, т.е. можете внести момент дезорганизации в общую работу. И тогда администратору придется искать вам работу, хотя у него и так много своих дел в школе. Но поскольку многие администраторы плохо представляют себе, чем должен заниматься психолог в школе, то психологу рекомендуется:

1) взять инициативу в свои руки, показать, что вы и сами знаете, как работать:

- для первой встречи с директором подготовить план работы;
- постоянно выступать с какими-то идеями сверх своего плана (чтобы не вы шарахались от директора в коридоре, а он от вас...);

2) соблюдать субординацию (особенно в присутствии коллег-педагогов и учащихся);

3) идти на встречу отдельным просьбам и даже выручать администрацию (например, выручать завуча, который буквально перед уроком просит, чтобы вы подменили какого-то учителя). Естественно, при этом не позволять садиться себе на шею.

2.Особенности взаимодействия с педагогами. Главное, чего опасается коллега-педагог, это то, что вы заденете их самолюбие. Особенно, если вы еще достаточно молоды и неопытны, но уже изображаете из себя настоящего психолога, тогда как они, педагоги, «не хуже вас разбираются в детской психике», только научились всему этому «не в университетах, а в реальном классе» (и в чем-то ведь они правы). Рекомендуется:

1) показать коллегам-педагогам, что вы не собираетесь ущемлять их самолюбие:

- почаще обращаться за советом (особенно к классным руководителям), даже когда особо и не нуждаетесь в таких советах;
- предлагать провести им самим несложные (например, некоторые игровые) методики;
- не выставлять свои знания напоказ, не «выпендриваться» (не давить на учителей своими специфическими знаниями и непонятной терминологией -любимая игра начинающих психологов и некоторых эстетствующих студентов).

2) провести методический семинар и показать на нем некоторые несложные методики (показать, что вы умеете работать, а не просто красиво болтать языком).

3) стремиться организовать сотрудничество, т.е. попробовать передать педагогу часть своих функций (но сначала заинтересовать и заинтриговать некоторыми несложными и интересными методиками).

3.Взаимодействие профконсультанта с коллегами-психологами. Их главное опасение, что вы окажетесь более подготовленными, что дети будут любить вас больше их, и вообще, что окажетесь «лучше», чем они (известно, что многие психологи очень самолюбивы). Рекомендуется:

1) не спешить, так как иногда для настоящего сотрудничества требуется время.
2) если психолог уже ведет в школе какие-то работы - не отнимать их у него даже тогда, когда он делает это хуже вас (иначе с его стороны, скорее всего, будет обида).
3) лучше четко разделить свои функции и оформить это документально (в планах работы).
4) сразу не делать совместных мероприятий («соавторы» часто ругаются из-за мелочей).
5) постепенно (если отношения станут взаимоуважительными) можно пробовать и совместные дела и обмен своими функциями, а также все, что угодно.
6) очень важно - не выяснять отношения в присутствии педколлектива (иначе коллеги-педагоги с удовольствием будут наблюдать за тем, какие психологи склочные, как они сами «даже общаться не умеют»...).

4.Организация взаимодействия с коллегами из других организаций. Специфической особенностью управления школьной профориентацией является то, что профориентационные воздействия на учащихся осуществляются систематически на протяжении всех лет обучения: с I по X (XI) класс. Эта особенность предполагает преемственность, последовательность, дифференцированный подход в процессе управления профессиональным самоопределением школьников.
Для успешного проведения профориентационной работы, организации в школе системы управления ориентацией молодежи на массовые профессии создаются школьные советы профориентации.

Основная задача школьного совета – объединять, координировать и направлять усилия педагогического коллектива базового предприятия на качественное улучшение профессиональной ориентации учащихся.
Школьный совет работает под руководством районного межведомственного совета профориентации, координационного совета профориентации микрорайона. Методическое руководство осуществляет методический центр районного межведомственного совета профориентации.
В обязанности совета входит:

1) формировать мировоззрение учащихся, отношение к труду, установку на готовность трудиться в сфере материального производства;
2) формировать активную жизненную позицию у профориентаторов-общественников, стремление к овладению научными основами организации профориентационной работы;
3) выполнять все решения районного совета профориентации и его методического центра;
4) координировать работу по профориентации в школе с МУПК, с базовым предприятием, СПТУ, учреждениями культуры, планировать профориентационную работу на год;
5) координировать работу профориентаторов-общественников в школе;
6) осуществлять повседневный контроль за проведением профориентационной работы в школе;
7) оказывать всестороннюю помощь МУПК района в комплектовании групп учащихся по профилям и проведении профориентационной работы в районе в целом.

Совет утверждается приказом директора школы на каждый учебный год в составе 10-15 человек:

1) председатель совета - директор школы;
2) зам. председателя совета - организатор трудового обучения, воспитания, профессиональной ориентации и общественно полезного производительного труда школьников;
3) секретарь - зав. кабинетом профориентации; членами совета являются:
4) школьный врач (медицинский работник);
5) библиотекарь;
6) член школьного родительского комитета;
7) представитель базового предприятия (цеха, участка и т. д.); член координационного совета профориентации микрорайона;
8) представитель совета содействия школе, семье и общественности;
9) учитель трудового обучения;
10) руководитель курса «Основы производства. Выбор профессии»;
11) старшая(ий) пионерская(ий) вожатая(ый).

Вся деятельность совета представляет собой целенаправленную систему мероприятий по управлению профориентацией молодежи на массовые профессии района (города).

Совет профориентации:

- планирует и организует общешкольные мероприятия по профориентации (встречи учащихся с представителями различных профессий, конкурсы «Лучший по профессии» и т. д.);
- создает в школе учебно-методический кабинет профориентации и обеспечивает его работу по особому плану, постоянно пополняет его материалами;
- регулярно информирует членов педагогического коллектива, родителей, учащихся о потребности в кадрах массовых рабочих профессий через все каналы информации (уроки», классные часы, школьное радио и степную печать);
- заслушивает на своих заседаниях профориентаторов-общественников (классных руководителей, учителей-предметников, членов родительского комитета и др.) об их работе с учащимися;
- организует профориентационную работу с родителями;
- контролирует и оказывает помощь в профориентационной работе различным организациям, родительским комитетам школы и классов;
- организует изучение профессиональных планов школьников, их реализацию, проведение индивидуальных профконсультаций с учащимися (руководством районного межведомственного совета профориентации);
- обобщает передовой опыт профориентационной работы и распространяет его¸ организуя семинары по обмену опытом среди учителей, научно-практические конференции по проблемам профориентации;
- обеспечивает участие школы в районном смотре-конкурсе на лучший учебно-методический кабинет по профориентации учащихся в средних общеобразовательных школах и на лучшую постановку профориентационной работы и трудового воспитания учащихся.

Работа советов проводится по плану, разработанному и утвержденному на год, на основании комплексного плана профориентационной работы школы и района на пятилетку. Заседания совета проводятся не реже двух раз в четверть. Председатель совета отчитывается о работе перед районным советом профориентации один раз в год.

Во главе совета профориентации стоит директор. В обязанности директора входит:

- направлять работу педагогического коллектива в осуществлении основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы;
- создать и организовать работу школьного совета профориентации;
- постоянно знакомиться с инструкциями, приказами, решениями по профессиональной ориентации, с научной и методической литературой;
- учитывать предъявленные в документах требования и рекомендации при составлении соответствующих разделов общешкольного плана профориентационной работы;
- контролировать и анализировать всю профориентационную работу в школе;
- в начале каждого учебного года обновлять и утверждать состав совета профориентации. Рекомендуется приглашать на заседание совета работников районного МУПК, представителей учреждений, предприятий, профессионально-технических училищ, техникумов, вузов, членов комиссии по делам несовершеннолетних и представителей органов по использованию трудовых ресурсов;
- установить деловые контакты с руководством базового предприятия по вопросам организации профориентационной работы;
- ежегодно в конце учебного года информировать районные комиссии по трудоустройству о количестве выпускников X (XI) классов, изъявивших желание работать на производстве, и количестве выпускников VIII (IX) и IX (XI) классов, желающих получить профессиональное образование в СПТУ.

В обязанности организатора внеклассной и внешкольной работы входит:

- организовать лекторий для родителей по проблемам профориентации;
- привлекать родителей к проведению профинформационных встреч, экскурсий с учащимися и к участию в других профориентационных мероприятиях школы;
- разработать и осуществлять специальный план мероприятий по пропаганде рабочих профессий среди родителей и учащихся;
- организовать сектор профориентации, оказывать ему помощь в планировании и проведении профориентационной работы;
- вовлекать учащихся в школьные мероприятия по подготовке учащихся к сознательному выбору профессии;
- создавать классные уголки профориентации;
- проводить собрания и сборы по темам профориентации;
- осуществлять тесную связь с выпускниками школы; учитывать итоги трудоустройства;
- организовывать встречи с работниками ПТУ, ВПУ, техникумов, вузов, промышленных предприятий и учреждений;
- привлекать учащихся к участию в работе предметных и технических кружков, групп по интересам, к систематическому освещению вопросов профориентации в стенной печати и по школьному радио;
- осуществлять, связи с базовыми предприятиями и ПТУ; проводить совместные мероприятия («огоньки», субботники, спортивные соревнования, трудовые десанты и т. д.);
- организовывать учащихся школы на знакомство с массовыми профессиями; участие в праздновании профессиональных праздников, например, дня машиностроителя, посвящения в рабочие и др.

В обязанности организатора трудового обучения, воспитания, профессиональной ориентации и общественно полезного производительного труда школьников входит:

- коренным образом улучшить трудовое воспитание, обучение и профессиональную ориентацию в школе;
- планировать и организовывать общешкольные и межклассные мероприятия по профориентации;
- организовать в школе учебно-методический кабинет профориентации и направлять его деятельность;
- организовывать и проверять профориентационную работу учителей-предметников и классных руководителей с учащимися;
- собирать, обобщать и распространять передовой опыт профориентационной работы;
- поддерживать деловую связь с межшкольным учебно-производственным комбинатом трудового обучения и профессиональной ориентации, с комиссией по профориентации и трудоустройству молодежи;
- организовывать проведение профориентационной работы с родителями школьников;
- освещать проблемы профориентации на оперативных совещаниях у директора;
- регулярно информировать членов педагогического коллектива и родителей о потребности народного хозяйства страны, отрасли, района, города в кадрах;
- организовывать в школе систематический общественно полезный и производительных труд по выполнению заказов базового предприятия.

Обязанности классного руководителя:

- глубоко и всесторонне изучать формирующуюся личность учащегося, его склонности, интересы, способности через беседы с учителями-предметниками, родителями, с помощью анкетирования и систематически проводимого наблюдения, с заполнением личной карточки-характеристики школьника;
- на основе изучения личности учащегося проводить целенаправленную профориентационную работу по определенной программе во время классных часов, факультативных занятий и экскурсий;
- работу по профориентации проводить в тесном контакте с родителями учащихся;
- два раза в год проводить анкетирование учащихся с целью выявления их жизненных планов;
- составлять и в конце каждого учебного года представлять школьному совету по профориентации списки учащихся классов с их пожеланиями относительно учебы и работы;
- обеспечить посещение всеми учащимися профориентационных мероприятий, проводимых межшкольным учебно-производственным комбинатом трудового обучения и профориентации, базовыми предприятиями и его СПТУ.

Обязанности учителей-предметников:

- ознакомить учащихся с профессиями и отраслями народного хозяйства в процессе изучения программного материала и во внеурочной работе;
- изучать и развивать интересы, склонности и способности каждого ученика;
- включать профориентационную тематику в оформление учебных кабинетов;
- обеспечить регулярную демонстрацию научно-популярных кинофильмов, диафильмов;
- использовать во внеклассных мероприятиях элементы профориентационной работы.

Обязанности библиотекаря школы:

- регулярно подбирать профориентационную литературу для учителей и учащихся (по годам обучения);
- изучать читательские интересы учащихся и рекомендовать им литературу, помогающую в выборе профессии;
- организовывать выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
- обобщать и систематизировать методические материалы, справочные данные о потребностях района, города в кадрах и другие вспомогательные материалы для школьного кабинета профориентации (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий и пр.);
- регулярно устраивать выставки литературы о массовых профессиях, о сегодняшнем дне отрасли.

Обязанности школьного врача:

- систематически обследовать состояние здоровья учащихся;
- проводить со школьниками и их родителями групповые и индивидуальные консультации по вопросам выбора профессии;
- давать заключения о соответствии здоровья учащегося требованиям, предъявляемым выбранной профессией;
- создать картотеку медицинских противопоказаний по массовым профессиям.

Обязанности родительского комитета:

- проводить лектории с родителями по проблемам профориентации;
- привлекать родителей к проведению бесед с учащимися о профессиях и к участию в других профориентационных мероприятиях школы.